Найти тему
Байки нашего Костра

Первый Адмирал. Путешествие на Север (продолжение).

(продолжение; начало см. здесь)

Продолжу, пожалуй, свою байку про путешествие Андрея на Север. Но сделаю прежде одно важное отступление про икону Одигитрии (Путеводительницы). Во-первых, слово "одигитрия" явно созвучно имени Андрей и "воде". Во-вторых, мы знаем, что предки наши "зашивали" карты в иконы. На всех иконах Одигитрии (Путеводительницы) по канону обязательно присутствуют звёзды на плечах и голове Путеводительницы. Это для нас важный знак. Плюс к этому практически все эти образы люди находили на деревьях (отличный пункт наблюдения за звёздами и ориентации на местности) и обязательно относили в ближайший монастырь, который отсылал образ в Москву, где с него делался список и возвращался обратно в монастырь. Если нашедший образ не относил его в монастырь, а хранил дома, то ему обычно сообщали разными способами, что надо отнести образ в положенное место. Говоря современным языком, все документы и карты должны находится в соответствующих учреждениях, а не по домам граждан.

Образ Одигитрии-Путеводительницы в русской традиции
Образ Одигитрии-Путеводительницы в русской традиции

Возвращаемся к звёздам на одеянии Одигитрии. При наложении Андреевского креста эти звёзды точно соответствуют реям. Если посмотреть, куда указывают реи, например, в Тихвинском монастыре, то откроется удивительная картина: одна рея очень точно указывает на уже известный нам Севастопольский (Херсонесский или Корсунский) меридиан, вдоль которого располагается много монастырей и храмов с образами Одигитрии, а вторая рея своим восточным концом указывает на Свияжск и Казань, западным же на Санкт-Петербург (Казанский собор), где тоже находятся такие иконы. Значит, будут нам указателями города и населённые пункты, где есть или были эти образы Одигитрии.

Города, где есть или были образы Одигитрии-Путеводительницы - подсказки для определения пути Андрея из Колы в Херсонес (Севастополь)
Города, где есть или были образы Одигитрии-Путеводительницы - подсказки для определения пути Андрея из Колы в Херсонес (Севастополь)

Теперь вернусь к возможному пути Столоначальника Навигационной службы с Севера, с Колы домой в Херсонес (Севастополь).

На то, что Андрей-Навигатор был в Мурманске, вернее, в Коле, торговом, судостроительном и рыболовецком центре Русской Лапландии, в Троицком Усть-Кольском монастыре (другие названия этого монастыря: Трифонов, Ново-Печенгский и Кольско-Печенгский), указывает следующее:

1. логика достижения его цели: пройти по Херсонесскому/Севастопольскому меридиану для настройки своего навигационного инструмента "Реи"

2. налаживание и/или корректировка навигационной службы в этом районе, например, Трифонов монастырь был переведён из неудобного для навигации места на реке Печенга в Колу на тогдашний остров при слиянии рек Кола и Тулома (напоминает Тулон и Тулу) к церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, рядом с которой позднее появился храм Петра и Павла

Примечание:

а. судя по тому, что в 1998 году церкви Благовещения Пресвятой Богородицы подарили икону Казанской Божией Матери, она была в ней и раньше, а эта икона - Одигитрия, т.е. Путеводительница, и она имеет непосредственное отношение к Андреевскому навигационному кресту

б. рядом с монастырём у залива, у судовой пристани был поставлен Путный крест, т.е. один из навигационных знаков

в. обустройство Трифонова монастыря на острове в Коле напоминает более позднее навигационное обустройство Санкт-Петербурга: Петропавловская крепость на Заячьем острове и очень близко церковь пресвятой Богородицы на Васильевском острове

3. географические названия в этой местности: Вайда/Wajda-Губа, Кандалакша в устье реки Нива, где на острове находился Кокуев монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы (снова Одигитрия-Путеводительница), Ондозеро

4. существующая до сих пор в Карелии местная легенда, что Андрей ездил "к острову Вращающегося Озера", а это, скорее всего, так называемый Святоносский сулой (бурлящее волнение и водовороты) около мыса Святой Нос, на котором поставлен маяк

5. благоприятные для цели экспедиции морские течения, по которым можно "перепрыгнуть" с Гольфстрима в Белое море к Кандалакше и Соловкам, а далее по цепи озёр к Ондозеру

6. следы экспедиции на Соловках, на которые нельзя попасть, минуя Колу и мыс Святой Нос:

а. Андреевский скит на Большом Заяцком острове Соловецкого архипелага, где располагались таможня для товаров и карантинная служба

СПРАВКА: Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге стоит на Заячьем острове.

б. в Хлебниковском летописце и рукописи стольника Мусина–Пушкина рассказывается о путешествии Андрея Первозванного на Святой остров мертвых в Белое море

в. в более позднее время при монастыре на Соловках были устроены гидробиологическая лаборатория, метеорологическая станция и геофизическую обсерватория, а на Секирной Горе был устроен маяк на храме, что свидетельствует о давней традиции организации навигационной службы в этом районе

Здесь я опять остановлюсь, чтобы прояснить важные вещи про Трифона, мыс Святой Нос и Соловки. А вы уж выводы сами делайте.

Сначала про Трифона и мыс Святой Нос. Святой Трифон - чудотворец, покровитель охотников и рыболовов. Считается первым сокольничим. В русской традиции также часто изображается с соколом (голубем) в руке, стоя или на коне как, например, на стене храма на Трифоновской улице в Москве (сейчас находится в Государственная Третьяковской галерее). Эта самая фреска и стала основой для иконографии так называемой "Русской Иконы" Святого Мученика Трифона.

Фреска святого Трифона с соколом на стене храма на Трифоновской улице в Москве (сейчас находится в Государственная Третьяковской галерее)
Фреска святого Трифона с соколом на стене храма на Трифоновской улице в Москве (сейчас находится в Государственная Третьяковской галерее)

Согласно болгарскому преданию о Трифоне Безносом, святой Трифон был простым виноградарем, который обрезал лозы на одной из своих кустов виноградника, когда мимо него прошла Пресвятая Богородица с младенцем Иисусом на руках. Она шла на 40-й день от его рождения читать молитву в церковь. Трифон над ней посмеялся, что у неё незаконнорожденный ребёнок. Чтобы наказать его, Пресвятая Богородица пошла в село к его жене и сообщила, что тот отрезал себе нос. Испуганная жена схватила тряпки, пепел, сажу, смалец и побежала на виноградник, чтобы перевязать своему мужу нос, но нашла его здоровым. После того, как она рассказала ему, зачем пришла, Трифон рассмеялся и показал руками, как обрезается лоза — не сверху вниз, а наоборот — снизу-вверх. При совершении этого жеста, он действительно отрезал себе нос.

Мыс Святой Нос (изначально Терский мыс или Терский нос) с маяком находится на полуострове Святой Нос длиной около 15 км и шириной до 3 км. Высота до 179 м. На полуострове расположено несколько небольших озёр и протекают несколько ручьёв, среди которых Долгий и Соколий.

Границей между Белым и Баренцевым морями считается линия, проведённая от мыса Святой Нос до мыса Канин Нос.
Границей между Белым и Баренцевым морями считается линия, проведённая от мыса Святой Нос до мыса Канин Нос.

В полуостров врезаются губы Становая и Долгая Белого моря и губа Лопское Становище Святоносского залива. Располагаются мысы Соколий Нос и Наталий Наволок. Полуостров разделяет Баренцево (или Печорское, Московское, Мурманское, Сиверское, Русское, Студенец) и Белое (или Студёное, Соловецкое, Северное, Спокойное, Белый залив) моря. Точнее, границей между Белым и Баренцевым морями считается линия, проведённая от мыса Святой Нос до мыса Канин Нос. Она как бы отрезает Белое море от Баренцева.

Русский посол в Данию дьяк Григорий Истома, который путешествовал в 1496 году вдоль берега Кольского полуострова, рассказал о деталях этого путешествия послу германского императора Сигизмунду фон Герберштейну, а тот изложил его рассказ в своей книге «Записки о Московии» (1556):

"Святой нос есть огромная скала, вдающаяся в море, наподобие носа; под нею видна водоворотная пещера, которая каждые шесть часов поглощает воду и с большим шумом обратно изрыгает назад эту пучину. Одни говорили, что это середина моря, другие — что это Харибда. Сказывал он, что сила этой пучины так велика, что она притягивает корабли и другие предметы, находящиеся поблизости, крутит их и поглощает, — и что они никогда не бывали в большей опасности. Ибо когда пучина внезапно и сильно стала притягивать корабль, на котором они ехали, то они едва с великим трудом спаслись, налёгши всеми силами на весла".

Маяк на мысе Святой Нос
Маяк на мысе Святой Нос

Это явление объясняется тем, что из-за столкновения двух мощных течений, Беломорского и Мурманского ответвления Гольфстрима, здесь случается неприятная для мореплавателей вещь — Святоносский сулой (бурлящее волнение и водовороты). Поморы в древности обходили сулой, перетаскивая судна волоком в самом узком и низком месте полуострова. Волок этот видно до сих пор, как рассказывают путешественники. А Андрей, повторюсь, ездил "к острову Вращающегося Озера". Пока всё сходится.

Теперь про Соловки и монастырь.

Славный монастырь был основан в 1429 году иноком Савватием. Трудолюбивые и знающие люди там жили. Имел право беспошлинно торговать солью. В 16 веке была построена сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставлены на них мельницы, построены новые хозяйственные помещения для многочисленного хозяйственного инвентаря; на поморских землях увеличилось число соляных варниц, был организован первый в Корельском уезде железоделательный оружейный завод на берегу реки Пялы, начали писать свои летописи. В 17 веке монастырь вёл соляные войны за Серёговский соляной промысел (в 770 км от Соловков) на реке Выми (ныне Республика Коми). Проиграл. Особо почитается в монастыре Одигитрия-Путеводительница - икона Богородицы Сосновская.

В 1881 году настоятель монастыря архимандрит Мелетий (Шергин), отличавшийся интересом к природе и наукам, вместе с профессором Санкт-Петербургского университета Николаем Вагнером создал при монастыре биологическую станцию с огромной по тем временам аквариальной залой и оснащённой по последнему слову техники гидробиологической лабораторией. Кроме биостанции, Мелетий создал при монастыре метеорологическую станцию и геофизическую обсерваторию. Соловецкая биостанция просуществовала до 1899 года. В 1996 году был создан Соловецкий филиал Беломорской биологической станции МГУ.

К середине XIX века монастырь имел небольшие суда и два парохода: "Вера" и "Надежда". Мастерские монастыря выполняли почти все судоремонтные работы и строили новые суда.

Система рек и озёр этого края была когда-то оживлённой транспортной магистралью, связывающей Белое море, Онегу, Ладогу, Белозеро и Волгу
Система рек и озёр этого края была когда-то оживлённой транспортной магистралью, связывающей Белое море, Онегу, Ладогу, Белозеро и Волгу

Для обеспечения безопасности мореплавания в районе островов устанавливались вехи и баканы. Но к 1860-м годам, когда на остров стали совершать регулярные рейсы крупные пароходы из Архангельска и других портов Белого моря, потребовалось более совершенное навигационное ограждение, способное обеспечивать безопасность плавания не только днем, но и ночью.

На вершине 74-метровой Секирной горы в 1861 г. была построена церковь. В двухэтажном здании без алтарных апсид расположено две церкви: внизу – Михаила Архангела и во втором этаже - церковь Вознесения. По проекту архитектора Шахларова, здание храма, верхняя точка которого находилась на высоте 98 метров от подошвы горы, изначально предполагалось использовать в качестве маяка. В 1862 г. купол церкви был надстроен башенкой маяка и с 1 августа 1862 года началась пробная эксплуатация маяка (в разных источниках называется 1862 или 1867 год). Маяк Соловецкий расположен в световом барабане над куполом.

Церковь-маяк на Секирной горе, Большой Соловецкий остров
Церковь-маяк на Секирной горе, Большой Соловецкий остров

Для любознательных несколько 360° панорам снаружи и внутри.

До 1904 г. в нём были установлены керосиновые лампы, а затем поставлены французские аппараты. В 1960-е годы маяк был капитально отремонтирован и переведен на электропитание. В настоящее время маяк вместе с Секирной церковью входит в состав Соловецкого монастыря и им же обслуживается под присмотром Соловецкой группы средств навигационного оборудования. Маяк до сих пор является самым высоким маяком на Белом море (верхняя точка храма находится на высоте 98 метров от уровня моря), работая в автоматическом режиме, обеспечивает дальность видимости до 10 миль.

Церковь-маяк на Секирной горе на Большом Соловецком острове
Церковь-маяк на Секирной горе на Большом Соловецком острове

Андреевский скит (также Андреевская пустынь) — один из скитов Соловецкого монастыря, основанный в XVI веке игуменом Филиппом (будущим митрополитом Московским) на Большом Заяцком острове Соловецкого архипелага.

Информация для размышления: Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге стоит на Заячьем острове.

По преданию с 10 по 16 августа 1702 г. эскадра из 13 кораблей, на которой находились сам царь Пётр 1 и его ближайшие сподвижники, стояла на якоре у Заяцких островов. В течение этого времени Пётр и его спутники несколько раз бывали на берегу Заяцкого острова и осматривали его. По приказу российского государя в том же 1702 году здесь была построена деревянная церковь во имя Андрея Первозванного, покровителя русского флота.

Андреевский скит на Большом Заяцком острове
Андреевский скит на Большом Заяцком острове

Начиная с XVIII века в Андреевском скиту существовала таможня для товаров и карантинная служба, чтобы во время эпидемий не допускать заболевших на острова. Во время Крымской войны пустынь подверглась нападению со стороны английской эскадры, Андреевская церковь была разграблена.

В августе 2006 года силами участников Соловецкой регаты на Большом Заяцком острове был установлен поклонный крест в память всех погибших моряков-подводников. В 2009 году была завершена реставрация Андреевской церкви, ведутся работы по восстановлению её иконостаса.

По одной из версий церковь Андреевского скита была перестроена во время посещения скита Петром из стрелецкой часовни: были прирублены алтарь и паперть. Эта версия подтверждается современными исследованиями строителей при реставрации церкви.

В Хлебниковском летописце и рукописи стольника Мусина–Пушкина рассказывается о путешествии Андрея Первозванного на Святой остров мертвых в Белое море и о его дружбе с волховскими князьями, что можно трактовать как путешествие Андрея на Соловецкие острова.

И снова всё сходится.

Дальнейший маршрут экспедиции шёл чётко по меридиану Херсонеса/Севастополя на юг:

Соловки -> река Выг -> система озёр Ондозеро – Сегозеро - Нигозеро (с городом Кондопога) – Онега -> исток реки Свирь из Онеги, где был поставлен на правом берегу Вознесенский мужской монастырь, где по писцовым книгам была церковь Вознесения Господня и (ВНИМАНИЕ!) "…церковь теплая Благовѣщенье Пресвятѣй Богородицы, да придѣлъ церковь Никола чюдотворецъ" (источник), где конечно же была икона Богоматери в образе Одигитрии-Путеводительницы.

Следуя цепочкой вышеназванных озёр, экспедиция немного отклонилась на юго-восток. Поэтому движение реки Свирь на юго-запад могло помочь Андрею-Навигатору вернуться на Херсонесский (Севастопольский) меридиан. Населенные пункты вдоль Свири с говорящими названиями Верхние и Нижние Мандроги, Валдома, Андреевщина приводят нас к Лодейному Полю, центру кораблестроения.

Здесь я хочу снова сделать небольшое отступление и обратить ваше внимание на интересное совпадение специализации городов, лежащих на краях Херсонеского/Севастопольского меридиана и на реках или озёрах, которые меридиан пересекает. Судите сами:

· Херсонес/Севастополь, Кола/Мурманск, Лодейное Поле, Воронеж – центры судостроения и подготовки морских экипажей,

· Херсонес/Севастополь и Кола/Мурманск – порты и базы военно-морского флота, а также имеют разветвлённую сеть подземных ходов и помещений,

· в городе Кола на реке Кола, на Соловках, в городе Тихвин на реке Тихвинка, в городе Валдай на озере Валдай, в городе Осташков на озере Селигер, вокруг города Тверь, в городе Воронеж на реке Воронеж, в пригороде города Каховка Корсунке на реке Днепр располагаются монастыри с иконами Одигитрии-Путеводительницы (Казанская, Тихвинская, Иверская, Смоленская, Корсунская, т.е. Херсонеская), которые чудесным образом попадали в монастыри очень часто по воздуху в потоке света или огня, и люди, которые пытались их оттуда похитить, сурово наказывались, а иконы возвращались на закреплённые за ними места; в дополнение к этому все эти иконы обязательно на некоторое время привозились в Москву, чтобы с них сделали списки, которые оставались храниться в Москве.

На мой взгляд, всё это – свидетельства хорошо поставленной Службы Навигации и отлично выполненных экспедицией Столоначальника этой службы Андрея-Навигатора задач. В современном мире это может называться сверка карт или навигационных знаков.

Теперь вернёмся к маршруту экспедиции от Лодейного Поля. В рукописи "Оповедь" автор указывает, что Андрей шёл с юга по реке Волхов в Ладогу и оттуда на Валаам "в бурное вращающееся озеро". Я сильно сомневаюсь в таком направлении. Мы с вами уже определили, что "бурное вращающееся озеро" – это, скорее, Святоносский сулой, т.е. бурлящее волнение и водовороты в месте столкновения двух морских течений около мыса Святой Нос. Название "Валаам" было, наверняка, вписано позднее для придания статуса монастырю. Никаких материальных следов пребывания на острове экспедиции Андрея-Навигатора, т.е. маяков, сигнальных камней, навигационных крестов, сигнальных колоколен, икон Одигитрии-Путеводительницы, соборов Петра и Павла, топонимов с именем "Андрей" в разных формах, нет. Да и если посмотреть на карту, то не было у экспедиции резону делать крюк и идти от устья Свири опять на север к Валааму, который сейчас возвышается над уровнем мелеющей Ладоги на 42 метра.

Возможный маршрут по реке Свирь и далее на Тихвин
Возможный маршрут по реке Свирь и далее на Тихвин

А ведь во времена экспедиции уровень вод был значительно выше. Например, известная сейчас крепость Старая Ладога, которая по идее строилась в устье реки Волхов, стоит сейчас почти в 15 км от берега Ладоги по прямой. Скорее всего, при таком уровне воды в озере Валаама как острова не было. Логичнее было просто основать или обновить Никольский Адриано-Андрусовский монастырь с традиционными для монастырей такого типа двумя церквями - Пресвятой Богородице и святителю Николаю Чудотворцу, т.к. для навигации нужна не только Одигитрия-Путеводительница, но и какое-то световое сигнальное сооружение, чаще всего в виде высокой колонны, укреплённой снизу (примеры таких маяков-крестов см. на фото).

Приметный крест на Соловках
Приметный крест на Соловках

Каждый крест, как маяк, был индивидуален и узнаваем, по нему опытный кормчий мог определить свое местонахождение. В отдельных случаях с этой целью ставилось несколько крестов. Множество крестов стояло на Новой Земле, по берегам пролива Карские ворота, в Костином шаре, на островах Валькове и Вайгач, в Русской гавани, на Становых островах, в губе Строгановых и Мучной гавани (источник).

Приметный крест Териберка, Баренцево море
Приметный крест Териберка, Баренцево море

Кресты являлись и своеобразными навигационными приборами. Их перекладины указывали направление север-юг, а лицевая сторона смотрела на запад. Их использовали в качестве береговых ориентиров, знаков для указания входа в гавань. Последнее было особенно важно на архипелаге Шпицберген, где прибрежное плавание усложнялось многочисленными грядами подводных камней (источник).

Русский приметный крест на Шпицбергене
Русский приметный крест на Шпицбергене

Никольский Адриано-Андрусовский монастырь находится очень близко от устья Свири на её правом берегу почти на острове, что тоже удобно для навигационных целей. С учётом местных высот и более высокой водой на Ладоге в те времена Свирь впадала в Ладогу гораздо ближе к Лодейному Полю. Поэтому и расположение Андрусовского монастыря вполне вписывается в нашу схему. Река Свирь – по сути своей канал или труба, по которой идёт слив воды из Онеги в Ладогу. Как и до сих пор положено по навигационным правилам, при входе в канал и при выходе из канала должны быть сигнальные сооружения. И они на Свири есть: Вознесенский мужской монастырь у Онеги и Никольский Адриано-Андрусовский монастырь у Ладоги.

Итак, в этом районе экспедиция свои задачи выполнила. Пора было поворачивать по Херсонескому меридиану на юг.

И здесь экспедиция могла столкнуться со сложностями: все местные реки текут на север, а надо двигаться на юг. Было, на мой взгляд, два варианта решения: (1) ждать зимы и по замершему руслу ближайшей к Лодейному Полю реки Оять и цепочке озер подниматься к Тихвину, где надо было основывать очередной навигационный монастырь с Одигитрией-Путеводительницей; (2) построить воздушный шар или несколько шаров и отправиться на юг к Тихвинскому Погосту (как тогда назывался современный г. Тихвин) по воздуху, ориентируясь по своим магниторецепторам. Магниторецепция (употребление термина известно с 1972 года) — это чувство, которое даёт организму возможность ощущать магнитное поле, что позволяет определять направление движения, высоту или местоположение на местности. Кости, которые могут взаимодействовать с магнитным полем, были обнаружены у человека в области носа, а именно — клиновидная пазуха и решётчатый лабиринт.

Я отдаю предпочтение варианту (2), т.к., во-первых, в Тихвинском монастыре сохранилось красочное подробное описание появления Одигитрии-Путеводительницы вместе с Николаем, которое очень напоминает передвижение на воздушном шаре, во-вторых, этот вид передвижения был вполне реален и давал возможность не ждать смены времён года, в-третьих, Роза ветров в Лодейном Поле позволяет осуществить такой перелёт (см. на рисунке ниже график ветра, т.е. направление, откуда дует ветер; источник). Но надо ловить попутный ветер.

Роза ветров в Лодейном Поле
Роза ветров в Лодейном Поле

А от Тихвина, после завершения организационных работ по налаживанию навигационной службы и, возможно, проектировании будущей Тихвинской водной системы каналов и шлюзов, экспедиция Столоначальника Навигационной Службы двинулась дальше на юг, снова ловя попутный ветер.

Роза ветров в Тихвине
Роза ветров в Тихвине

Воздушные потоки на разных высотах по-разному движутся. Ветер мог сносить экспедиционный воздушный шар на юго-запад, и команда вынуждена была сделать посадку в Грузино, которая нашла отражение в многочисленных списках одного рассказа очевидца этой посадки.

Гру́зино… Друзино… Андрузино… По официальной версии именно здесь Андрей "… жезл свой водрузи во веси нарицаемой Грузино, идеже ныне есть церковь во имя... Андрея Первозванного". Е.Голубинский: «От этого водружения апостолом будто бы и село получило свое имя (Друзино или Грузино от водружения или вогружения...).

Современная карта Грузино
Современная карта Грузино

В 1707 году Грузино было подарено Петром I князю А. Д. Меншикову. Павел I подарил Грузинскую волость Аракчееву, который организовал здесь военное поселение (послужившее образцом для прочих) и в короткие сроки выстроил один из самых примечательных в русской провинции архитектурно-парковый ансамбль эпохи классицизма, включавший не только дворец с павильонами, но также пристань и каменный Андреевский собор, освященный в 1806 году. Здесь же он и был похоронен.

На фото Храм Андрея Первозванного в Грузино.
На фото Храм Андрея Первозванного в Грузино.

Подборку фото Грузино см. здесь

На рисунке Храм Андрея Первозванного и въезд со стороны Санкт-Петербурга
На рисунке Храм Андрея Первозванного и въезд со стороны Санкт-Петербурга

А может, эта посадка и не была вынужденной, а была чётко спланированной и блестяще осуществлённой, т.к. в дополнение к топониму на основе имени "Андрей", Андреевскому собору и пароходной верфи есть ещё один аргумент в пользу запланированной посадки. Село Грузино находится на важной навигационной линии: Богоявленский собор (Москва) - Опоч монастырь (Тверь) - Вышний Волочёк – Грузино - Петропавловская крепость (Санкт-Петербург). Таких совпадений не бывает. Это – "непознанная закономерность", как говорили классики Левкипп, Демокрит, Аристотель, Энгельс, Ленин. Наверное, это – тема отдельного исследования в будущем и новой байки.

Навигационная (белая) линия по точке заката в день летнего солнцестояния или точке восхода в день зимнего солнцестояния: Богоявленский собор (Москва) - Опоч монастырь (Тверь) - Вышний Волочёк – Грузино - Петропавловская крепость (Санкт-Петербург). Жёлтая линия обозначает Золотое сечение Северного полушария (Золотая Хорда)
Навигационная (белая) линия по точке заката в день летнего солнцестояния или точке восхода в день зимнего солнцестояния: Богоявленский собор (Москва) - Опоч монастырь (Тверь) - Вышний Волочёк – Грузино - Петропавловская крепость (Санкт-Петербург). Жёлтая линия обозначает Золотое сечение Северного полушария (Золотая Хорда)

Итак, двигаемся вместе с экспедицией на юг-восток, чтобы вернуться на Херсонесский меридиан. Розу ветров для Грузино я не смогла найти, ведь это сейчас небольшое село. Но для Великого Новгорода Роза ветров есть. Она тоже не идеальна для воздухоплавания, но поймать попутный ветер можно.

Роза ветров в Великом Новгороде
Роза ветров в Великом Новгороде

Если её приложить к селу Грузино, то мы точно получим нужное экспедиции направление на современный город Валдай, где на острове посередине озера Валдай стоит ещё один навигационный монастырь - Валдайский Иверский Богородицкий Святоозёрский монастырь с, как вы уже догадались, Иверской Одигитрией-Путеводительницей. А вот в Великий Новгород Андрей-навигатор со своей командой исследователей-наладчиков вряд ли заходил, несмотря на настойчивые упоминания во многих летописных списках утраченных оригиналов. Так же, как и с островом Валаам, это была статусная приписка тогдашней местной элиты. Не было у Андрея никаких логических причин заходить в Великий Новгород, который лежал в стороне от Херсонеского/Севастопольского меридиана.

Кстати рядом с Иверским монастырём есть ещё один топоним от имени "Андрей" – село Едрово. Нам подсказка, что моя версия маршрута в этом направлении – правильная.

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь
Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь

Вполне возможно, что после основания или обновления навигационного монастыря на острове Валдай, экспедиция пересела на речные суда, т.к. в этом районе до сих пор можно спокойно передвигаться по цепочкам озер и рек. Но дорога в этом случае становится извилистой и более долгой.

И могла она привести экспедицию мимо истока современной Волги, через озера Стерж и Пено к истоку Западной Двины и к славному городу Андреаполь.

Первые поселения на территории Андреапольского муниципального округа относятся к эпохе неолита и датируются VII — III в.в. до н.э. Сохранились материальные памятники: огромные камни — следовики, курганы, сопки — древнейшие могильники. "Повесть временных лет" описывает Оковский лес в Сказании об апостоле Андрее как своего рода географический центр, откуда берут начало три великие реки: "… Днепр же вытекает из Оковского леса и течёт на юг… Двина из того же леса вытекает и течёт на север… Из того же леса вытекает Волга и течёт на восток". Но это неправда. Посмотрите сами на карту.

Современная карта с истоками Волги, Западной Двины и Днепра
Современная карта с истоками Волги, Западной Двины и Днепра

В научной литературе этимология словосочетания "Оковский лес сколько-нибудь серьезно не рассматривалась, за исключением статьи специалиста в области полоцко-смоленских древностей Л. В. Алексеева «“Оковский лес” Повести Временных лет», где он утверждает, что благодаря удобным волокам в Оковском лесу древний Двинско-Волжский торговый путь пересекался с более поздним путём «Из варяг в греки». На самом деле все волоки располагались по окраинам этого лесного массива, а не в глубине его, огибая его с севера и юго-востока. При этом нет ни одного волока из Днепра в Западную Двину, а водораздел Днепра и Западной Двины был наименее засёленным, практически безлюдным. Это означает, что гипотетический путь «из варяг в греки» в районе Оковского леса проходить не мог. (Источник)

Гора Лобно, на которую указывает А. Куланов как на центр Мира апостола Андрея, где он ставил свои реи для ориентации, находится в стороне от основных водных путей – Волги, Западной Двины и Днепра. До неё сложнее добраться, чем до Андреаполя, который стоит прямо на Западной Двине. Лобно – вторая по высоте гора Бежаницкой возвышенности с 337,9 м, а её соседка гора Липницкая (338,7 м) – это наивысшая вершина этой возвышенности. Бежаницкая возвышенность служит водоразделом для главных речных систем Псковской области. Здесь находятся истоки рек Великой, Ущи, Локни, Алоли, Смердели, Льсты, Шести и др. Воды одних рек стекают в Псковское озеро, других – в Ильмень, третьих – в Западную Двину.

Волостной центр Дубна Торопецкого уезда (на правом, псковском берегу) впервые упоминается ещё в Литовской метрике, датируемой 23 июля 1489 года. Именно с этой даты и ведётся летоисчисление города Андриаполь, который позднее поглотил Дубну.

В XVIII веке землями, располагавшимися на левом (тверском) берегу реки Западной Двины, вокруг села Мачихино Осташковского уезда, владел Андрей из рода Кушелевых. Его имение в 1783 году получило название Андреяно Поле.

В начале XIX века в окрестностях Андреаполя были исследованы источники минеральных вод, которые признаны как лечебные. В 1810 году стараниями Сергея Андреевича Кушелева на его землях (Мачихино и Рогово) был открыт один из первых курортов России – Андреапольские минеральные воды, где отдыхала и лечилась знать Москвы, Санкт-Петербурга, а также участники героического похода А.В. Суворова через Альпы, Отечественной войны 1812 года, «битвы народов» при Лейпциге (1813г.).

Вид на курорт «Андреапольские минеральные воды», XIX век. [Курорт в русской культуре. К 200-летию Андреапольских минеральных вод. Статьи и материалы./Сост. Строганов М.В., Цыков В.В. - Торжок: Всероссийский историко-этнографический музей, Тверь: Изд-во М Батасовой, 2010 - 360 стр., ил.]
Вид на курорт «Андреапольские минеральные воды», XIX век. [Курорт в русской культуре. К 200-летию Андреапольских минеральных вод. Статьи и материалы./Сост. Строганов М.В., Цыков В.В. - Торжок: Всероссийский историко-этнографический музей, Тверь: Изд-во М Батасовой, 2010 - 360 стр., ил.]

К сожалению, в годы Великой Отечественной войны этот город был полностью разрушен, и никаких следов от экспедиции Андрея-Навигатора, кроме топонима, высокого берега (254 м.), с которого удобно делать навигационные наблюдения, да логики передвижения по руслам рек этого региона, не сохранилось. На мой взгляд, это тупиковая дорога для подобной экспедиции. Хотя и стоит Андреаполь на Западной Двине, но спуститься по ней, а потом перевалить, например, в Днепр, достаточно сложно.

Предлагаю посмотреть другой маршрут, которым могла пойти экспедиция. Давайте сделаем шаг назад и вернёмся в край озёр на Валдае, на озеро Селигер. Мы обнаружим там знаменитый монастырь - Нило-Столобенскую пустынь.

Нило-Столобенская пустынь
Нило-Столобенская пустынь

И снова сделаю небольшое отвлечение на интересную иллюстрацию того, что монастыри были не только финансовыми, навигационными, торговыми, но и учебными заведениями: биография математика, известного нам под именем Магницкий. Рождён он был под фамилией Телятин или Теляшин в Осташковской патриаршей слободе на Селигере. И прежде, чем стать преподавателем математики в "Школе математических и навигацких наук" в Москве и написать первое в России учебное пособие по математике, которое известно как "Арифметика Магницкого", и учебник по математике и кораблевождению, он учился в Ниловой пустыни, в Иосифо-Волоколамском монастыре, а затем в Симоновом монастыре в Москве, где была ему присвоена новая фамилия "Магницкий" и даровано дворянство. До последних дней своей жизни Л.Ф. Магницкий являлся руководителем Навигатской школы в Москве, где учили арифметике, геометрии и тригонометрии.

Л.Ф. Магницкий. Сухарева башня в Москве, где размещалась Навигатская школа. Начальные страницы "Арифметики Магницкого"
Л.Ф. Магницкий. Сухарева башня в Москве, где размещалась Навигатская школа. Начальные страницы "Арифметики Магницкого"

Теперь вернёмся к навигационному монастырю на Селигере. В Богоявленском соборе Ниловой пустыни находились одновременно и в разные годы следующие списки иконы Одигидрии-Путеводительницы: Смоленская (утрачена), Тихвинская (утрачена), Казанская. В том же районе в городе Старицы на Волге находилась ещё одна Одигитрия, а в деревне Клочки находился сдвоенный образ: на одной и той же стороне иконы Одигитрия-Путеводительница - Оковецкая (Ржевская) – вместе с Николаем Чудотворцем. Поскольку деревня Клочки и Старица находятся восточнее Андриаполя, для меня это знак, что экспедиция Андрея-Навигатора свернула на русло Волги по направлению на Селижарово, далее Старица и, возможно, Тверь. Вот на этой карте хорошо виден этот "треугольник" принятия решения.

Современная карта Тверской области
Современная карта Тверской области

Чисто рельефная проблема возникла перед экспедицией: водораздел в виде современной Смоленско-Московской возвышенности, с которой река Западная Двина стекает в Балтийское море, река Днепр стекает в Чёрного море, река Волга (с притоками Оки) стекает в Каспийское море, а река Дон несёт свои воды в Азовское море. При гораздо более высоком уровне воды в реках в те времена надо было выбирать маршрут по течению реки, чтобы минимизировать трудоёмкий ход на веслах. Или ждать зимы, когда русла рек замёрзнут, и можно будет ехать по ним в любую сторону. Или воспользоваться воздушным шаром, чтобы перелететь водораздел и спокойно спуститься по течению реки в Чёрное или Азовское море. Движение по Волге дальше Твери, на мой взгляд, отпадает, т.к. Волга приведёт к Каспийскому морю (другие названия: Хвалынское, Саринское, Гирканское…), а экспедиция должна вернуться в Херсонес. Да, конечно, можно в районе современного Волгограда перевалить в Дон. А, может, современное Каспийское море вообще соединялось с Доном и Азовским морем. Рельеф позволяет это. Смотрим карту рельефа в районе реки Дон, Азовского и Каспийского морей (ресурс) и всё становится ясно.

Карта рельефа в районе реки Дон, Азовского и Каспийского морей
Карта рельефа в районе реки Дон, Азовского и Каспийского морей

И ещё один критерий, который надо было учитывать - течения в Чёрном море для минимизации усилий экипажа.

Схема современных течений в Азовском и Чёрном морях
Схема современных течений в Азовском и Чёрном морях

Если экспедиция выходит в Чёрное море из Днепра, то для достижения Херсонеса экипажу придётся преодолевать серьезное встречное морское течение или сходить с корабля в районе современной Каховки и идти по суше. Если экспедиция выходит через реку Дон, то они прекрасно могли бы оседлать попутные течения в Азовском и Чёрном морях.

В принятии любого решения всё зависит от конечной цели. Андрей-Навигатор был прежде всего моряком. В его первоочередные задачи входило налаживание навигационной морской службы и обеспечение корабля в целом. Исходя из этого, я бы выбрала маршрут через реку Дон и его притоки, значит, через Воронеж, в котором можно было бы посмотреть на корабельные леса и верфи. В Воронеже для нас есть подсказка: в Спасо-Преображенском Толшевском монастыре хранится старинный список иконы Корсунской Божией Матери – Одигитрии-Путеводительницы, а в Воронежском Покровском монастыре (разрушен) хранились даже две Одигитрии – Смоленская и Казанская (так же, как и в Ниловой Пустыни на Селигере, такое впечатление, что эти два навигационных монастыря были узловыми).

Давайте посмотрим на карте рельефа, возможен ли в принципе такой маршрут с учётом более высокой воды в реках.

Но об этом чуть позже.

А на сегодня всё.

Ваша Мафра

(окончание следует)