Собственно, главный вопрос один: современная фотография — это в большей степени сумма технологий или произведение искусства? Не скрою, при взгляде на некоторые работы все чаще возникает впечатление, что их автор прячет за техническими «наворотами» отсутствие мысли и оригинальной идеи. А для некоторых, похоже, эти «навороты» и становятся идеей — единственной и самодостаточной. И когда, пытаясь понять, что же хотел сказать автор, начинаешь снимать шелуху этих ярких (чаще всего — компьютерных) «оберток», на выходе остается ноль. #INJECT_1# Да, мастерством здесь владеет каждый — других в союз не берут, планка достаточно высокая. Но почему одно мастерство волнует, а другое оставляет равнодушным? Вот фотографии Ирины Успенской из серии «Мадонны». Тщательно воспроизведенные композиции — «кавер-версии» средневековых портретов. Автор явно работает «под Рафаэля». И все вроде грамотно: цвета и фактура одежды, позы натурщиц и младенцев, но… от всего этого веет холодом. Не Рафаэль! А вот, казалось бы, бесхитростные по замыслу работы Сергея Хмелева из серии «Торжок». Луга и перелески, за ними — городок с церковками. Поле одуванчиков, за ними — забор. Все! А почему эти простенькие пейзажи греют душу и так хочется на них смотреть? Непонятно — магия! Строгая геометрия «каменных джунглей» Валентины Милиной (наша газета неоднократно о ней рассказывала) вызывает ассоциации со звуками органа. А утонченная лирика Елены Кондратьевой в серии «Про красное» (красный зонтик, осенние листья и цветы, плывущие сквозь туманы) — это чистая поэзия. Здесь мастерство не мешает сердцу (и, не дай бог, не подменяет его), а помогает ему трудиться. Художник или репортер? Всю жизнь балансирует на стыке этих двух профессий один из питерских фотомэтров председатель секции фотографии Сергей Компанийченко. В свое время заслуженную славу ему принесли два альбома о Валааме, над которыми он работал много лет. А недавно Сергей снова оказался в тех местах — как говорит, совершенно неожиданно для себя. Пригласили выступить в монастыре перед насельниками, рассказать о той работе. Естественно, взял с собой фотоаппарат. Но не цифровой, а классическую «лейку», заряженную черно-белой пленкой. И вот — «случайный» портрет: Алексей Достоевский, капитан судна «Василий Фокин». Старик с трубкой во рту. Лицо — судьба… Александра Кириллова. Из серии «В безвременье усадьбы Демидовых»./РЕПРОДУКЦИЯ. Фото Сергея ГРИЦКОВА Среди участников выставки впервые появился и еще один мэтр, но уже кинематографический — известный российский кинорежиссер Сергей Дебижев. Недавно он получил приз за лучший документальный фильм 44‑го Московского международного кинофестиваля. Картина называется «Святой Архипелаг», снималась она на Соловецких островах, оттуда мастер привез и фотосюжеты. Молодой (как пояснил автор, только что прошедший постриг) монах бьет в огромный колокол. Бешеная энергия, страсть — все настоящее. Так и хочется сказать — верю! Более сложные, и уже не только фотографического плана, раздумья вызывает молодое поколение. Вот работы только что принятой в союз Жаннет Шершицкой. Серия называется «Выход в вечность». Девушка сделала фоторепортаж… с похорон собственного отца. Мастерство обсуждать не берусь, для меня здесь скорее вызов этический. Уместно ли в такой момент держать в руках камеру? С другой стороны, ситуация на грани жизни и смерти — разве это не повод для глубоких мыслей? А, приподнявшись над собственной болью, попытаться заглянуть в вечность — разве это не отвага мастера? Впрочем, пусть каждый посетивший выставку свои оценки даст сам. Работает она до 2 декабря.
Жизнь через объектив. На Невском проспекте работает выставка «Восприятие-2022»
29 ноября 202229 ноя 2022
7
2 мин