Более 4 месяцев (137 дней в сумме) бывшие сотрудники Кроноцкого заповедника на Камчатке ожидают пересмотра приговора. Все это время четверо ученых пребывают в следственном изоляторе. Они признаны виновными в хищении более чем 450 миллионов рублей и получили реальные уголовные сроки: от 3 до 6 лет лишения свободы. Руководство организации, министр природы Камчатки Алексей Кумарьков и десятки природоохранных предприятий летом 2022 года назвали решение суда едва ли не наказанием за помощь природе - общественные деятели уверены в невиновности Дарьи Паничевой, Романа Корчигина, Оксаны Тереховой и Николая Позднякова. Вряд ли за полгода академическое сообщество усомнилось в том, что скандальное «дело Кроноцкого» требует пересмотра.
«Комсомольская правда - Владивосток» обратилась к замдиректора по экологическому просвещению и связям с общественностью заповедника Татьяне Гульбиной, чтобы узнать, как продвигается дело. Оказалось, что со дня вынесения приговора ничего не изменилось. Когда пересмотрят приговор - толком никто и не знает.
- Дата апелляционного заседания до сих пор не назначена. Протокол, который готовил судья, выдан достаточно поздно. По закону коллегия из трех судей должна ознакомиться с ним не позднее 30 дней с момента поступления материалов, - рассказала Татьяна Алексеевна.
Следующей точкой в маршруте дела должен был стать Камчатский краевой суд как учреждение апелляционной инстанции. Этот процесс, подчеркивает защита осужденных сотрудников, - дополнительное судебное следствие. Даже если не удастся отменить приговор полностью, бороться стоит как минимум из-за чрезмерно сурового наказания.
- Мы считаем, что выводы суда не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в ходе заседаний. Суд не учел многих обстоятельств, в итоге приговор содержит существенные противоречия, которые повлияли на решение вопроса о виновности. Да и в целом решение является несправедливым, чрезмерно суровым, - рассказал адвокат Александр Андреев.
Петиция, чтобы привлечь внимание российской общественности к проблеме, собрала уже почти 50 тысяч подписей. Ученых Кроноцкого заповедника поддержали как минимум 75 общественных организаций и инициативных групп. Россияне пишут письма в следственный изолятор, а сами экс-сотрудники с помощью корреспонденции продолжают решать природоохранные задачи на Камчатке. А юристы тем временем свободно отвечают на вопросы подписчиков о спорных моментах дела - это должно подчеркнуть, что скрывать осужденным нечего.
Напомним, следствие ведут с 2016 года. За это время нашли как минимум трех подозреваемых в хищении 455 миллионов рублей за ликвидацию накопленного экологического мусора в рамках целевой федеральной программы. За это двое получили условный срок, а третий, Тихон Шпиленок, получил обвинение посмертно. Его версию событий суд узнать не мог.
На первый этап выделили 250 миллионов рублей, затем еще 205. Общая площадь очищенных территорий за два года - почти 900 гектаров. Руководство заповедника утверждает, что собрано и вывезено 1 550,614 тонны отходов - несмотря на утверждения силовиков о том, что эти работы не выполнены (есть фотографии). При этом учредитель ООО «Экология», выигравший «аппетитный» подряд на очистку, и замдиректора заповедника по охране (председатель комиссии по приемке работ от заповедника) - те самые подозреваемые - признали свою вину в махинациях с бюджетными деньгами. И все равно отделались «условкой». Коррупция так или иначе подтверждена. Но природоохранное сообщество задает логичные вопросы: как к этому причастна, например, замдиректора по научной работе Дарья Паничева, которая никогда не подписывала бухгалтерские документы? Почему управленцев не лишили свободы, но сделали это с научными сотрудниками? Как Роман Кочиргин, который в 2015 году не работал в заповеднике и застал лишь финальную приемку работ по очистке, мог быть признан членом коррупционной ОПГ?
«Комсомольская правда - Владивосток» публиковала полную историю уголовного дела летом 2022 года. Тогда Петр Шпиленок, экс-директор заповедника, ушел с поста из-за обвинений в сторону коллег.