Найти в Дзене
Игорь Орлов

Тайны святителя Игнатия Брянчанинова

Оглавление
Святитель Игнатий (в миру - Дмитрий Александрович Брянчининов)
Святитель Игнатий (в миру - Дмитрий Александрович Брянчининов)

Фигура святителя Игнтатия Брянчанинова таинственна и загадочна.

До 1988 года, то есть более 120 лет после его кончины, Брянчанинова считали лишь духовным писателем, писавшим, в основном, для монашествующих. Лишь в июне 1988 года, на поместном соборе РПЦ, он был канонизирован в чине святителя. На мой взгляд – заслуженно. Он вел не просто святую жизнь, но с очень высокими требованиями к себе в ней, по самым высоким стандартам в этой сфере. Это заслуживает и уважения, и почитания.

Труды святителя Игнатия Брянчанинова настоятельно рекомендует читать профессор богословия А.И. Осипов. Благодаря ему в российском духовном обществе идет популяризация этого святителя.

Доктор богословия, профессор Осипов А.И.
Доктор богословия, профессор Осипов А.И.

Почему так? Духовный наставник Осипова игумен Никон Воробьев был учеником святителя Игнатия. Эта традиция была передана и Осипову, привита любовь к нему.

Игумен Никон Воробьев с молодым учеником Алексеем Осиповым читают труды святителя Игнатия Брянчанинова
Игумен Никон Воробьев с молодым учеником Алексеем Осиповым читают труды святителя Игнатия Брянчанинова

Святителя Игнатия Брянчанинова, по достоинству считают, тем, кто адаптировал учение Святых отцов древности на современный лад. Он и сам следовал тем жестким, в чем-то идеальным канонам Древности и другим предлагал это.

Святитель считается представителем консервативного, категоричного, «черно-белого», пессимистичного православия (в отличие, например, от афонской традиции, которую, кстати, и критиковал). Но великий плюс святителя Игнатия – он не был поборником того «военизированного православия», которое подается в настоящий день в России. Являющееся скорее неоязычеством, чем христианством, по сути и основе своей.

Но, вернемся к святителю Игнатию. В чем его таинственность?

Тайна рождения.

У Александра Семеновича и Софьи Афанасьевной Брянчаниновых, родителей Дмитрия (будущего святителя Игнатия) было горе. Рожденные им двое детей, умерли сразу же в первые дни младенчества. Некоторое время потом Бог не давал им детей.

Александр Семенович Брянчанинов (1784-1875), отец святителя Игнатия
Александр Семенович Брянчанинов (1784-1875), отец святителя Игнатия

Софья Афанасьевна тайно молилась Господу, Христу Его. И, буквально, вымолила ребенка – Дмитрия. Для нее, как верующей женщины, это было знаком, что сын будет посвящен Богу. Что и случилось потом: вымоленный у Бога Дмитрий, пришел к Богу и жил как Божий.

София Афанасьевна Брянчанинова (1786-1832), мать святителя Игнатия
София Афанасьевна Брянчанинова (1786-1832), мать святителя Игнатия

Удивительно и другое. После рождения Дмитрия (будущего святителя Игнатия) у четы Брянчаниновых стали рождаться и выживать дети. Всего им Господь подарил 9 детей: Дмитрия, Александру, Петра, Софью, Михаила, Елизавету, Александра, Семена и Марию. Петр, духовно, был ближе всего Дмитрию.

Петр Александрович Брянчанинов (1809-1891) вице-губернатор Ставрополья, младший брат святителя Игнатия, близкий ему по духу и помогавший ему.
Петр Александрович Брянчанинов (1809-1891) вице-губернатор Ставрополья, младший брат святителя Игнатия, близкий ему по духу и помогавший ему.

Дмитрий, как старший сын, пользовался большим уважением среди детей, своих младших братьев и сестер: умный, чуткий, одаренный, знающий. Он легко учился и был воспитан в лучших дворянских манерах. Он не возносился над детьми, как старший, но помогал им.

Тайна конфликта с отцом.

Дмитрию, по душе, была ближе мать, Софья Афанасьевна, чем отец.

Александр Семенович, отец Дмитрия, воспитывал детей в великой строгости. Чуть повинность – наказание.

«Бьет – значит любит» - извращенное понимание любви. Но в такой культуре жесткого воспитания рос Дмитрий (будущий святитель Игнатий). Возможно, что его личная жесткость суждений и категоричность, его жесткая аскеза, берет начало в отцовском суровом воспитании. Замечено, что если отец жестокий – то и Бога люди считают жестким. Если отец любящий, дарующий, понимающий – то таким видят и Бога. В детстве сокрыто немало тайн.

Дмитрий не перечил отцу во всех вопросах, кроме принципиальных и жизненно важных.

Был случай в детстве, когда Александр Семенович и Дмитрий, отец и сын, полезли купаться в прохладную воду. Отец был здоровым физически (прожил почти 91 год) и потому мог долго плескаться в холодной воде. А Дмитрий был слаб телесным здоровьем с рождения. Но он терпел и вышел из воды, как положено, только после отца. Потом заболел.

В принципиальных вопросах Дмитрий настаивал на своем. Он решил уйти в монашество, и несмотря ни на что, осуществил свою цель. И отец, и другие влиятельные люди, были против такого его решения и всячески ему противились. Но Дмитрий не сдался.

То же касается и послушания у Льва Оптинского. Когда Дмитрий понял, что послушание не приносит ему тех духовных плодов, которые он ожидал, он расстался с преподобным Львом.

Но, к достоинству Дмитрия можно отнести следующее: он "не рвал по живому", но выжидал, просил у Бога в молитве сил и обстоятельств, чтобы осуществить решение не жестко, а культурно и цивилизованно. Дворянское воспитание, плюс культурный и умный человек, плюс христианин, человек глубоко и правильно верующий.

Тайна того, почему он ушел в монашество.

Этот вопрос очень интересовал меня: какие же были причины, что Дмитрий, который был вхож в высшее светское общество, ушел в монашество. Не в священство, а в монашество.

Первая причина была названа выше: вымоленный у Бога.

Вторая: он был слаб телесным здоровьем и часто болел. Светская успешная жизнь требует недюжинных сил и затрат их.

Третья: у него была очень чуткая нервная система, он был вспыльчив и раздражителен (хотя и боролся с этим, об этом была статья на канале ранее).

Четвертая: он искренне любил Бога, какой-то неземной идеальной любовью. Для него было истинным и глубоким наслаждением уходить в мир молитвы, в уединение. Зачем же себя лишать этого счастья, занимаясь земной суетой?

Заметим, что в 19 веке, в светском обществе было поверхностное отношение к христианству. Внешнее, формальное. Святителя Игнатия не устраивало такое отношение к Богу и с Богом. Найти глубинное, в то время, можно было только уйдя в монашество, дав обеты и посвятив себя Богу.

Мгновение великой любви.

Этот случай описывал сам святитель.

Когда он был молодым монахом, то накрывал братии на стол еду. Это было его послушание. И вот в один момент, ему приходит от Бога такое чувство: что он желает братии в сердце своем с любовью вкусить ту пищу, которую он им отдает. Это было очень глубокое, Свыше, посвящение. В этот момент, он испытал прилив Высшей любви. Он пожелал любви другим, и тотчас, обрел ее от Бога в сердце своем.

Помощь святому Льву Оптинскому

О взаимоотношениях послушника Игнатия Брянчанинова и его наставника Льва Оптинского (Наголкина) уже была большая статья на канале. Не буду повторяться, почитайте, кому интересно. Но добавлю новое, дополнительно.

Преподобный Лев Оптинский (Наголкин). С него (совместно со св. Макарием Оптинским) начинается возрождение старчества в Оптиной пустыне в 19 веке.
Преподобный Лев Оптинский (Наголкин). С него (совместно со св. Макарием Оптинским) начинается возрождение старчества в Оптиной пустыне в 19 веке.

У преподобного Льва в завершении его земной жизни возникли проблемы в Оптиной. На него писали доносы люди, приезжавшие извне, ходатайствовали об удалении его из обители. Льва Оптинского могли, по этим ходатайствам отправить в другую обитель, куда –нибудь на окраину России. Преподобный очень любил Оптину, она стала неотъемлемой частью его жизни. Покинуть ее - значило для него умереть, не менее.

Положение было трудное и серьезное. Тот, кто заступился и отстоял его перед властями был Игнатий Брянчанинов. У него были связи в высших кругах общества (так как по рождению он был дворянином: преподобный Лев, будучи его наставником, звал его пренебрежительно "дворянинчиком"), он написал письмо кому-надо и защитил преподобного. Святого Льва не тронули.

Пусть они расстались. Пусть Игнатий не стал послушником у Льва. Пусть Игнатий был недоволен послушанием и даже сделал заявление более широкое (хотя, и не совсем правильное, скорее, предвзятое), что не осталось больше духоносных старцев.

В нужный момент, когда его бывшему наставнику, Льву Оптинскому, была нужна помощь, святитель Игнатий оказал ее. Бога ради. Этот поступок, лично у меня вызвал высокое уважение к нему. Человек. Божий.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях