Фигура святителя Игнтатия Брянчанинова таинственна и загадочна.
До 1988 года, то есть более 120 лет после его кончины, Брянчанинова считали лишь духовным писателем, писавшим, в основном, для монашествующих. Лишь в июне 1988 года, на поместном соборе РПЦ, он был канонизирован в чине святителя. На мой взгляд – заслуженно. Он вел не просто святую жизнь, но с очень высокими требованиями к себе в ней, по самым высоким стандартам в этой сфере. Это заслуживает и уважения, и почитания.
Труды святителя Игнатия Брянчанинова настоятельно рекомендует читать профессор богословия А.И. Осипов. Благодаря ему в российском духовном обществе идет популяризация этого святителя.
Почему так? Духовный наставник Осипова игумен Никон Воробьев был учеником святителя Игнатия. Эта традиция была передана и Осипову, привита любовь к нему.
Святителя Игнатия Брянчанинова, по достоинству считают, тем, кто адаптировал учение Святых отцов древности на современный лад. Он и сам следовал тем жестким, в чем-то идеальным канонам Древности и другим предлагал это.
Святитель считается представителем консервативного, категоричного, «черно-белого», пессимистичного православия (в отличие, например, от афонской традиции, которую, кстати, и критиковал). Но великий плюс святителя Игнатия – он не был поборником того «военизированного православия», которое подается в настоящий день в России. Являющееся скорее неоязычеством, чем христианством, по сути и основе своей.
Но, вернемся к святителю Игнатию. В чем его таинственность?
Тайна рождения.
У Александра Семеновича и Софьи Афанасьевной Брянчаниновых, родителей Дмитрия (будущего святителя Игнатия) было горе. Рожденные им двое детей, умерли сразу же в первые дни младенчества. Некоторое время потом Бог не давал им детей.
Софья Афанасьевна тайно молилась Господу, Христу Его. И, буквально, вымолила ребенка – Дмитрия. Для нее, как верующей женщины, это было знаком, что сын будет посвящен Богу. Что и случилось потом: вымоленный у Бога Дмитрий, пришел к Богу и жил как Божий.
Удивительно и другое. После рождения Дмитрия (будущего святителя Игнатия) у четы Брянчаниновых стали рождаться и выживать дети. Всего им Господь подарил 9 детей: Дмитрия, Александру, Петра, Софью, Михаила, Елизавету, Александра, Семена и Марию. Петр, духовно, был ближе всего Дмитрию.
Дмитрий, как старший сын, пользовался большим уважением среди детей, своих младших братьев и сестер: умный, чуткий, одаренный, знающий. Он легко учился и был воспитан в лучших дворянских манерах. Он не возносился над детьми, как старший, но помогал им.
Тайна конфликта с отцом.
Дмитрию, по душе, была ближе мать, Софья Афанасьевна, чем отец.
Александр Семенович, отец Дмитрия, воспитывал детей в великой строгости. Чуть повинность – наказание.
«Бьет – значит любит» - извращенное понимание любви. Но в такой культуре жесткого воспитания рос Дмитрий (будущий святитель Игнатий). Возможно, что его личная жесткость суждений и категоричность, его жесткая аскеза, берет начало в отцовском суровом воспитании. Замечено, что если отец жестокий – то и Бога люди считают жестким. Если отец любящий, дарующий, понимающий – то таким видят и Бога. В детстве сокрыто немало тайн.
Дмитрий не перечил отцу во всех вопросах, кроме принципиальных и жизненно важных.
Был случай в детстве, когда Александр Семенович и Дмитрий, отец и сын, полезли купаться в прохладную воду. Отец был здоровым физически (прожил почти 91 год) и потому мог долго плескаться в холодной воде. А Дмитрий был слаб телесным здоровьем с рождения. Но он терпел и вышел из воды, как положено, только после отца. Потом заболел.
В принципиальных вопросах Дмитрий настаивал на своем. Он решил уйти в монашество, и несмотря ни на что, осуществил свою цель. И отец, и другие влиятельные люди, были против такого его решения и всячески ему противились. Но Дмитрий не сдался.
То же касается и послушания у Льва Оптинского. Когда Дмитрий понял, что послушание не приносит ему тех духовных плодов, которые он ожидал, он расстался с преподобным Львом.
Но, к достоинству Дмитрия можно отнести следующее: он "не рвал по живому", но выжидал, просил у Бога в молитве сил и обстоятельств, чтобы осуществить решение не жестко, а культурно и цивилизованно. Дворянское воспитание, плюс культурный и умный человек, плюс христианин, человек глубоко и правильно верующий.
Тайна того, почему он ушел в монашество.
Этот вопрос очень интересовал меня: какие же были причины, что Дмитрий, который был вхож в высшее светское общество, ушел в монашество. Не в священство, а в монашество.
Первая причина была названа выше: вымоленный у Бога.
Вторая: он был слаб телесным здоровьем и часто болел. Светская успешная жизнь требует недюжинных сил и затрат их.
Третья: у него была очень чуткая нервная система, он был вспыльчив и раздражителен (хотя и боролся с этим, об этом была статья на канале ранее).
Четвертая: он искренне любил Бога, какой-то неземной идеальной любовью. Для него было истинным и глубоким наслаждением уходить в мир молитвы, в уединение. Зачем же себя лишать этого счастья, занимаясь земной суетой?
Заметим, что в 19 веке, в светском обществе было поверхностное отношение к христианству. Внешнее, формальное. Святителя Игнатия не устраивало такое отношение к Богу и с Богом. Найти глубинное, в то время, можно было только уйдя в монашество, дав обеты и посвятив себя Богу.
Мгновение великой любви.
Этот случай описывал сам святитель.
Когда он был молодым монахом, то накрывал братии на стол еду. Это было его послушание. И вот в один момент, ему приходит от Бога такое чувство: что он желает братии в сердце своем с любовью вкусить ту пищу, которую он им отдает. Это было очень глубокое, Свыше, посвящение. В этот момент, он испытал прилив Высшей любви. Он пожелал любви другим, и тотчас, обрел ее от Бога в сердце своем.
Помощь святому Льву Оптинскому
О взаимоотношениях послушника Игнатия Брянчанинова и его наставника Льва Оптинского (Наголкина) уже была большая статья на канале. Не буду повторяться, почитайте, кому интересно. Но добавлю новое, дополнительно.
У преподобного Льва в завершении его земной жизни возникли проблемы в Оптиной. На него писали доносы люди, приезжавшие извне, ходатайствовали об удалении его из обители. Льва Оптинского могли, по этим ходатайствам отправить в другую обитель, куда –нибудь на окраину России. Преподобный очень любил Оптину, она стала неотъемлемой частью его жизни. Покинуть ее - значило для него умереть, не менее.
Положение было трудное и серьезное. Тот, кто заступился и отстоял его перед властями был Игнатий Брянчанинов. У него были связи в высших кругах общества (так как по рождению он был дворянином: преподобный Лев, будучи его наставником, звал его пренебрежительно "дворянинчиком"), он написал письмо кому-надо и защитил преподобного. Святого Льва не тронули.
Пусть они расстались. Пусть Игнатий не стал послушником у Льва. Пусть Игнатий был недоволен послушанием и даже сделал заявление более широкое (хотя, и не совсем правильное, скорее, предвзятое), что не осталось больше духоносных старцев.
В нужный момент, когда его бывшему наставнику, Льву Оптинскому, была нужна помощь, святитель Игнатий оказал ее. Бога ради. Этот поступок, лично у меня вызвал высокое уважение к нему. Человек. Божий.