Серия постов:
- Тушино
- Зюзино и Волхонка-ЗИЛ (Нагорный)
- Царицыно, Кузьминки, Очаково, Ясенево
Все мы знаем, насколько острым в наше время является жилищный вопрос в России. По информации от РБК, обеспеченность жильем в России на 2021 год составляет 26,9 кв. м на душу населения.
Для сравнения - в исторически плотно населённой Франции этот показатель составляет около 40 кв. м на душу населения, а в Германии - превышает 40 кв. м.
Одной из причин такого отставания с нашей стороны, по моему мнению, является плохая развитость инфраструктуры на удалении от крупных городов.
Историческая логика развития нашей страны складывалась на основе отдельных крупных логистических узлов. Это было обусловлено суровым климатом и большими расстояниями, при которых невозможно поддерживать плотную дорожную сеть, соединяющую множество мелких центров. Наложившись на характерное для капитализма вообще свойство централизации ресурсов, людей и капитала это привело к тому, что 48% населения страны живёт в городских агломерациях-миллионниках.
Крупные города всегда испытывают дефицит земли. Строительство новых домов на окраинах имеет свои пределы - ездить 2 часа на работу в центр мало кому понравится, а создавать рабочие места на окраинах инвесторам не интересно - кто поедет работать на выселки с другого конца города? К тому же, строить район в чистом поле означает создавать с нуля коммуникации, подводить в отдалённые локации дороги, запускать общественный транспорт. В существующей городской застройке, казалось бы, всё уже занято.
Но тут нам на помощь приходят заброшенные или выработавшие свой ресурс промышленные объекты, часто занимающие большую площадь и располагающиеся глубоко внутри старой городской застройки.
Большой опыт такой ревитализации пространства накоплен в Москве, и его можно заимствовать и другим городам. В качестве позитивного примера, предлагаю рассмотреть замечательный московский район Марьино. Некогда полузаброшенные поля орошения стали самым населённым районом Москвы с численностью в 252 000 человек.
Преданья старины глубокой
Первое упоминание деревни Марьино относится к 1664 году. Деревня располагалась близ нынешней платформы Перерва Курского направления железной дороги (линию запустили в 1868 году).
К югу и востоку от деревни располагались поля, озерца и болота - эта местность является одной из самых низменных точек московского ландшафта.
В конце XIX-го века в полный рост встал вопрос об организации канализационной сети в городе. Достигший численности в 1 млн. человек населения город задыхался от нечистот, в лучшем случае - вывозимых в бочках золотарями, а в худшем - сливавшимися нечистоплотными горожанами прямо на улицы.
В феврале 1892 года был утверждён проект инженеров В. Д. Кастальского, Н.М. Левачева, П.Л. Николаенко, А.А. Семенова, В.К. Шпейера, П.В. Трунина. Прокладку канализации начали в сентябре 1893 года, а 30 июля 1898 года заработала главная насосная станция, перекачивающая канализационные стоки на Люблинские поля орошения.
Деньги не пахнут, или серьёзный бизнес
Идея работы полей орошения была проста - у реки организуется участок местности, разбиваемый на ячейки и каналы, в которые сливается канализация. Проходя через почву, стоки очищаются, оставляя после себя плодородный ил. Очищенная вода просачивается в реку, а на иле выращивают овощи, продажа которых окупает работу канализации.
Овощи росли на иле росли настолько хорошо, что поля орошения почти сразу вышли в прибыль и стали окупать постройку канализационной системы (и это несмотря на то, что изначально к ней было подключено всего 290 объектов).
Однако, город рос дальше - и с 1914 года выращивать на полях орошения что-либо перестали. Технология почвенной фильтрации уже не могла достаточно очистить стоки, чтобы использовать ил, как удобрение - с начала века население города выросло на 70% и составляло уже 1,7 млн. Поля орошения стали убыточным объектом. Стало понятно, что и фильтрационная способность полей будет только снижаться. Началась разработка новой методики очистки.
Заброшка
К концу 20-х годов население города составило уже 2 млн. человек, а экономика бурно развивалась в период НЭПа. В 1929 году была запущена Кожуховская, а затем и Люблинская станции аэрации. Это были уже относительно современные объекты, где очистка канализационных стоков производилась в тенках, заполненных активным илом - набором простейших микроорганизмов, разъедающих органику в стоках. Такие станции уже не требовали огромных площадей, как поля орошения.
Пройдя механическую и биологическую очистку, чистая вода спускалась в реку, а механически удалённые мелкие минеральные отходы отправлялись на заводы строительных смесей.
Поля орошения же превратились в огромный заброшенный пустырь из бывших каналов и ячеек, заполненных илом.
На полях было множество старых гидротехнических объектов.
Заброшенные поля занимали огромную территорию.
По пространству полей тут и там были раскиданы кучи мусора, а чёрный ил под ногами неприятно похрустывал мелкими ошмётками резины, кожи, металла и других вкраплений мусора. Предприимчивые граждане порой вывозили его на грузовиках и пытались продать дачникам под видом торфа.
Рекультивация и ревитализация
С 1977 года было принято решение развернуть массовое жилищное строительство на месте бывших полей орошения. Сначала начали застраивать район у платформы Перерва, на месте бывшей деревни Марьино. Эту часть района сейчас называют Старое Марьино.
Район застраивался очень быстро, буквально за 5 лет был построен полноценный жилой район. Значительную часть жилого фонда составили современные на тот момент (да и сейчас неплохие) шестнадцатиэтажки серий П-44
При этом, однако, Старое Марьино стало одним из последних районов Москвы, где ещё строили всем хорошо знакомые девятиэтажки серии II-49. Дома, изначально разработанные в середине 60-х на замену хрущёвок серии К-7, строили до 1985 года.
Рекультивация под строительство производилась методом "слоёного пирога". Сухой ил вынимали экскаваторами, жидкий - откачивали насосами и вывозили на станцию механического обезвоживания.
Сухие не перерабатываемые отходы (презервативы, пластик, резина), захоронили около станции механического обезвоживания в шламохранилище.
Это та самая огороженная забором территория, которая отделяет Марьино от МНПЗ около картодрома.
После вывоза ила и отходов, грунт выравнивают песком и засыпают сверху 20-сантиметровым слоем обычной земли, засеивают травой и засаживают деревьями для закрепления грунта. После этого биосфера местности начинает восстанавливаться, запускается круговорот веществ и скоро эта местность перестаёт чем-либо отличаться от окружающих в плане экологии - разве что требуется время, чтобы выросли деревья и подарили тень и свежий воздух.
Старое Марьино закончили строить в конце 80-х, достроив район до Люблинской улицы. Из-за экономических трудностей начала 90-х, только в 1994 году строительство района было продолжено. Новую часть района назвали Марьинский парк (впрочем, административно и старая, и новая части районов принадлежат Марьино) и стали застраивать уже современными домами. Технология рекультивации осталась прежней.
Территория Марьинского парка была больше Старого Марьино, но темпы строительства оставались прежними.
Район имел славу неблагополучного по экологии из-за выхлопов МНПЗ, тогда ещё не реконструированного, и близости ещё не рекультивированных полей. Но новые дома и хорошее благоустройство привлекали покупателей. Кроме того, город продолжал выдавать жильё очередникам (пожалуй, последняя такая крупная раздача жилья после СССР).
В 1996 году были открыты метро Марьино и Братиславская. Злые языки говорят, что метростроевцам на самых загрязнённых участках приходилось работать в противогазах (впрочем, верится с трудом - не представляю себе тяжёлый физический труд в противогазе, да и сейчас в метро ничем не пахнет, кроме креозота).
Интересно, что используя прочный фундамент старых очистных сооружений, был построен ряд ГСК и жилых домов. Это позволило существенно сэкономить на подготовительных работах при их строительстве.
Новые времена уже не отрицали духовные потребности населения. Вместе с жилым районом строились и храмы.
В начале 00-х строительство района и рекультивация территории были практически завершены.
Наши дни
Марьино сейчас - самый населённый район Москвы, там живёт 250 000 человек. Выросли деревья, был благоустроен парк 850-летия Москвы. Там располагается лучшая в Москве велодорожка - 12 км от Старого Марьино до МКАДа через Капотню.
С высокого берега Москвы-реки между Марьино и Капотней открываются прекрасные виды.
Остатки старых гидротехнических сооружений вписаны в окружение и выглядят вполне презентабельно.
В нулевые жители района ещё продолжали жаловаться на запахи от МНПЗ и Курьяновской станции аэрации, но после 2011 года они были реконструированы.
В 2019 году на Курском направлении железной дороги открылась станция МЦД Курьяново - электрички теперь ходят максимум раз в 15 минут, а стоимость проезда равна стоимости проезда на метро, оплачивать так же можно Тройкой. Станция расположена на краю жилого района. Это сильно упростило жизнь жителям Старого Марьино, т.к. там есть весьма удалённые от метро локации (более 20 минут пешком до метро).
В 2016 заработал большой ТЦ MARI, и район в целом хорошо обеспечен магазинами, кафе и прочей инфраструктурой.
Пожалуй, единственным недостатком Марьино сейчас является удалённость от центра (26 минут до Кольцевой линии метро). С другой стороны, за исключением Новокосино, нигде на таком удалении от центра нет массовой застройки 90-х - 00-х годов - только более старые советские дома (в застраивавшиеся одновременно с Марьино Южное Бутово, Братеево и Митино ехать от Кольцевой линии дольше, более получаса).
Столь удачный опыт ревитализации территории может быть очень полезен для других городов, даже небольших. Устранение ароматных иловых полей существенно повысит привлекательность, а значит, и стоимость земли, где угодно.