Найти тему
Новый очаг

Из каких фильмов советская цензура вырезала сцены употребления алкоголя

Пить вредно. Даже к доктору не надо ходить, чтобы получить такую информацию. И обычно человек прекрасно это понимает. Но в СССР предпочитали перестраховываться и не подавать в кино плохого примера гражданам. Вот несколько фильмов, откуда цензура вырезала сцены с распитием алкоголя.

    Из каких фильмов советская цензура вырезала сцены употребления алкоголя
Из каких фильмов советская цензура вырезала сцены употребления алкоголя

В СССР по этому поводу часто перестраховывались. Цензура не любила сцены, где советские граждане, которые априори должны были быть положительными, идейными и спортивными, прикладывались к алкоголю.

Содержание статьи

  1. «Любовь и голуби»
  2. «Москва слезам не верит»
  3. «Покровские ворота»
  4. «Кин-дза-дза»
  5. «Мимино»
  6. А эту сцену вырезать не стали

«Любовь и голуби»

Ох и чудили на съёмках фильма актёры с режиссером Владимиром Меньшовым. Мало того, что в этой картине было реально немало сцен с употреблением алкоголя, так актёры ещё и пили во многих сценах по-настоящему. Не воду, а водку. И пиво в кружках тоже было настоящее, а не крашеная водичка. Например, сцена в доме, где дядя Митя и Василий обедают под водку, была с настоящим алкоголем. Александр Михайлов вспоминал, что в сцене свидания Василия с Надеждой на реке открывал настоящую «чекушку»: «выпивал её, и плакал пьяными жалостливыми слезами». Вот он, этот эпизод из фильма.

Также в сцене, где Василий и дядя Митя несут на пристани несколько кружек пива, был настоящий пенный напиток. За съёмками наблюдали местные жители и Владимир Меньшов заметил среди них колоритную фигуру, предложив мужчине прямо сейчас сняться в кино. Для этого надо было моментально, одну за другой выпить пять кружек пива, которое на пристани оставляют герои. Новоиспеченный актёр на глазах изумлённой публики, махом влил в себя всё предложенное ему пиво. Этот кадр сняли с одного дубля.

Сергей Юрский вспоминал о съёмках: «Там было всё по-взрослому. Пили самую что ни на есть взаправдашнюю водку. И когда чиновники узнали об этом, разразился жуткий скандал, даже режиссера хотели снять». Руководство потребовало вырезать из фильма все сцены, где герои выпивают, однако Меньшов отказался это делать, за что получил выговор и был отстранён от монтажа картины. Пробовали монтировать фильм без него. Но картина получилась куцей, поэтому режиссёра вернули к монтажу, потребовав вырезать большинство сцен с употреблением алкоголя.

Вот и получилось, что «Любовь и голуби», который планировался как двухсерийный фильм, получился односерийным. Так, полностью исчезла сцена на пристани, где неизвестный мужчина выпивает пять кружек пива подряд. Остался только конец: неизвестный присаживается рядом с оставленными кружками пива, берет одну и не успевает сделать даже глоток.

Был полностью вырезан «Сон Кузякина», где Василий, мечтающий попробовать алкогольный коктейль, пьёт его в баре, с гаванской сигарой, а Раиса Захаровна танцует перед ним. Была серьёзно сокращена роль Сергея Юрского, о чём сильно жалели участники съёмок, считая, что роль дяди Мити из-за этого поблёкла. Александр Михайлов говорил об этом: «Семь сцен было вырезано! Очень смешных! Если бы сейчас вернуть их, получилась бы двухсерийная полнометражная картина. Вы бы сейчас просто от хохота лежали, если бы посмотрели ее…».

«Москва слезам не верит»

Ещё один фильм Владимира Меньшова подвергся цензурным правкам. Так, вот время встречи Гоши и Николая в коммуналке, изрядно выпивший герой Баталова сидит в плаще на голое тело. И когда он поднимался за новой бутылкой — становится понятно, что под плащём ничего из одежды нет. Ну, прямо два одном: алкоголь и эротика. Непорядок. Надо вырезать.

Также пропала сцена с хоккеистом Гуриным, которого играл Александр Фатюшин. В фильме зритель видит, как Гурин в очередной раз заявляет: «С выпивкой - всё!» И больше не появляется. На самом деле в изначальном варианте фильма была снята сцена, как Гурин снова напивается и вваливается на дачу к Антонине вместе с собутыльником, чтобы потребовать у Люды еще одну трёшку. Цензура потребовала, чтобы этот эпизод вырезали: «Игрок сборной, пусть и бывший, не может так опуститься».

«Покровские ворота»

Попал «под санкции» цензуры и фильм Михаила Козакова «Покровские ворота». Во время горбачёвской антиалкогольной пропаганды отсюда были вырезаны сцены с выпивкой и пьяными выкриками Велюрова.

«Кин-дза-дза»

Фильм «Кин-дза-дза» режиссёра Георгия Данелии снимался как раз самый в разгар горбачёвской антиалкогольной кампании. По сценарию прораб дядя Вова и студент Гедеван, прощаясь с инопланетянами, устраивали застолье, где должна была участвовать бутылка чачи — виноградного самогона. Инопланетяне, не имевшие ранее дела с таким огненным напитком, естественно, напивались, и, недолго думая, переходили на тормозную жидкость из пепелаца. Поэтому аппарат попал по сюжету не на Землю, а на планету Альфа.

Но во время сухого закона, тогда начавшего действовать в СССР, вышли поправки в Уголовном кодексе, согласно которым в стране можно было сесть за самогоноварение на срок до восьми лет. В результате при озвучке слово «чача» поменяли на «уксус». Логика повествования была полностью нарушена из-за одной сцены.

«Мимино»

Пострадал ещё один фильм Данелии — «Мимино», из которого режиссёру пришлось вырезать сразу несколько эпизодов. Так, жертвой антиалкогольной кампании стала искромётная сцена кутежа в ресторане «Россия» среди делегатов съезда эндокринологов, где Вахтанг Кикабизде и Фрунзик Мкртчан показывают советскому народу, как надо отрываться по полной программе. Правда, позже эту сцену всё же вернули в фильм.

А эту сцену вырезать не стали

А культовой сцене в фильме «Ирония судьбы, или с лёгким паром» повезло гораздо больше. Она осталась. Несмотря на то, что что актёры здесь и не играли пьяных, они были реально нетрезвы.

Об этом эпизоде рассказал актёр Александр Ширвиндт: «Эта история уже стала хрестоматийной, "Банные" сцены мы снимали поздней ночью в холодном павильоне "Мосфильма", а вовсе не в Сандунах, как многие думают. Из настоящей бани нам привезли лишь две бочки настоящего пива и пальмы в кадках. А поскольку было холодно, и был день рождения у Саши Белявского, каждый для нас принес с собой по бутылке сорокаградусной. Этими бутылками мы заменили бутафорские и сложили их к Жоре Буркову в портфель».

На третьем дубле все поняли, что актёры уже порядком напились режиссёр фильма Эльдар Рязанов остановил съёмку и заставил всех на следующий день повторить работу над этой сценой на трезвую голову. Однако ни у кого из актёров не получалось так «сыграть» этот эпизод. Поэтому в фильм всё-таки вошли кадры, которые были сняты вначале.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц