Изменения Петра 1 станут наиболее важными изменениями в устройстве страны на несколько веков. И на ЕГЭ им уделяется достаточно внимания. Поэтому давайте разбираться?
А что вообще было не так?
Для Петра, вернувшегося из Великого посольства 1697–1698 годов, похоже, всё. В Европе он насмотрелся на современный флот, которого не было дома. Вся армия недотягивала до европейских образцов.
Скажем так, проводить военные реформы по европейскому образцу уже было не в новинку. Михаил Федорович, дедушка Петра, создал полки нового строя по европейскому образцу и с помощью иностранных офицеров. Отец Петра приглашал иностранных врачей, аптекарей и ремесленников, заказал строительство парусного корабля «Орёл».
Несмотря на заимствования, страна умудрилась отстать технологически. Шведы, англичане и голландцы ушли далеко и в экономике, и в армии. А помимо этих были и другие соперники. Модернизация была нужна. Иначе бы стране досталась участь, позже развалившая Османскую империю.
Итак, цель реформ — позаимствовать у Европы всё лучшее и отринуть отжившее, косное и медлительное.
В 1699 г. Пётр пригласил в Россию английских учителей математики, инженерии и морского дела, затем начал собирать войска. В 1700 г. он объявил Швеции войну. Именно она предопределила ту последовательность, с которой шли основные реформы.
Военная реформа
Разгром русских войск шведами в битве при Нарве в 1700 г. показал, что поместная армия, даже при поддержке гвардейских полков европейского образца, неспособна противостоять воинам Карла XII. В старой армии дворянин и его отряд могли не тренироваться накануне войны. Дворянин мог не явиться в назначенный срок на сбор, мог явиться не лошадей, оружия или людей. Мог занимать должность, в которой ничего не понимал. Мог пренебрегать уставом.
В случае с регулярным войском всё это было исключено. В 1705 г. Пётр ввёл рекрутскую повинность — основу комплектования регулярной армии, занятой военной подготовкой даже в мирное время.
Рекруты — дворяне и набранные из податных сословий солдаты: крестьянские общины отдавали в армию назначенное число людей в возрасте от 20 до 30 лет на пожизненную службу. К 1708 г. удалось собрать более 100 тысяч рекрутов.
Армия получила новое обмундирование. Для каждого рода войск было определено стандартное вооружение: фузеи, шпаги, алебарды, палаши, пистолеты и т. д. А также тактическая выучка и дисциплина.
Важным нововведением стала полная отмена местничества — производство в офицеры не по знатности, а по заслугам. С 1714 года Пётр лично контролировал, чтобы все офицеры имели опыт службы солдатом в гвардейском полку.
С 1716 г. всякий солдат и офицер должен был служить по «Уставу воинскому», регламентировавшему организацию армии, обязанности, правила строевой и полевой служб, нормы военно-уголовного права. Этим уставом пользовались следующие полтора столетия.
Был основан регулярный флот — Азовский. За ним последовало создание Балтийского. Первые корабли начали строить в 1702 г. Ещё через два года Пётр основал Адмиралтейство. Научились строить линкоры и фрегаты, а также пользоваться предложенной Петром тактикой — натиска галер на крупные корабли с последующим абордажем. Голландские, английские, датские, венецианские и греческие моряки обучили морскому делу русских. Создавались и учебные заведения.
Балтийский флот сыграл огромную роль в Северной войне — помог отстоять Ингерманландию и Петербург, разбил шведский флот при Гренгаме и Гангуте, позволил русским войскам взять под контроль Финляндию. Под конец войны со Швецией, Балтийский флот насчитывал 29 линейных кораблей, 6 фрегатов и более 200 галер. Ещё около 80 военных кораблей стояло на Каспийском море.
Административные реформы
Система управления Московского царства была медлительна и склонна к интригам. Пока бояре исполнят распоряжения, пока всё будет проконтролировано на местах, пройдут годы. Поэтому Боярскую думу царь практически перестал собирать уже в начале 1700-х. Наконец, в 1711 году она окончательно прекратила существование.
Место Боярской думы занял Правительствующий сенат. Петр I неоднократно отлучался из столицы, оставляя нескольких людей управлять за него. Решения должны были приниматься коллегиально. Именно этот принцип вошел в Правительствующий сенат.
Сенат — высший государственный орган, назначавшийся царём и осуществлявший законодательную, исполнительную и судебную власть.
Царь мог вникать в любое, даже незначительное дело — Сенат тоже. Круг его полномочий не был чётким. Сенат: выполнял судебные функции, распоряжался бюджетом, контролировал сбор налогов и многое другое. Но, в отличие от европейских аналогов, не ограничивал власть монарха. Сенат полностью зависел от царя. Пётр I сам назначал и смещал его членов, которые держали личный ответ перед ним за нарушения и проступки.
В 1711 г. Пётр I учредил должность фискалов для борьбы со злоупотреблениями. Они доносили в Сенат о случаях казнокрадства, взяточничества, нарушения общественного порядка, неправового суда и других преступлениях. Если фискал уличал виновного, то половина штрафа шла в его пользу, а вторая — в казну. При этом фискалы обладали фактически неограниченными полномочиями и даже не несли ответственности за ложные доносы.
В 1718–1721 годах, громоздкую и старую систему приказов заменили коллегии. Они работали по принципам шведских и немецких отраслевых органов управления:
1) разделение ведомственных функций — изначально было 9 с чёткой сферой ответственности, потом добавили ещё 4;
2) коллективное принятие решений.
Во главе каждой коллегии стоял президент, которого назначал Сенат с императором. Президент был первым лицом, но не мог принимать постановления без согласия других членов коллегии. Вводя коллегиальное управление, Пётр I стремился не допустить самоуправства президентов. Однако члены коллегий зачастую не могли выработать общего мнения, что существенно тормозило принятие решений и осложняло управление государством.
Приказная система не исчезла полностью. Многие из них существовали даже во второй половине XVIII веке как вспомогательные органы управления. В частности, Сибирский и Малороссийский приказы. Некоторые приказы превратились в канцелярии. Например, Тайная канцелярия.
Существовали другие органы, обладавшие близкими к коллегиям полномочиями. В частности, в 1720 г. был учреждён Главный магистрат, который осуществлял управление Санкт-Петербургом и контролировал деятельность всех прочих магистратов.
Магистрат — выборные органы местного управления городского населения, созданные при Петре I.
В 1722 г. для контроля над Сенатом и другими государственными органами была учреждена прокуратура, чтобы «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». Во главе находился генерал-прокурор, должность которого занял Павел Иванович Ягужинский (1683–1736). Он следил, чтобы постановления Сената не противоречили действовавшим законам. Ему были подчинены фискалы и прокуроры, при помощи которых он осуществлял контроль над всем административным аппаратом государства.
Прикрепление дворянства к государственной службе
Новые органы управления требовали большого количества образованных чиновников. Однако их было мало, и они были необразованны. Дворянство было наиболее образованным сословием, не желавшем идти на государственную службу. Они её презирали, предпочитая военную.
В 1714 г. Петр издал Указ о единонаследии. Согласно ему, запрещалось дробление дворянских имений. Наследником выступал только старший сын, что оставляло остальных детей без наследства. Дочерей выдавали замуж, а младшие сыновья вынуждены были поступать на военную или гражданскую службу, чтобы содержать себя. Указ также ликвидировал различия между вотчинами и поместьями. Прежде дворяне владели поместьями на условиях службы, теперь они превратились в частную собственность дворян. То есть разница между боярским и дворянским землевладением исчезла.
В 1722 г. была принята Табель о рангах, которая ликвидировала остатки местничества и регламентировала прохождение службы. Каждый дворянин, достигший 15-летнего возраста, определялся на гражданскую или военную службу. Вся система государственной службы, включая военную и придворную, была разделена на 14 классов (рангов), где 14-й был низшим. Для достижения первого класса необходимо было пройти по всей служебной лестнице с самого низа. Знатность рода не имела никакого значения, всё определяли личные качества человека, ум, отвага, желание учиться и преданность государю. Социальный статус стал определятся не древней фамилией, а чином человека.
Ранги:
- Фельдмаршал / Канцлер
- Генерал от артиллерии, инфантерии и кавалерии / Действительный тайный советник
- Генерал-лейтенант / Тайный советник
- Генерал-майор / Действительный статский советник
- Бригадир / Статский советник
- Полковник / Коллежский советник
- Подполковник / Надворный советник
- Майор / Коллежский асессор
- Капитан / Титулярный советник
- Штабс-капитан / Коллежский секретарь
- — / Сенатский секретарь
- Поручик / Губернский секретарь
- Подпоручик / Сенатский регистратор
- Прапорщик / Коллежский регистратор
Чины с 14-го по 9-й давали личное дворянство. Тем же, кто дослужился до 8-го чина, полагалось потомственное дворянство. То есть могли передать статус по наследству. Подобная мера пополнила ряды старой аристократии наиболее честолюбивыми и деятельными людьми незнатного происхождения, которые приложили немало усилий на государственной или военной службе. Самый наглядный пример — князь А. Д. Меншиков.
Областная реформа
Для удобства управления страной и централизации власти Пётр I решил изменить территориальное устройство России. За образец было взято административное деление Швеции, которое адаптировали к российским реалиям — огромным протяжённостям территорий, низкой плотности населения, жёсткой ограниченности в финансах.
В 1708 г. вся территория России была разделена на восемь губерний:
- Ингерманландскую — то есть Петербургскую,
- Московскую,
- Архангельскую,
- Смоленскую,
- Киевскую,
- Азовскую,
- Казанскую,
- Сибирскую.
Во главе каждой стоял назначавшийся царём губернатор. Они следили за поступлением в казну налогов, набором рекрутов и исполнением повинностей.
Губерния — высшая административно-территориальная единица Российской империи, во главе которой стоял губернатор или генерал-губернатор. Генерал-губернатор также командовал войсками в подведомственных губерниях.
Губернии же делились на провинции. Провинции управлялись комендантами. Они подчинялись губернатору в военных вопросах и Сенату в гражданских делах. Провинции делились на ещё более мелкие единицы — дистрикты, которыми управляли земские комиссары.
На Украине действовал особый режим местного самоуправления. После вхождения Украины в состав России в середине XVII в. ей управляли избираемые гетманы. Однако постепенно их власть слабела, а Россия всё больше пыталась полностью включить в свой состав эти территории. Предательство Мазепы в 1708 г. развязало Петру руки. Новым гетманом при поддержке России был избран верный царю Иван Скоропадский. За его деятельностью был установлен строгий надзор. При гетмане постоянно находилось несколько российских чиновников. После смерти Скоропадского в 1722 г. Пётр I назначил нового гетмана, который был во многом формальной фигурой. Все реальные рычаги власти управления украинскими землями находились в Малороссийской коллегии.
Денежная реформа
Одним из способов изыскать деньги на войну и реформы стало введение в 1703—1706 гг. новых монет: рубль, полтина, полуполтина, гривенник, пятак и алтын, копейка и полушка. Уменьшение веса серебра в монетах и распространение копеек позволило увеличить доход казны. Со временем, однако, положительный эффект нововведения сошёл на нет, так как новые деньги обесценились, а значительная часть государевых средств разворовывалась.
Налоговая реформа
Период правления Петра отличался постоянным введением и увеличением новых налогов на: гербовую бумагу, бороду, дубовые гробы. А также рекрутский и корабельный налог, рыбные, медовые, банные и прочие сборы. Завершились налоговые преобразования заменой подворной подати на подушную: прежде налоги взимались с одного двора, а отныне — с каждого взрослого мужчины податного сословия. Крестьяне платили 74 коп. в год (если они были помещичьи) и 1 руб. 14 коп. в год, если они государственные. Ровно столько же платили мещане. Это позволило увеличить доходы казны почти в два раза. Для введение подушной подати потребовалось провести поголовную перепись населения.
Церковная реформа Петра I
Эта реформа поставила точку в истории соперничества светской и духовной власти в России. Как писал позднее архиепископ Феофан Прокопович, немало подданных Петра воспринимало патриарха как «второго Государя, Самодержцу равного».
В 1700 г. скончался патриарх Адриан, человек, который открыто выступал против преобразований в европейском духе. Чтобы не иметь проблем с преемником Адриана, Пётр попросту не позволил церкви избрать нового патриарха. Вместо этого был избран «местоблюститель патриаршего престола» — рязанский митрополит Стефан Яворский, человек из Киева, без крепких связей, покорный монаршей воле.
Царь переда имущество церкви в ведение государства. В 1721 г. патриаршество и вовсе было упразднено, церковью начала управлять Духовная коллегия (Святейший Синод), в которой сидели царские назначенцы; управлял Синодом обер-прокурор. Сократилось и число священников — по норме 1 поп на 150 дворов, — и число монахов.
Указом 1722 г. Синод уничтожил тайну исповеди: отныне священник обязан был доложить, если какой прихожанин замыслил или совершил преступление против государства: воровство, измену или бунт. А если священник ослушается, то «по лишении сана и имения, лишён будет и живота».
Были и культурные реформы, и смена времяисчисления, но не будем концентрироваться на них.
Итоги реформ
Реформы Петра I в области государственного управления имели во многом прогрессивный характер. Они уничтожили старые учреждения и создали на их месте новые, отвечавшие духу времени. Россия превратилась в «регулярное государство», система управления которым имела чёткую структуру, а положение каждого человека в обществе было во многом предопределено. Вместе с тем реформы вызвали сильное общественное сопротивление, что заставило Петра I уделить особенное внимание деятельности тайной полиции. Она получила самые широкие полномочия и подчинялась лично царю.
Произошло сплочение дворянства. Оно превратилось в главную опору самодержавия, выходцы из которого составляли костяк офицерского корпуса и чиновничества. При этом начал складываться бюрократический аппарат. Если прежде в высших эшелонах власти находились представители старинных боярских фамилий, то теперь императора окружали чиновники, материальное положение и место в обществе которых зависело от государя.
Опираясь на регулярную армию, чиновничий аппарат и полицейскую систему, Пётр I замкнул управление огромной империей на себе. Ни один вопрос не мог быть решён без его ведома. Таким образом, преобразования Петра I привели к окончательному оформлению абсолютной монархии в России.
Этот материал от школы MAXIMUM призван помочь самостоятельно подготовиться к ЕГЭ. Хочешь узнать все секреты подготовки к ЕГЭ? Попробуй наши курсы!