Остывание, утрата цели, некогда вдохновившей русских на создание великого государства, разрыв, произошедший между народом и элитами, — всё это, в конечном счете, привело к русскому бунту, обрушению государственности и революционной трансформации русского исторического бытия.
Богу было угодно, чтобы в это время в Германии появился Маркс со своими идеями, которые, попав на русскую почву, претерпели определенные изменения, под действием объективной реальности. В итоге, возникла идеологическая форма, которую Н. А. Бердяев назвал русским коммунизмом.
Н.А. Бердяев: «Русский коммунизм трудно понять вследствие двойного его характера. С одной стороны он есть явление мировое и интернациональное, с другой стороны — явление русское и национальное. Особенно важно для западных людей понять национальные корни русского коммунизма, его детерминированность русской историей». [1]
Новая теория была воспринята русскими с религиозным чувством, как новая вера. Вера, опершаяся на теорию, созданную человеком, то есть, не лишенную ошибок.
Произошло обрушение в хаос, в котором Россия не исчезла, но была пересобрана заново, воскресла в новом качестве, благодаря идейным, накаленным, самоотверженным революционерам, взвалившим на себя неимоверный труд новой сборки распадавшегося на части государства.
Большевики возглавили новое русское красное царство, а народ, в большинстве своем, поддержал их. Началось восстановление разрушенного. Началось строительство нового мира, нового государства. Всё старое было отброшено решительно, настолько оно казалось ненавистным, темным, ужасным, беспросветным, бессмысленным, лживым, уродливым, несправедливым. Правда, позже произойдет частичный разворот, будут возвращены некоторые элементы прошлого. В пантеон героев вернутся: Невский, Суворов, Нахимов, Кутузов и другие. А пока, как выразился философ Н. А. Бердяев, Россия проходила через смерть.
Н.А.Бердяев: «Революция есть малый апокалипсис истории, как и суд внутри истории. Революция подобна смерти, она есть прохождение через смерть, которая есть неизбежное следствие греха. Как наступит конец всей истории, прохождение мира через смерть для воскресения к новой жизни, так и внутри истории и внутри индивидуальной жизни человека периодически наступает конец и смерть для возрождения к новой жизни. Этим определяется ужас революции, ее жуткость, ее смертоносный и кровавый образ. Революция есть грех и свидетельство о грехе, как и война есть грех и свидетельство о грехе. Но революция есть рок истории, неотвратимая судьба исторического существования. В революции происходит суд над злыми силами, творящими неправду, но судящие силы сами творят зло; в революции и добро осуществляется силами зла, так как добрые силы были бессильны реализовать свое добро в истории». [2]
МЕДВЕДЬ
Прохождение через смерть связано с болью, горем, трагедиями. И в этом аду смерти активизировались все антихристианские, бесовские, сатанинские силы. Можно даже предположить, что этот период представлен в Библии образом зверя, похожего на медведя, который был показан пророку Даниилу.
Судите сами:
«В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела.
Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море,
и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.
• Первый — как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему.
• И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «встань, ешь мяса много!
• Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему.
• После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него». (Дан. 7:1—7)
Обычно символизм четырех зверей объясняют так же, как и четыре части истукана из сна вавилонского царя Навуходоносора, означавшие четыре ветхозаветных царства: Халдейское (Вавилонское), Мидо-Персидское, Греческое (Александра Македонского) и Римское. Однако, толкование сна вавилонского царя вряд ли применимо в данном случае. Во-первых, значение царского сна Бог открыл Даниилу, а видение четырех зверей относится к последним временам, и сказано, что размышления о том смутили пророка (Дан. 7:28). Если бы речь шла о том же самом, что Даниил видел много лет назад, — царствах, которые он смог назвать, — то Даниил, видимо, не испытывал бы столь сильных переживаний в отношении увиденного. К тому же в последнем видении ему был показан суд «Ветхого Днями» над народами, и то, что «как бы Сын Человеческий» (Иисус Христос) принимает от Него царство вечное. (Дан.7:14).
Присовокупим сюда и следующее наблюдение: четыре зверя из видения Даниила, объединенные в одного, образуют чудище с семью головами и десятью рогами. И именно такой зверь был показан в Откровении Иоанну Богослову (Откр. 13:1). В нем есть части всех четырех животных из видения Даниила: льва, медведя, барса (Откр. 13:2). Поэтому, видимо, четыре зверя означают не ветхозаветные царства, а нечто иное. Возможно — это четыре вспышки богоборческой активности, которые произойдут в новозаветные времена. И четвертый зверь, с большой вероятностью, — указывает на время правления антихриста. И если это предположение верно, то можно сказать следующее:
• первый зверь — лев с орлиными крыльями — означает языческое Римское царство, ставшее потом христианским;
• медведь — означает разгул сатанинских сил на русской земле в начале ХХ века;
• барс с четырьмя головами — означает нечто, еще не совершившееся, поэтому не поддающееся толкованию;
• страшный зверь — однозначно всеми трактуется, как время правления антихриста.
Под видом четырех зверей Даниилу, видимо, показаны четыре вспышки богоборческой активности, происходящие в новозаветном периоде, поэтому можно сказать, и перед концом человеческой истории, который Даниил описывает следующим образом:
«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь.
Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.
Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню.
И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок.
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.
И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». (Дан.7:9—14).
Удивительно ли, что медведь стал символом, который может указывать на богоборческую активность, случившуюся в России? Какое животное ещё точнее может указать на нашу страну? Кстати, существует предположение, что название столицы нашего государства — Москва, в основе своей содержит фино-угорское наименование «Медведица» («Маска» — медведь, «Ава» — мать).
Сказано: «стоял с одной стороны». В греческом тексте использовано слово μερος (мэрос) — сторона, которое имеет и другие значения: часть, доля, сторона, пределы, страна, территория. Следовательно, здесь указывается на то, что богоборческая активность локализована в пределах одной страны, или какого-то одного региона (предела, территории).
Это дополнительное указание как бы еще точнее указывает на Россию. Хотя, безусловно, это лишь предположение.
ВСТАНЬ, ЕШЬ МЯСА МНОГО
Была вспышка богоборчества? Да, была. Этого никто не отрицает. Разрушались храмы, священство и активных прихожан по надуманным предлогам бросали в тюрьмы. Десятки тысяч были убиты. Особенно активно богоборчество шло в первые десятилетия революционного хаоса, перешедшего в организованный богоборческий террор.
Как было заявлено в революционном гимне: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим». Разрушение было заявлено как необходимая часть нового строительства. Поэтому разрушали, искореняли, боролись со всем старым, старорежимным. Но революционный угар постепенно пошел на спад. И как часто случается в подобных случаях: «революция стала пожирать своих сынов». Самые активные революционеры сгорели в пожарищах гражданской войны, террора и репрессий. Окончательный перелом произошел во время Великой Отечественной войны, когда руководству «красного царства» потребовалось сплотить нацию перед лицом новой смертельной угрозы, надвигавшейся с Запада.
Борьба с религией затухает, но не прекращается совсем. В большей или меньшей степени богоборчество продолжалось практически всё время существования «красного царства», хоть уже без первоначального накала и остервенения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Целью нашего исследования является русский народ, его характер, мечты и цели, и их влияние на историческое бытие. Поэтому на страницах этой книги не будет больше кровавого террора, не будут приводится цифры количества жертв, вы не встретите описания сломанных судеб и прочих ужасов, которых, безусловно, было огромное количество. И, вполне допускаю, что исследование красного периода русской истории может вызвать возмущение как среди религиозных людей, так и светских, имеющих иной взгляд, считающих советский период наивысшей точкой русской истории. И тем и другим хочется сказать: данная работа не является попыткой судить или оправдывать красных, или белых. У автора нет желания давать оценки действиям тех или других. Нам важны явные и скрытые мотивы, и полученные результаты! Мы попытаемся найти ответы на вопросы: почему произошло то, что произошло, что двигало русскими в тот или иной исторический период, почему оказалась возможна та или иная ситуация? Если угодно, мы пытаемся создать психологический портрет русского народа вообще, пытаемся понять мотивы, характер, мечты, надежды и разочарования русского народа. А также исследуем идеологические концепции, посредством которых народ реализует свое понимание правды, свою идею, свою мечту.
НЕ БУДЕМ БЕРЕДИТЬ СТАРЫЕ РАНЫ
Давайте представим, что мы исследуем не историю народа, а знакомимся с судьбой одного конкретного человека, пытаемся разобраться в мотивах его поведения, понять, что им движет, к чему он стремится, какими критериями руководствуется. И, допустим, нам известно, что в его жизни был тяжелый период, когда он чуть не погиб, или же едва не искалечил сам себя.
Нужно ли делать упор на самых кровавых эпизодах из его прошлого? Стоит ли излишне заострять внимание на его ошибках, выставляя человека глупцом или злодеем, призывать к покаянию, вызывать в нем чувство вины, заставлять мучиться? Не достаточно ли он уже пострадал ранее?
Итак, человека мы простим, если увидим, что он изменился, извлек урок из прошлого, стал другим. Почему бы не простить свой народ, и перестать бередить старые раны? Думается, что белым и красным пора уже примириться, и перестать выяснять отношения. Тем более обе стороны потерпели урон, обе стороны узнали горечь потери своих исторических проектов. И мы, их потомки, нисколько не выиграем от продолжающейся вражды.
Потому, указав на период богоборчества, который привел к многочисленным жертвам (как сказано у пророка Даниила: «медведь съел много мяса»), воздадим должное уважение всем погибшим: белым, красным, христианским мученикам, предстоящим ныне у престола Божия. Оставим в покое могилы, сгинувших в малом апокалипсисе русской истории.
То что было, того уже нет. Был террор, который никто не отрицает. Но, как христиане, верующие призваны прощать своих врагов. Хотя, при желании эту заповедь можно трактовать довольно широко, и даже можно вывести справедливость новой гражданской войны: мол, врага личного готов простить, а вот врагов Господа — никогда. Но не будем забывать и о том, что эти враги — наши братья по крови. Среди которых были как подлецы и кровавые убийцы, так и искренне желавшие счастья народу, желавшие лучшей жизни своим ближним и дальним, — ведь русская идея нацелена на весь мир, было желание построить не новое государство, а новый мир, мир для всех. И большая часть русского народа пошла за коммунистами потому, что миссианское царство исчезло уже давно, и то, что существовало на месте его, было чем угодно, но не Святой Русью. Разрушение Российской империи стало лишь окончанием разрушения идейного, случившегося много ранее. Русское царство потеряло цель своего бытия, потеряло смысл и перестало отвечать народному представлению о благом. И разрушили русское миссианское царство не коммунисты!
Коммунисты, наоборот, предложили выход, повели за собой, начали посткатастрофическую сборку уже рухнувшего государства. Правильно или не правильно они это делали, — это уже другой вопрос.
В поисках русской идеи мы перелопатили большой пласт русской истории, и подошли к близким временам, приблизились к живому, ранам, которые еще могут напоминать о себе. И всё же, следует пытаться, насколько возможно, отстраниться от личного неприятия, личных предпочтений, и попытаться увидеть нечто большее, скрытое за трагедией обрушения государства; увидеть нечто, скрывающееся за апокалипсисом революции; увидеть промысел Божий, понять причины, приведшие к революции, увидеть мотив русского народа, отбросившего прежнюю веру, и поддержавшего коммунистов.
Так или иначе, наш народ прошел через смерть, уцелел, и вышел из всех исторических испытаний обновленным, если угодно повзрослевшим, получившим новый уникальный опыт, который, возможно, нам еще пригодится. Ведь не напрасны же были все эти жертвы!
Источники:
[1] Н.Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма» YМСА-PRESS Париж 1955С.7 https://vtoraya-literatura.com/pdf/berdyaev_istoki_i_smysl_russkogo_kommunizma_1955__ocr.pdf
[2] Там же С.108