Найти тему
KOMTRANS

Как Икарусам давали вторую жизнь

Рубеж 90-х готов оказался очень необычным для общественного транспорта. Частники массово начали ввозить из-за границы «еврохлам», отечественные заводы банкротились один за одним, а муниципальные перевозчики пытались выжить хоть как-то, выжимая все соки из остатков советских ЛиАЗов и конечно же Икарусов.

И именно про автобусы Ikarus пойдет речь в этой статье, а точнее о модели 280.

Ikarus 280. (Фото из открытых источников)
Ikarus 280. (Фото из открытых источников)

Главным плюсом Икарусов 280 была простота обслуживания, надежность машин и конечно же двигатель, расположенным в тягаче.

В отличии от европейских «гармошек», Ikarus был именно автобусом с прицепом (в то время как тот же Mercedes-Benz и MAN делали «гармошки» по толкающей схеме, то есть с двигателем в задней части автобуса и сложным узлом сочленения).

Именно это преимущество зачастую давало венгерской машине вторую жизнь.

От «трудной жизни» в наших непростых условиях со временем автобусы начинали гнить. Место сочленения было одним из самых «больных» мест, и такой автобус начинал потихоньку «рваться» на 2 части. Варить такие места максимально трудно, так как нагрузка была колоссальная (но стоит сказать, что несколько умельцев в нашей стране всё-таки было).

Ikarus 280.02 из Курска. Видео, что прицеп «живет своей жизнью». (Автор фото: Тихий)
Ikarus 280.02 из Курска. Видео, что прицеп «живет своей жизнью». (Автор фото: Тихий)

Поэтому обычно машинам просто отрезали узел, приваривали заднюю часть назад и получался обычный 12 (или 10) - метровый автобус.

Отличить «обрубок» от стандартного Икаруса 260 можно было по более толстой оконной рамке.

«Обрубок» в г. Елец. (Автор фото: Макс Сергеич)
«Обрубок» в г. Елец. (Автор фото: Макс Сергеич)

«Обрубки» делали как из городских версий «гармошек», так и из пригородных.

Стоит заметить, что такие переделки делали не только силами АТП, но и на ремзаводах эта процедура была распространена и машины получали новую (!) модель в документах Ikarus 260.37 или 260.50.

Времена тогда были весьма «травоядными», поэтому на учет в ГИБДД такой «новый» автобус вставал без каких-либо проблем.

Очень часто обрезанные «гармошки» становились техничками. (Фото из открытых источников).
Очень часто обрезанные «гармошки» становились техничками. (Фото из открытых источников).

Однако эта практика ушла туда же, куда и сами Икарусы 280-й серии. А сейчас, к тому же, с подобными переделками дела обстоят строго и 12.5.1 никто не отменял.