Найти тему

Как учить детей английскому языку?

Оглавление

Расскажем, со скольких лет ребенок готов учить английский и как увлечь его в процесс.

Каждый ребенок индивидуален, поэтому сложно назвать универсальный возраст для начала изучения английского. В статье мы рассмотрели два варианта обучения детей и спросили мнения у экспертов — преподавателей нашей школы.

Теория №1. Ребенку следует начинать учить английский как можно раньше

Приверженцы этой теории говорят, что дети с рождения и до 5-6 лет легко усваивают любые языки. Чтобы выучить родной язык, им не нужна школа, поэтому и английский они смогут также просто освоить.

Положительные стороны такого подхода:

1. Ребенок учит язык бессознательно
Родители полагают, что малыши учат английский язык как родной: пассивно прослушивают, а потом воспроизводят слова и фразы в речи. К 7 годам любой ребенок хорошо владеет русским языком несмотря на то, что не понимает, что такое подлежащее, существительное, настоящее время. Следует вывод, что также можно учить и английский — естественно и без правил.

2. Ребенок не боится говорить
Дети не боятся совершать ошибки. У малышей нет языкового барьера, ведь они непосредственны и менее зажаты, чем взрослые. Они говорят, не обращая внимания на свое произношение или ошибки в речи. Взрослые их поправляют, и постепенно ребенок привыкает говорить правильно.

3. У детей хорошая память
Есть теория, что в возрасте до 5 лет у каждого человека способности к языкам выше среднего. Дети повторяют все, что слышат, и быстро запоминают новые слова. Ребенку проще выработать хорошее произношение
Также есть мнение, что ребенку проще научиться выговаривать английские звуки, так как он быстрее запоминает правильное произношение и легче улавливает сочетания звуков.

Недостатки такого подхода:

1. Нужна языковая среда
Успех подхода возможен при условии создания подходящей языковой среды. Ребенок должен ежедневно слышать английскую речь от окружающих. Такое возможно, если он живет за границей, один из родителей постоянно говорит по-английски или у ребенка англоговорящая няня.

2. Опасность механического изучения
Ребенок еще плохо знает родной язык, он произносит предложения на автомате и не понимает, что означают новые слова и как они сочетаются друг с другом. Механическое запоминание английских фраз — не самый действенный прием изучения языка. Подумайте, может, стоит подождать, пока ребенок подрастет и будет осознанно учить английский.

3. Сложно создавать правильный настрой
Для ребенка дошкольного возраста важен правильный настрой как дома, так и на уроках, а создавать его непросто. Кроме того, вам нужно будет найти такого преподавателя, который умеет научить через игру и привьет ребенку любовь к изучению языка.

4. Риск испортить произношение русских звуков
Некоторые логопеды считают, что изучение английских звуков может стать причиной плохого произношения русских. Они не рекомендуют изучать английский, пока у ребенка не сформируется хорошее произношение звуков родного языка.

Мнения наших преподавателей по вопросу «С какого возраста лучше учить английский ребенку?»

-2

«Начинать учить английский язык ребенок может с самого рождения, если в семье говорят на нескольких языках.

Моя дочка проявила интерес к различным видео с песнями и стишками на английском в 2,5 года. Она сразу выбрала определенные и потом просто требовала включать их по 20-30 раз подряд. Буквально через пару недель начала их напевать. В этом возрасте дети впитывают новые слова и произношение с поразительной скоростью. Но пришло время, когда ей надоели любимые видео на английском и появился интерес к мультикам на русском. Когда ей было 5, я пробовала включать те же самые видео, она сразу узнавала картинку, мотив и даже напевала отрывки, но полностью воспроизвести, как раньше, уже не могла. Что подтверждает известный факт: без постоянной практики язык забывается.

Мне кажется, чем раньше познакомить ребенка с новым языком (в этом задача родителей), тем легче будет учить его в будущем. Также важно желание самого ребенка — не пытайтесь навязывать в раннем возрасте то, что ему неинтересно, иначе результат будет негативный.

Что касается изучения языка как вида деятельности, то с 3-4 лет деток можно отдавать на курсы, но обязательно в группу, а никак не индивидуально (это мое субъективное мнение). При этом стоит очень хорошо взвесить все за и против, учитывая характер ребенка, его готовность к обучению и общению со сверстниками и учителем. Первый опыт самый главный!»

-3

«Не могу сказать, что я эксперт, но мне близка эта тема. Мое первое образование — учитель начальной школы, специализация — английский язык.

Начинать обучать языку можно с пеленок, ведь именно так происходит в двуязычных семьях. И результат великолепен — ребенок говорит на двух языках, как на родных. Но это, конечно, исключительный вариант.

В обучении своего ребенка я следую принципу «не навредить»:

  • не замучить ребенка и не вызвать негатив по отношению к языку;
  • не нарушить психику и процесс развития речи на родном языке.

Когда моему сыну было полтора и я убедилась, что он развит, общителен, жизнерадостен и уже говорит словосочетаниями на родном языке, я добавила в его программу детские стихи, мультфильмы и песенки на английском.

До 6-8 лет я бы рекомендовала только считалки, песни, мультфильмы и игры с родителями или в языковых клубах. Важно также помнить, что произношение в этих аудио и видео или у преподавателя должно быть на уровне, иначе исправить заученное будет сложно. Естественно, ни о каком письме и грамматике не может быть и речи с такими крохами.

Когда можно начинать учить ребенка языку сознательно, пусть весело, но системно? — вопрос индивидуальный. Есть дети более усидчивые и менее усидчивые, кто-то начинает разговаривать в год, а кто-то и в три немногословен. Есть много нюансов, и прежде всего нужно самим родителям оценить, к чему их ребенок сейчас готов.

Учить ребенка английскому с младенческого возраста стоит в том случае, если:

  1. Вы живете или собираетесь жить в англоязычной стране, и ребенку необходимо знать язык для общения с окружающими.
  2. Дома кто-то постоянно говорит на английском языке: один из родителей, бабушка, няня. В таком случае ребенок будет осознавать, что английский ему нужен для общения с конкретным человеком.
  3. Вы умеете ненавязчиво и интересно преподносить малышу знания или нашли репетитора, который умеет это делать.»

Теория №2. Ребенка следует учить английскому языку не ранее чем с 7 лет

Приверженцы этого мнения считают, что иностранные языки нужно учить в осознанном возрасте, а не мучить малыша непонятными для него словами. Сторонники обучения с 7 лет согласны с тем, что ребенок до 5-6 лет легко усваивает язык, который постоянно слышит. Но если ребенок не находится в англоговорящей стране или его родители не говорят по-английски так же часто, как и по-русски, то иностранный язык не сможет усвоиться сам по себе.

Положительные стороны такого подхода:

1. Ребенок привыкает учиться
В возрасте 7 лет и старше ребенок ходит в школу, поэтому привыкает к режиму. Дети становятся более организованными и способными учиться, выполнять домашние задания, слушать учителя.

2. Ребенок хорошо владеет родным языком
Дети школьного возраста обладают широким лексическим запасом — им не нужно объяснять значения слов, достаточно привести перевод на русский.

3. У ребенка сформировалось произношение
К 7 годам у ребенка уже сформировано произношение звуков родного языка, поэтому он не будет путать их с английскими звуками. Более того, в этом возрасте у человека хорошие фонематические способности, поэтому он довольно быстро сможет научиться правильно произносить звуки иностранной речи.

4. Детей проще мотивировать
В таком возрасте у детей появляются увлечения, поэтому вы можете предложить ребенку систему премирования, которая будет мотивировать его учить язык. Кроме того, легко найти плюсы в изучении английского: возможность смотреть мультфильмы в оригинале, читать интересные сказки и рассказы, играть в онлайн-игры. Найдите то, что увлечет вашего ребенка, и вам не придется силой тащить его на очередное занятие по английскому.

5. Разнообразие курсов
Найти курсы детям от 7 лет будет просто: они научились концентрировать внимание на изучаемом предмете, у них сформировались интересы. С детьми младше 7 лет немного сложнее: привлечь и удержать внимание маленького ребенка непросто, еще труднее заставить его что-то делать осознанно. Не каждый учитель сможет найти правильный подход к обучению малыша.

6. Ребенку несложно преодолеть языковой барьер
Дети в этом возрасте не боятся допускать ошибки, они охотно ведут диалог с преподавателем, не думают об акценте.

Недостатки этого подхода:

1. Ребенка сложнее увлечь
Если малыша можно увлечь в изучение английского игрой, то с ребенком старше 7 лет такой подход может оказаться неэффективным. Вам придется придумывать, как мотивировать школьника учить английский. Имейте ввиду, что долгосрочные цели типа поступление в зарубежный вуз или получение высокооплачиваемой работы — слабая мотивация для ребенка.

2. Меньше времени для изучения языка
Некоторых школьников нагружают большими объемами домашних заданий, поэтому на английский может остаться совсем немного времени. Однако и из этой ситуации можно найти выход: записать ребенка на курсы, где обучение проходит в игровой форме.

Мнения наших преподавателей по вопросу «В каком возрасте учить ребенка английскому?»

-4

«Думаю, с 7 лет можно начать обучение ребенка, так как в этом возрасте у детей быстро обогащается словарный запас родного языка, они активно общаются со сверстниками. Ребенок уже владеет достаточно большим запасом знаний об окружающем мире, поэтому и не возникает трудностей с изучением новых слов английского языка, если ребенок уже имеет представление об этом предмете или понятии.»

-5

«Мой личный вывод: если есть время и возможности, то почему бы и не отдать ребенка на английский для детей с раннего возраста. Однако не стоит ждать, что он вдруг заговорит. Это общее развитие, которое может выстрелить в будущем. Если стоит выделить приоритетные занятия, я бы отдала предпочтение развитию моторики, музыке, эстетическому и физическому развитию, а с 6-7 лет подключила бы изучение языков. Я сейчас имею в виду большинство детей, которые учат язык без ежедневного контакта с ним и регулярного погружения в среду.

Я вижу много примеров раннего обучения языку. Есть дети, которые приходят после многолетнего обучения с 3 лет, и они не тянут групповое занятие с детьми своего возраста, с которыми мы работаем второй год. Бывает, что в процессе они довольно быстро адаптируются и превосходят остальных, а бывает, что отстают или просто остаются на уровне остальных учеников.»

Как видите, мы нашли больше преимуществ именно у второго подхода, но следует помнить, что это не твердое правило. Каждый ребенок индивидуален, поэтому окончательное решение о том, с какого возраста лучше учить английский, предстоит принимать только вам.

Сайт «Инглекс» | Бесплатный первый урок