Всем привет!
Первые советские автобусы часто создавались на базе грузовиков и конструктивно не отличались от них практически ничем, кроме кузова. Среди немногочисленного семейства автобусов времен строительства коммунизма самым известным является ЗиС-8, о котором сегодня и пойдет речь.
В основе нашего героя лежало шасси небезызвестного грузовика ЗиС-5, на раму которого установили деревянный с металлической обшивкой пассажирский кузов. При этом платформа была удлинена и усилена, но под капотом устанавливался мотор от 5го ЗиСа, объемом 5,6 л и мощностью 73 л. с. Максимальная скорость при этом ничуть не уменьшилась – автобус мог разгоняться всего до 60 км/ч.
Две двери в салон открывались вручную, а внутри было 21 сидячее место, при этом еще 8 человек могли ехать стоя. Звукоизоляции внутри не было, и при движении отчетливо были слышны шум мотора и скрип деревянного каркаса. Кроме того, в зимой в салоне было очень холодно, а летом душно, поскольку открывалось только ветровое стекло. Но в те времена на это никто не обращал внимание: главное, что в городах появился хоть какой-то общественный транспорт. Кстати, обычно сиденья в автобусе были жесткими, но существовала так называемая «люксовая» версия, в которой сидячие места были из кожзама.
Первые опытные образцы ЗиС-8 появились в 1933 г., а через год автобус запустили в серию. Его конструкция хоть и была очень простой, но при этом отличилась надежностью, и во многом благодаря этому ЗиС-8 стали первым советскими автобусами, отправлявшиеся за рубеж: в 1934 г. первые 16 машин были отправлены в Турцию. В нашей же стране эти автобусы в основном отправлялись на московские маршруты, а для южных регионов СССР была создана модификация с откидной крышей.
Модель выпускалась всего два года, и всего было выпущено 547 таких автобусов. Выпуск был прекращен в 1936 г. в связи с реконструкцией Завода им. Сталина и началом перехода на более прогрессивную модель ЗиС-16, о которой я писал здесь. Однако жизнь ЗиС-8 продолжалось: по старым заводским чертежам мастерские в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге, Тбилиси и Иркутске самостоятельно собирали похожие автобусные кузова и ставили их опять-таки на шасси «трехтонки» ЗиС-5. Такие автобусы не имели отдельного обозначения, и тем не менее, стали важным транспортом в тех городах, куда оригинальные ЗиС-8 не отправлялись.
Но ЗиС-8 и все его производные не только перевозили пассажиров: разразившаяся Великая Отечественная война вынудила переделывать эти машины под нужды РККА: многие автобусы были переоборудованы в санитарные машины, а на некоторых эвакуировали мирных жителей. В это время ЗиС-8 вновь показал себя на должном уровне, но интенсивная эксплуатация дала о себе знать уже после окончания войны, когда модель выработала свой ресурс окончательно.
Однако о модели не забыли: в 60х гг. на московском заводе «Аремкуз» по старым чертежам был создан похожий автобус на шасси УралЗиС-355. Он сыграл важную роль в сериале «Место встречи изменить нельзя»:
Сегодня модель тоже не забыта, однако полностью оригинальных ЗиС-8 до наших дней не сохранилось. Самый приближенный к оригиналу автобус был восстановлен в Питере:
А второй автобус, тоже похожий на оригинал, сохранился в одном из московских автобусных парков:
ЗиС-8 – простой советский автобус, который тем не менее и оставил после себя немало «безымянных» потомков, и пережил Великую Отечественную войну, и дожил до наших дней. Благодаря этому сегодня каждый сохранившийся автобус представляет историческую ценность, и приятно знать, что такая модель восстановлена не только в Москве.
А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!