Найти в Дзене
Тамила Полиглот

Почему люди забывают то, о чём читают. И как запоминать лучше

Частое использование интернета плохо сказывается на нашей способности запоминать информацию. Этот факт научно доказан. Наш мозг считает, что и запоминать-то не нужно, ведь эта информация доступна, её всегда можно найти вновь. Так мы ещё и времени на осмысление и переваривание нашему мозгу не оставляем, превратив чтение в потребление. Сейчас в среднем человек читает около 100 000 слов в день. И я не буду сейчас рассуждать о кривой забывания Германа Эббинхауза, который рекомендует повторять изучаемый материал сначала сразу (подвести итог выученному объёму), повторить выученный материал на следующий день, через три дня, через неделю и через месяц. Возьмём другую ситуацию. Допустим, вы читаете книгу и вам хотелось бы потом помнить, о чём вы прочли. Какие меры следует предпринять? Во-первых, желательно, чтобы это была ваша книга, а не библиотечная. В таком случае вы можете себе позволить подчёркивать и выделять. Да, нас воспитывали по другому и не позволяли черкать в книгах, но нужно менят

Частое использование интернета плохо сказывается на нашей способности запоминать информацию. Этот факт научно доказан. Наш мозг считает, что и запоминать-то не нужно, ведь эта информация доступна, её всегда можно найти вновь. Так мы ещё и времени на осмысление и переваривание нашему мозгу не оставляем, превратив чтение в потребление. Сейчас в среднем человек читает около 100 000 слов в день.

Моя книжная полка
Моя книжная полка

И я не буду сейчас рассуждать о кривой забывания Германа Эббинхауза, который рекомендует повторять изучаемый материал сначала сразу (подвести итог выученному объёму), повторить выученный материал на следующий день, через три дня, через неделю и через месяц.

Возьмём другую ситуацию. Допустим, вы читаете книгу и вам хотелось бы потом помнить, о чём вы прочли. Какие меры следует предпринять?

Во-первых, желательно, чтобы это была ваша книга, а не библиотечная. В таком случае вы можете себе позволить подчёркивать и выделять. Да, нас воспитывали по другому и не позволяли черкать в книгах, но нужно менять эту привычку, представьте, что вы великий мыслитель, а они всегда оставляли заметки на полях.

Во-вторых, не нужно глотать книгу, попробуйте смаковать её. Читайте 20 минут, а затем дайте передышку мозгу, сделав что-нибудь другое. Что это может быть:

  • небольшая прогулка (если вы читаете в саду или на пляже)
  • игра на музыкальном инструменте (если вы это практикуете)
  • физические упражнения
  • мелкая работа по дому (сполоснуть пару чашек)
  • чаепитие (не обязательно со сладостями)
  • рисование (хорошо подойдёт раскраска-антистресс)
  • медитация (постарайтесь не уснуть)
  • танцы (включите музыку и встряхнитесь перед зеркалом)

В-третьих, перескажите прочитанное кому-нибудь. Недаром нас в начальной школе Марьванна заставляла пересказывать, это очень способствует запоминанию. А если вам кажется, что некому пересказать, можно рассказывать кошечке или собачке, на худой конец игрушечной.

В-четвёртых, работаем с ключевыми словами. Наш мозг не запоминает предложения, а ключевые слова запоминает легко. Сначала выделяйте ключевые слова в тексте, это необходимый минимум. Для более продвинутого уровня в способности запоминать следует выписывать ключевые слова, вести заметки. А ещё лучше - составлять из них карты памяти. Их придумал Тони Бьюзен. (Tony Buzen ''Use your mind'')

В-пятых, возвращайтесь к своим записям через месяц, просмотрите их, освежите в памяти свои мысли и эмоции по поводу прочитанного ранее и порадуйтесь, насколько хорошо вы всё помните.

Всё! Можете блистать в компании своей эрудицией.

Другие мои публикации на эту тему в рубрике:

Развиваем память

А что вы сейчас читаете? Попробуете применить эти советы на практике?