Найти тему

И снова про изобретателей...Советские карикатуры 1969 года.

Здравствуйте, уважаемые посетители канала. Сегодня я приготовил для вас ещё одну подборку советских карикатур на изобретателей, рационализаторов и просто домашних мастеров на все руки, которых в все СССР было, по-моему, заметно больше, чем где-либо ещё на планете. «Монетизировать» свои природные таланты мужикам со светлой головой и золотыми руками в советские времена было труднее, чем сегодня, поэтому для большинства из них такое изобретательство являлось, прежде всего, хобби, над которым советские карикатуристы с удовольствием время от времени подтрунивали. Подшучивали они и над непростыми ситуациями, возникавшими, когда изобретатели пытались придать своим творениям официальный статус. Ниже я предлагаю вашему вниманию несколько таких изошуток, опубликованных в «Крокодиле» в 1969 году. Смотрим))

Идея оснастить колодезный "журавль" электроприводом на изобретение, конечно, не тянет, но автор рисунка ниже на этом и не настаивает. Смысл карикатуры, по-моему, в том, что если у такого домашнего рационализатора в те времена была возможность поиметь что-либо техническое на рабочем месте, то он её обычно не упускал, и всегда находил варианты применения своего приобретения в хозяйстве:

Художник Джангир Агаев, "Крокодил" №32, 1969
Художник Джангир Агаев, "Крокодил" №32, 1969

Рационализатор.

Ещё один рисунок того же автора. Сюжет его, как я догадываюсь, художнику вполне могло навеять появление в те времена первых радиоуправляемых игрушек, но возможно, что это всего лишь попытка автора карикатуры заглянуть в грядущее радиотехническое будущее различных бытовых приспособлений. Радиоуправляемых машинок я тогда не видел ни у кого, и, помнится, даже обычная игрушка-робот с механическим подзаводом, купленная матерью как раз в 1969 году, казалась тогда мне и моим товарищам самым настоящим "чудом техники"))

Художник Джангир Агаев, "Крокодил" №32, 1969
Художник Джангир Агаев, "Крокодил" №32, 1969

По щучьему велению.

А в этой карикатуре художник откровенно веселится по поводу таланта советских домашних умельцев делать и строить всё, что они придумали, буквально из всего, что они имели на данный момент под рукой. Как говорится, из палок и сами понимаете чего))

Художник Александр Алешичев, "Крокодил" №30, 1969
Художник Александр Алешичев, "Крокодил" №30, 1969

- У меня ещё в детстве возникла идея такой лодки...

Далее несколько карикатур по поводу различных сложностей, которые возникали, когда изобретатели хотели как-то узаконить права на свое творение, для чего надо было получить на него авторское свидетельство. Сделать это в глубинке в случае с серьезным изобретением, как я понял из сюжета карикатуры ниже, было трудновато:

Художник Сергей Кузьмин, "Крокодил" №1, 1969
Художник Сергей Кузьмин, "Крокодил" №1, 1969

- Который год в Москву летает, все пытается какое-то изобретение протолкнуть...

Попасть в кабинет, где изобретатель или рационализатор мог впервые заявить о своей "рацухе" или изобретении, в советские времена, судя по следующему рисунку, тоже можно было не сразу. В БРИЗ работали такие же начальники, как и везде, и от распространенной практики работать с посетителями только в приемные часы отказываться они не собирались:

Художник Марк Вайсборд, "Крокодил" №29, 1969
Художник Марк Вайсборд, "Крокодил" №29, 1969

- Наш Пал Палыч обожает всякие технические новинки!

Впрочем, если сравнивать со временами Архимеда, то просто объявить о своем изобретении или открытии в 1969 году было уже намного проще:

Художник Евгений Гуров, "Крокодил" №29, 1969
Художник Евгений Гуров, "Крокодил" №29, 1969

- Алло! Академия наук? Эврика!

Следующий рисунок про вечное желание бездарностей как-то поучаствовать в успехе талантливых людей. А бездари, если верить его сюжету, в кабинетах Госкомизобретений тогда таки присутствовали, :

Художник Геннадий Андрианов, "Крокодил" №28, 1976
Художник Геннадий Андрианов, "Крокодил" №28, 1976

- Мальчишка! Ты же мне в соавторы годишься!

Ну и последний рисунок в подборке, авторство которого принадлежит художнику, работавшего в стране, где Бюро рационализации и изобретений называлось патентным, а именно, в братской тогда Румынии. Карикатура, можно сказать, философская, про извечный вопрос, чьим творением, все-таки, мы являемся. Интересно было бы узнать, кто сидит за этой дверью))

Художник Альберт Пох, "Крокодил" №23, 1969
Художник Альберт Пох, "Крокодил" №23, 1969

Встреча в патентном бюро.

На сегодня всё)) Улыбок вам и хорошего настроения))