В своём Постановлении высший орган конституционного контроля России признал не соответствующим Конституции РФ пункт 12 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Гражданина России привлекли к административной ответственности по статье 12.7 КоАП РФ за управление транспортным средством в отсутствие права на это.
Дело в том, что у водителя имелось национальное водительское удостоверение Республики Казахстан, которое он получил, ещё будучи гражданином этого государства, после чего переехал на постоянное жительство в Россию и получил гражданство уже здесь. Однако российское водительское удостоверение не получал.
Почему?
Вышеуказанный пункт 12 статьи 25 закона о безопасности дорожного движения гласит следующее:
лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений (если только это не касается осуществления предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами).
Казалось бы, всё в порядке: гражданин России, постоянно проживающий в России, не имеющий российских «прав», но имеющий «права» иностранные, полученные ещё за рубежом в другом гражданстве, допускается к управлению транспортными средствами «для личного пользования».
Но вот судебная практика в России исходит из другого: при участии в дорожном движении на территории России можно использовать иностранное водительское удостоверение, только если не проживаешь здесь постоянно. Если же переезжаешь в Россию «на ПМЖ» (постоянное место жительства), то использовать иностранные «права» уже нельзя.
Такой подход судей основывается на статье 41 Конвенции о дорожном движении, а она говорит:
водительские удостоверения, выданные одной страной - участницей Конвенции, должны признаваться на территории другой страны до момента, с которого вторая страна становится обычным местожительством владельца удостоверения.
Что ж, вполне обосновано: переехал жить в другое государство, получил гражданство - живи по его законам, со всеми вытекающими последствиями.
И с формально юридической точки зрения Конвенция о дорожном движении - это международный договор, положения которого, при противоречии с внутренним законодательством, подлежат применению.
С Конвенцией всё понятно, но всё же как быть с пунктом 12 статьи 25 закона о безопасности дорожного движения?
С этим и разобрался Конституционный Суд РФ.
Он, в частности, указал следующее:
- ни Конвенция, ни российское законодательство прямо не возлагают на лицо, переехавшее в Россию на постоянное жительство, обязанность произвести обмен иностранного водительского удостоверения на российское, как не устанавливают и срок его обмена после переезда в Россию;
- однако это в любом случае не должно пониматься как невозможность управлять транспортными средствами по иностранному ВУ незамедлительно со дня переезда на постоянное жительство в Россию, ведь такому человеку должен быть предоставлен определённый «переходный период», в течение которого он, до обмена иностранного ВУ на российское, может осуществлять своё право на участие в дорожном движении на территории России;
- следовательно, нельзя привлечь такого водителя к административной ответственности за управление транспортным средством в отсутствие права на это, пока законодатель не установил прямую обязанность обменять иностранное ВУ на российское и срок исполнения данной обязанности.
По этим основаниям пункт 12 статьи 25 закона о безопасности дорожного движения был признан не соответствующим Конституции РФ.
Теперь следует ожидать изменения в законодательстве, после которых каждый переехавший на постоянное жительство в Россию водитель будет обязан в течение определённого срока после переезда сдать экзамен в ГИБДД и получить отечественное водительское удостоверение.
Пока же привлекать к административной ответственности за управление транспортным средством с иностранными «правами» - незаконно.