Найти тему
Антресоли

Почему «старички» нудят о «новичках»?

Тургеневские противопоставления отцов и детей никуда не делись, а внутри большого комьюнити хип-хоп голов еще и мутировало в выяснения чей «тру» - трушнее. И чья «школа» оставила наибольший вклад как в хип-хоп, так и в культуру и искусство в целом. Давайте разбираться.

В самом конце у меня есть небольшой блок вопросов к «старичкам», будет интересно услышать их мнение. Но в целом, интересно слышать любое, делитесь тем, как вы переписываете затертые кассеты с микстейпами в 2022 году, или наоборот, может кто-то научит пенсионеров культуры пользоваться спотифаем)

Сразу оговорюсь, что я тут на академические познания не претендую, и диссертаций по «хип-хоповедению» не защищал. Буду делиться скорее наблюдениями, а их есть у меня. В свое время успел и сам в брейк-данс кругах накрутиться вдоволь, и беседы с другими хип хоп артистами провести.

Если кратко, то ситуацию прекрасно описывает мем:

Вот так старая школа смотрит на новую)
Вот так старая школа смотрит на новую)

На днях общался с своим старым знакомым, он работает диджеем на радио. И речь в очередной раз зашла о «раньше было лучше», о том, как новая школа бахвалится и сотрясает воздух, делает плохую, глупую музыку. Не может научить и так далее… Стал разбираться и внезапно пришел к тому что Хип-хоп — это музыка «детства», и та «школа» которая сопровождала Вас, когда вы познакомились с хип-хопом, и будет для вас самой трушной.

Никто, думаю, не будет с мной спорить, что период детства воспринимается всеми нами с большим теплом. Трава тогда была зеленее и её еще не начали курить. Мы формировались как личность и вместе с этим формировались наши вкусы и предпочтения. Вкупе с той беспечностью, отсутствием кабалы «работа-дом-работа» и почти полным отсутствием ответственности, детство — объективно наш самый свободный и простой период жизни. А раз у каждого из нас есть любимый с особым трепетом период, почему бы ушлым дядям не заработать на нём?

Продавцы (давайте не питать иллюзий и признаем, что музыка тоже товар и она тоже продается) отлично сознают как продать продукт своей целевой аудитории. Если вы хотите наглядных примеров, посмотрите Ханну Монтану, русский аналог в лице Ранеток (прости господи). Суть любой продажи крайне проста: выявить потребность и удовлетворить её. Давайте посмотрим на любого подростка, и попробуем вместе выявить его потребности (выявим только то, что относится к теме лонгрида, мы тут не статью по психологии пишем, ребята):

Начнем с главного: потребность в самоидентификации, социализации. Любому без исключения подростку, возьмем мы дитя 1970-х или 2020-х очень важно стать частью социума, остаться при этом личностью, сохранившей свои уникальные черты. Любая субкультура строится на этом и помогает малолетнему дебилу индивиду почувствовать себя частью стаи, предлагает ему целую команду единомышленников, которые разделяют его интересы, говорят на одном с ним языке, похожи внешне. И, разумеется, слушают такую же музыку как и он сам.

Второй ингридиент, который взорвет тестикулы любого пубертатного подростка - это протест. А вернее, игра на самоидентификации подростка. Игра с тем, что «меня никто не понимает», «Я не такой как все», взрослые - серая масса, а я исключительный. Подумайте о чем музыка всех товарищей представленных выше? Одно и то же содержание в разных формах, «старички» прекрасно помнят, как можно было получить по шапке за широкие штаны и дреды от лысых товарищей в берцах. Но тем не менее, кто назовет мне «идейные» отличия скажем, панка и хип-хопа? Public Enemy читали рэп о притеснении и поднимали социальные проблемы, MC5 делали тоже самое, но под дисторшн гитару. Пацанская романтика русского блатняка мало чем отличается от такой же романтики чернокожего парня в гетто, который также отрабатывает мобилку на улице чтобы выжить.

Мы выявили потребность. Что дальше? Продажа атрибутики, разумеется! Допустим, что вам 15-16 лет, вас, как я уже описал выше, никто не способен понять, взрослая жизнь отстой, школа тоже. Вам безумно нравится, скажем, русский рок и… Правильно, вам непременно нужна футболка Ария, косуха, мешок вместо рюкзака, большие и тяжелые сапоги и что-то там еще, что есть у всех остальных «фанатов». Вы покупаете всё это и выглядите как модель с постера, даже не подозревая, что на вас только что заработали.

Коснемся хип-хопа, мне ближе эта тематика. Спешу разбить сердца старичкам, которые застали «первую волну», и делали всё на энтузиазме. У вас там на ваших антресолях остались кроссовки Adidas Superstar, например? Конечно остались, это же легендарная модель! Почему легендарная? Так ведь Run DMC были в них, а это легендарный коллектив! надеюсь вы хоть раз задумывались, сколько Adidas, Kangool, Puma и прочие сделали денег, просто попросив Run DMC напялить в клип панамку и кроссовки. Это же касается и широких штанов, и футболок Bboy or die, которые были крайне популярны в конце 2000-х.

Но вот поколение меняется, рынки тоже меняются и растут. И теперь музыкальные различия становятся не такими отчетливыми. Теперь скейтер может слушать как Панкрок, так и Рэпчинку. Что же делать? Продать ему одежду для скейтера, очевидно. А еще лучше продать ему музыку, которая смешивает два жанра. Limp Bizkit отличный тому пример.

Однако, уже купивший широкие штаны парнишка будет чувствовать себя обманутым. Он уже заработал гастрит, экономя на школьных завтраках, чтобы купить себе определенный набор одежды. И купил его вовсе не для того, чтобы вы, ушлые торгаши, вмиг переписали моду и каноны. Как же быть ему?

Правильно! Начать зудеть за трушность! И я уверяю, что юные слушатели новой школы, годиков через 15 также начнут зудеть!

Масла в огонь подливает еще и эпоха информации, самим фактом своего существования. Знаете ли, сейчас вы уже не занимаетесь «диггингом» музыки. У Вас есть спотифай или его аналоги, вы просто включаете плейлист, где умный алгоритм уже рассчитал, какие песни вы слушаете больше, и рекомендует вам то, что вам точно понравится (спасибо Спотифай!). Но вместе с таким удобным и прекрасным плюсом потерялось несколько моментов:

Первый — музыки стало дохрена. Буквально! Согласно статистике всё того же спотифай в сутки на нём появляется 40 000 новых песен. Это число, которое вы не успеете прослушать, даже если будете тратить на это 100% своего времени. Допустим что 90% выходящего — незаслуживающий внимания проходняк, лишь 10% — шедевры, которые изменят мир. Очень жаль, что скорее всего вы их пропустите. Музыки стало больше, конкуренции, соответственно тоже. Так что теперь, чтобы найти прям «хорошую» музыку, нужно заниматься диггингом активнее, чем когда бы то ни было.

Второе — сам по себе диггинг упростился. Я часто слышу от стариков то, как они покупали кассету «на последние бабки», или что еще романтичнее: «я переписал уже 100 раз перезаписанную кассету Wu Tang у троюродного свата… Там вместо музыки уже какой то пердеж, но такой родной сердцу». Сегодня все ваши труды в поиске музыки заключаются в том, чтобы нажать пальцем на экран. Всё. Слушателю достаточно первых 30 секунд (это в лучшем случае, я сам порой и за 5 скипаю) чтобы понять, интересен трек или нет. Длинное вступление? Нахрен! Скучный и не громкий припев? Тоже нахрен!

Толи дело «тогда». Вам с кровью и потом досталась не самая убитая, не зажеванная и не переписанная тысячу раз кассета «Трэпанация ч-Рэпа» (прекрасная игра слов в названии, правда же?) на ней вы услышите сборник рэпчинки, самых разных сортов и качества. Вы, конечно, можете пропустить, если трек вам не понравился, но помните о том, что эта кассета «на последние бабки» и скорее всего до следующего раза, когда деньги у вас появятся. Поэтому вы прослушаете её до конца и не один раз.

А теперь главный вопрос к всем старичкам, которые уповают на "трушность". Откопайте такую кассету сегодня и включите её. Ответьте мне вопрос: эта музыка объективно хороша, или навевает вам приятные воспоминания о «тех самых временах», о той самой кассете, которую вы купили, будучи молодыми и свободными?

Еще вопросов к Вам, «старички». На основе вот всего, что я выше написал, вам захочется критиковать современную молодежь:
1) за нежелание платить за «те самые» бренды, либо нежелание платить вовсе?
Им ведь как минимум заменили New Era на Supreme, а как максимум, они просто перестали навешивать на себя всю эту разноцветную мишуру и наконец-то поняли, что отличаться надо внутри, а не клоунскими носами и сахарными ирокезами.
2) за то, что их самый теплый период жизни отличается от вашего? И что они впервый раз поцеловались не под трек многоточия?
3) за то, что им не приходится рвать задницу за сомнительного качества музыку, они могут просто сразу послушать нормальную?