В октябре 1972 года игумену афонского монастыря Ставроникита понадобилось поехать в Константинополь и Анкару, чтобы найти в турецких архивах правоустанавливающие документы на монастырские земли. Игумен Василий решил взять преподобного Паисия с собой, чтобы, сделав все дела, вдвоём съездить в Фарасы — родное село преподобного Паисия, откуда он был вывезен младенцем в 1924 году.
В Константинополе преподобный был поражён красотой, величием и благодатью храмов, но тот упадок, в котором они находились, больно ранил его сердце. В Святой Софии он встал за колонной и со слезами начал молиться. Сторож, который его заметил, со злобой толкнул преподобного в спину, сказав: «Здесь вам молиться нельзя».
Тогда отец Паисий схватил его за руку и, отведя к другой колонне, за которой были лужи мочи, гневно спросил: «А это вам здесь делать можно?!» Из Константинополя отцы поехали в Анкару и оттуда, сделав все дела, направились в Кесарию. Не найдя на картах дорогу в Фарасы (село было переименовано), они стали спрашивать местных жителей. Один пожилой турок объяснил, как доехать, и рассказал, что давным-давно жил в этом селе один святой иерей, который исцелял страждущих своей молитвой, и звали его Хаджефенди.
Несколько раз сбившись с пути, они приехали в Фарасы, где жили одни турки. С тех трагических дней, когда из этих мест были с корнем вырваны сотни греческих семей, прошло 48 лет. Ничто уже не напоминало некогда богатое и ухоженное большое греческое село. Дома были неряшливыми, с замусоренными дворами и покосившимися заборами, дороги были разбиты и загажены, храм святых Ионы и Варахисия превратили в мечеть, кладбищенский храм святого Георгия почти разрушился. Кладбище тоже было разорено, а многие останки были разбросаны вдоль дороги, которая проходила рядом.
Отец Паисий и отец Василий с болью в сердце собрали кости и, попросив у местных жителей лопату, вырыли могилу, чтобы предать останки земле. Один старик, который жил в Фарасах до обмена населением и не забыл ещё фарасиотский диалект, показал им пустырь, где когда-то стояла келья Хаджефенди. Скоро почти все не занятые на работе сельчане, от мала до велика, стали толпой ходить за монахами по деревне. Даже местный учитель, оставив класс, прибежал из школы. Из толпы раздавались голоса: «Ой, недаром они сюда приехали и землю роют. Наверно, их родители рассказали им, где зарыли клад!» И народ был недалёк от истины: отец Паисий действительно нашёл в Фарасах сокровище. Только это было не золото, о котором грезили турки, а священная земля, по которой ступали ноги святого Арсения Каппадокийского.
Отрывок из полной серии аудиокниг преподобного Паисия Святогорца:
Вы читаете отрывок из "Жития преподобного Паисия Святогорца", М., Орфограф, 2021, с.328-330
Преподобный возвратился из путешествия, просветлённый паломничеством, но и огорчённый тем, что увидел. «Насколько же величественной, — рассказывал он, — была Святая София тогда, в византийские времена! Ведь и русские, войдя в храм, воскликнули: „Здесь небо на земле!“ — и замерли в изумлении. И во что же превратилась Святая София сейчас! Моё сердце обливалось там кровью. — И добавил: — Разве Бог не хотел, чтобы жила Византия? Хотел. Но из-за грехов народа и его правителей империя погибла».
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца здесь