Найти в Дзене
PRO ПРОМ

Супергиганты. Как появились карьерные самосвалы?

Оглавление

Что такое современный карьерный самосвал в цифрах? За день он перевозит семь тысяч тонн горной массы, его водитель сидит в кабине на высоте третьего этажа, а каждое колесо огромной машины весит восемь тонн — это вес четырех ГАЗелей и небольшого легкового автомобиля.

Звучит впечатляюще, но еще в конце 40-х годов прошлого века первый уголь, добытый на Кузбассе, вывозили из карьеров на телегах, которые были запряжены лошадьми.

В статье расскажем, что общего у МАЗа и БЕЛАЗа, какой самосвал получил двигатель от танка и сколько раз обычный легковой автомобиль сможет объехать вокруг света, если у него будет запас топлива, как у карьерного самосвала.

Зачем угольщикам нужны большие самосвалы

В XX веке спрос на уголь рос, как и мощность горнодобывающей техники — экскаваторов и погрузчиков. Угольщикам были нужны самосвалы, которые могли бы вывозить большие объемы не только полезного ископаемого, но и «вскрыши». Так называют горную массу, которая покрывает его залежи.

Просто сравните. В 40-50- годах XX века проектная мощность кузбасских угольных разрезов была порядка 300 тысяч тонн угля в год. Сегодня же только на одном Талдинском разрезе предприятие «Кузбассразрезуголь» добывает около тринадцати миллионов тонн угля в год.

С чего все начиналось — старт гонки грузоподъемности

Самыми первыми карьерными автомобилями были неприхотливые и надежные ЗИС-5. Они отлично зарекомендовали себя во время Второй мировой, однако технический прогресс не стоял на месте и в 1947 году шоферы начали пересаживаться на МАЗ-205.

МАЗ-205. Источник: Deutsche Fotothek
МАЗ-205. Источник: Deutsche Fotothek

Год выпуска этой модели совпал с началом работы первого карьера Кузнецкого угольного бассейна, который назвали Краснобродским. Новая машина могла увезти пять тонн груза, но в 60-х ее потеснил могучий КрАЗ-256. Он брал на борт уже 12 тонн и появился в культовой комедии «Мимино».

Интересный факт. Оранжевый цвет кабины автомобиля, на котором ездили герои фильма, был признаком модификации для Крайнего Севера. У таких машин было двойное остекление, не опускались окна и стоял дополнительный отопитель. Была ли это сатира режиссера или просто случайность — неизвестно.

КрАЗ-256. Кадр из фильма «Мимино»: режиссер — Георгий Данелия, киностудия «Мосфильм» — 1977 год
КрАЗ-256. Кадр из фильма «Мимино»: режиссер — Георгий Данелия, киностудия «Мосфильм» — 1977 год

Рождение гигантов — «четвертак» с двигателем от танка

Первым тяжелым «карьерником» массового производства стал МАЗ-525, выпущенный в 1951 году. В его силуэте уже угадываются знакомые брутальные черты современных карьерных гигантов.

Под стать суровой внешности была и техническая начинка. В движение машину приводил танковый двигатель, а задней подвески просто не было —
вместо нее балка моста крепилась болтами к раме.

Поднимал новый МАЗ уже 25 тонн. При этом он сам весил 24,3 тонны и был высотой в 3,6 метра. Кстати, из-за своей грузоподъемности автомобиль получил прозвище «четвертак», как купюра в 25 рублей.

В 1958 году производство машины перенесли в город Жодино на завод «Дормаш», который впоследствии был переименован в БЕЛАЗ. В каждой новой модели инженеры продолжали наращивать грузоподъемность: БЕЛАЗ-540 брал на борт 27 тонн, в 70-х появились машины грузоподъемностью 40 и 75 тонн, в 80-х стали выпускаться 120-тонники.

Угольные разрезы — там, где обитают великаны

Из-за своих габаритов и массы карьерные самосвалы не могут ездить по обычным дорогам, поэтому они не покидают территории угольных разрезов. Здесь эти машины не выглядят неповоротливыми мамонтами, а смотрятся, как обычные грузовики. В этом нет ничего удивительного, учитывая масштабы разрезов.

Если говорить о Кузбассе, то там самый глубокий угольный разрез — Бачатский. Его глубина составляет 350 метров. В него можно поместить 135-этажный небоскреб при условии, что высота потолков на одном этаже будет не более трех метров.

Какие самосвалы работают в карьерах сегодня

Сегодня самый востребованный самосвал в автопарке «Кузбассразрезугля» — БЕЛАЗ-75306, который может увезти 220 тонн груза за раз. Однако самые впечатляющие машины работают на Бачатском и Талдинском разрезах.

БЕЛАЗы-75600 называют «шестисотыми» по аналогии с Mercedes S600 — одним из самых больших и технологичных автомобилей 90-х. Самосвал весом 240 тонн способен перевозить 320 тонн горной массы за раз — столько же помещается в три стандартных железнодорожных вагона.

Вот еще несколько интересных фактов о самосвале-гиганте:

  • площадь кузова — 88,8 кв. м, что сопоставимо с размерами очень просторной трехкомнатной квартиры;
  • 199 кубометров породы помещается в кузов — такого объема воды хватит на год четырем людям;.
  • 4 360 литров — объем бензобака. С таким количеством топлива дизельная легковушка сможет объехать вокруг света два с половиной раза.

Также у «шестисотого» есть более грузоподъемная версия, которая может увезти еще больше породы. В кузов этой машины помещается уже 360 тонн.

Благодаря развитию технологий за 70 лет карьерные самосвалы проделали большой путь — от гужевой повозки до суперсовременных, выносливых и легких в управлении гигантов.

Если вам интересны большие удивительные машины и задачи, которые они выполняют, то подписывайтесь на канал. Здесь вы найдете много увлекательных и полезных статей о горнодобывающей промышленности.