Наверное, у каждого москвича есть районы Москвы, которые он любит сильнее других и те, которые любит меньше. Не знаю, какие районы я сам отнес бы к своим нелюбимым… Но есть местность, которая мне по странной причине «не дается», это Лефортово и Немецкая слобода. Сколько бы я там ни гулял, сколько бы ни фотографировал и не писал о нем – всегда чувствую, что совершенно не знаю его и не понимаю. И это при том, что Лефортово напрямую граничит с моей любимейшей Алексеевской слободой.
Конечно, из всех или почти из всех правил бывают исключения. И о паре-тройке таких исключений попытаюсь рассказать.
Сегодня покажу одно из них: дворец Екатерины Второй в Лефортове. Чемпион мира по количеству коринфских колонн на один квадратный дворец. Ну ладно, чемпион не мира, а Москвы.
Колонн из дикого камня (серого песчаника) в портике этого грандиозного сооружения, выстроенного в стиле русского классицизма, ровно шестнадцать.
…Упрямая Императрица
Предшественница Екатерины Второй и ее будущего бывшего супруга Петра Третьего, императрица Елизавета Петровна традиционно строила себе экологически чистые деревянные дворцы. Четвертый по счету дворец она решила построить не в Петербурге и даже не в центре Москвы, а здесь, в отдаленной от тогдашнего города Немецкой слободе. Но дерево материал недолговечный, и дворцы горели, как спички в коробке – воспламеняясь один за другим. Сгорел и четвертый. Но упрямая Императрица расчистила пепелище и возвела пятый. На том же самом месте. И… тоже деревянный. Новый дворец насчитывал целых 165 комнат и имел два пристроенных театра.
И, о чудо… Эта постройка тоже не уцелела – сгорела в новогоднюю ночь 1771 года. Сгорел не то из-за неаккуратной топки камина, не то в результате поджога, устроенного едва ли не ради того, чтобы сжить со свету поселившегося во дворце Екатерининского фаворита графа Григория Григорьевича Орлова. Уж очень сильно москвичи невзлюбили геройского графа… Но это совсем другая история.
…Дальновидная преемница
А когда место Елизаветы (вслед за недолго и неярко процарствовавшего свергнутого супруга) заняла Екатерина Вторая, явно в лучшую сторону отличавшаяся умом и сообразительностью, она приказала выстроить в Лефортове уже каменный дворец. Строили его долго, с 1773 по 1797 годы. Он-то и дожил до наших дней. Правда, не обошлось без казуса. Один из подрядчиков строительства – архитектор-самоучка князь Макулов – решил сэкономить и закупил бракованный кирпич. Новостройка начала сыпаться еще на этапе строительства... Прораба-князя отстранили, найдя ему замену, а перестройка бракованных участков обошлась казне в 3,6 миллиона рублей – деньги в те времена несусветные.
Еще обидней было то, что сама государыня, чаявшая пожить в столь долго строящемся дворце и столь же ожидаемом, скончалась, не дожив до новоселья несколько месяцев.
…Нелюбимый, но воинственный наследник
Свежеотстроенный дворец спустя очень недолгое время превратился из государевой резиденции в казармы для Московского Гарнизонного полка. Чем-то не понравилась Павлу Первому многострадальная мамина резиденция. Впрочем, говорят, что и между самими матерью и сыном любви никогда не наблюдалось…
Деревья в Головинском саду по приказу молодого императора остригли в форме петухов и павлинов, а перед самой резиденцией устроили плац.
Кстати сказать, руководил тем самым Московским гарнизонным полком Николай Архаров. Он набрал в свои подразделения солдат из самых низов общества. В результате Москва получила войско, способное молниеносно и жестко подавлять любые бунты, а заодно и самую эффективную полицию, в кратчайшие сроки раскрывавшую самые лихие и запутанные преступления. А русский язык обогатился ярким словечком «архаровцы».
Это строение до сих пор принадлежит Министерству Обороны. Сегодня в нем располагается Общевойсковая академия Вооруженных сил РФ, и вход простым гражданским туда заказан. Но – можно осмотреть снаружи.
…Вместо постскриптума: откуда в Немецкой слободе взялись немцы
Когда встал вопрос, куда селить захваченных во время Ливонской войны пленных, Иван Грозный решил отвести под это пустующие земли на берегу Яузы. Здесь потом еще очень долго селились всевозможные иностранцы: купцы, ремесленники, виноторговцы и военные наемники. А так как многие из них были горды (или ленивы?) и русского языка учить не желали, предпочитая отмалчиваться, то задорные москвичи прозвали их немыми или немцами. Немцами, кстати, в те времена, называли не только германцев, но и вообще всех иностранцев, не говоривших по-русски.
Здесь же, совсем рядом с метро Бауманская, по одной из многочисленных версий родился последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский Петр Алексеевич Великий.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.
Не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!