Найти в Дзене
►TRAINS UNIVERSE◄

Сортировочная станция. Как железнодорожники сортируют грузы даже не открывая вагоны?

Оглавление

Миллионы тонн грузов передвигаются по стальным магистралям нашей страны. Каждый вагон направляется к своему получателю, и не обязательно соседне идущий вагоны в составе будут направляться к одному получателю, у них могут быть разные отправители и разные адресаты. Но как так получилось? Всё дело в сортировочных станциях, тут сортируют грузы даже не открывая вагоны. Кажется что составы приходят, такие же составы уходят, но это только на первый взгляд, на самом деле уходят уже совсем другие составы. Как железнодорожники сортируют грузы даже не открывая вагоны? Зачем нужна сортировочная горка? Почему вагоны с разными конечными станциями попадают в один состав грузового поезда? Читай уже в данной статье.

Грузовые вагона на станции. Источник: railsovet.ru
Грузовые вагона на станции. Источник: railsovet.ru

Станция сортировочная. Как сортируют грузы не открывая вагоны?

На заводе во Владивостоке совершают погрузку вагонов, этим вагонам предстоит везти сталь в город Киров. В это же время на одном из производств Комсомольска-на-Амуре в вагоны лесовозы отгружают древесину, которая направиться на деревообрабатывающее предприятие в Подмосковье. Вот вагоны загружены, один длинный свисток, и составы тронулись! Им предстоит нелегкий путь, они должны проехать через всю страну.

Если открыть карту и проложить маршруты по железной дороге, то будет ясно, что маршруты этих грузовых поездов в некоторых местах совпадают! А значит там, где вагоны должны идти по одному и тому же промежутку пути, их можно сцепить в один состав и провезти по этому пути. Далее вагоны расцепляют, и прицепляют к вагонам следующим в нужном направлении. Все эти процессы по перестановке вагонов из одного состава в другой происходят на сортировочных станциях. Вагоны подобно почтовым отправлениям сортируются между нужными составами.

Сортировочная станция Лужская. Источник: sdelanounas.ru
Сортировочная станция Лужская. Источник: sdelanounas.ru

Сортировочная станция - это станция на которой сортируются вагоны, обычно такие станции имеют сортировочные горки, парки приемки и отправки. Основная задача сортировочной станции состоит в переработке вагонопотоков и формирование поездов в оптимальном режиме, при этом время нахождения вагонов на станции должно быть минимальным.

Как сортируются вагоны?

Сначала состав заходит в парк приемки, там его встречают технические сотрудники, которые выполняют осмотр с ходу, и так называемые “списывальщики”, они списывают номера проходящих вагонов и заносят их в базу. Сегодня задача списывальщиков автоматизирована, и за этот процесс отвечает “электронный глаз”.

Первая остановка у нашего состава, это парк прибытия. Там вагоны отцепляют от локомотива, далее их осматривает технический персонал, потом состав ожидает сортировочный план. Этот план будет составлен на основе полученных номеров вагонов при списывании. Каждый из таких номеров несет информации о вагоне: куда? с каким грузом? - направляется данный вагон.

Электровозы с грузовыми составами в парке прибытия и отправке ст. Рыбное. Источник: vyatka-oblast.livejournal.com
Электровозы с грузовыми составами в парке прибытия и отправке ст. Рыбное. Источник: vyatka-oblast.livejournal.com

Дальше к составу сзади цепляется маневровый локомотив, он станет проводником по сортировочной станции. Локомотивом сзади выталкивается состав на так называемую “зону расцепки”, там составитель поездов, специальным устройством - “вилкой”, расцепляет состав. Ему помогает тот самый план сортировки и световая сигнализация.

Составитель поездов расцепляет вагоны в зоне расцепки. Источник: zaych361.livejournal.com
Составитель поездов расцепляет вагоны в зоне расцепки. Источник: zaych361.livejournal.com

Теперь каждый вагон состава расцеплены, и вагоны нужно расставить в соответствующие составы, идущие в нужном направление. Можно каждый вагон таскать по отдельности, с одного пути на другой, но это долго и дорого. Решение есть! Нужно заставить каждый вагон двигаться самостоятельно, и это не железнодорожные фантазии.

Световая сигнализация помогающая составителю поездов. Источник: pfoto-rzd.com
Световая сигнализация помогающая составителю поездов. Источник: pfoto-rzd.com

После того, как вагоны отцепили их надвигают на сортировочную горку, там вагоны скатываются под действием собственного веса и после прохождения стрелочных переводов попадают на нужный путь. Каждый из таких путей соответствуют определенному направлению.

Вагоны скатываясь с горки соударяются с другими вагонами, тем самым сцепляются, но иногда им стоит помочь - сжать вновь сформированный состав поезда. Дальше их выдают в парк отправки, где под состав из депо выдают магистральный локомотив. Вновь сформированный грузовой поезд продолжает движение в нужном направление.

Развитие сортировочных станций в России.

Историю развития сортировочных станций можно разделить на несколько этапов, отличающихся значительными изменениями. В первом периоде развития сортировочных станций расформирование составов и направление отцепов на пути назначения осуществлялось на горизонтальных путях, которые веерообразно расходились от одного общего вытяжного пути с помощью стрелочных переводов. Сначала этот процесс осуществлялся методом преставления вагонов с одного пути на другой локомотивной тягой, затем стали применять подталкивание. При этом группы вагонов отцеплялись от подталкиваемего состава, а затем, после затормаживания, отделялись от него и двигались по инерции по заранее приготовленным маршрутам.

Наряду с этим способом, передвижение отцепов на соответствующие пути в ряде стран выполнялось с помощью конной тяги, например в России. В США на станциях Ист-Детройт, Хоторн, Пекертон и др. применялись маневры с помощью шеста, используемого в качестве рычага. По мере развития сортировочных станций возникал вопрос о возможности использования силы тяжести при движении вагонов на уклоне.

Передвижение отцепов на конной тяге. Источник: www.etoretro.ru
Передвижение отцепов на конной тяге. Источник: www.etoretro.ru

В России первая сортировочная станция Санкт-Петербург-Сортировочный Московский была построена в 1879 году на 7-8 версте Николаевской железной дороги. Предварительно руководством Николаевской дороги в Саксонию был командирован инженер для изучения опыта сортировочной работы на немецких железных дорогах. Данную станцию построили по двусторонней схеме на горизонтальной площадке с наклонными вытяжками для сортировки вагонов в каждой системе. Постройка станции Санкт-Петербург-Сортировочный Московский существенно улучшила работу, как Петербургского узла, так и всей Николаевской железной дороги.

Станция Ленинград-Сортировочный-Московский 1988 год. Источник: kvb.saimaankanava.info
Станция Ленинград-Сортировочный-Московский 1988 год. Источник: kvb.saimaankanava.info

В 1881 году на Московско‐Рязанской железной дороге была построена первая односторонняя сортировочная станция Москва‐Сортировочная. Поворотной точкой в развитии сортировочных станций стало применение сортировочных горок. Первой станцией с сортировочной горкой была станция Ртищево, сооруженная в 1889 г. Применение сортировочных горок позволило устранить главный недостаток вытяжек с наклоном – необходимость расцеплять вагоны на уклоне, используя для этого ручные тормозные средства. На сортировочной горке отцеп, достигнув вершины надвижной части горки, отрывается от состава и скатывается вниз по спускной части.

В 1901 году на Московско‐Рязанской дороге была построена двусторонняя сортировочная станция Кочетовка. В 1900-1910 годах построены горочные сортировочные станции Люблино, Ховрино, Лосиноостровская, Перово. Станция Санкт-Петербург-Сортировочный Московский была реконструирована в горочную в 1908-1909 годах. К 1917 году на железных дорогах Российской империи насчитывалось 10 горочных станций.

Станция Люблино-Сортировочная 1979 год. Источник: retromap.ru
Станция Люблино-Сортировочная 1979 год. Источник: retromap.ru

В 1933 году была построена крупнейшая сортировочная станция железнодорожной сети нашей страны - Свердловск-Сортировочный. Уже в 1934 году на станции Красный Лиман была сооружена первая механизированная сортировочная горка, чем стало хорошим началом реконструкции станций по механизации сортировочных устройств. На станции Брянск в 1946 году была установлена система горочной автоматической централизации. А в 1961 году на станции Лосиноостровская была введена первая система автоматического регулирования скорости движения отцепов. К началу 60-х годов 20 века, общее количество сортировочных станций в СССР составляло около 200, в числе которых были 70 горочных станций, 44 из них механизированные.

Станция Лосиноостровская 1950 год. Источник: pastvu.com
Станция Лосиноостровская 1950 год. Источник: pastvu.com

С целью сокращения оперативных расходов по указанию министерства путей сообщения 26 апреля 2001 года 52 сортировочные станции были переведены в участковые, также произошло разделение сортировочных станций на опорные и региональные. В 2017 году станции Перово и Лосиноостровская в связи с падением объема работы переведены в разряд участковых.

22 октября 2022 года станция Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский отметил 143 год со дня открытия. Из 39 сортировочных станций, которые работают на российских железных дорогах, эта станция занимает третье место по объемам переработки.

Сортировочная станция Ярославль-Главный. Источник: www.kp.ru
Сортировочная станция Ярославль-Главный. Источник: www.kp.ru

Сейчас сортировочные горки разной производительности имеют все страны с развитым железнодорожным транспортом, хоть и прошло уже почти полтора века с начала строительства горок, лучшего решения в ближайшей перспективе не просматривается. Строительство и реконструкция сортировочных станций повышало возможности подборки вагонов в поездах, значительно ускоряло выполнение маневровой работы и в целом повышало качество работы железных дорог.

Классификация сортировочных станций

По значению в эксплуатационной работе железных дорог:

  • основные - формируют сквозные поезда, проходящих без переработки не менее одной участковой или сортировочной станций. Основные сортировочные станции располагаются в узлах, где пересекаются магистральные линии с мощными вагонопотоками, перерабатывают больше 3000 вагонов в сутки и оборудованы механизированными горками;
  • региональные (районные) - формируют поезда на ближайшие сортировочные станции, доля дальних технических маршрутов невелика. На этих станциях перерабатывают от 1500 до 3000 вагонов;
  • промышленные - перерабатывают вагонопотоки отдельных крупных промышленных предприятий;
Региональная сортировочная станция Волховстрой-1. Источник: www.train-photo.ru
Региональная сортировочная станция Волховстрой-1. Источник: www.train-photo.ru

По числу сортировочных систем:

  • односторонние (ОСС) - с одной сортировочной системой, где на горке и в СП перерабатываются и накапливаются вагоны обоих направлений;
  • двусторонние (ДСС) - с двумя сортировочными системами, каждая из которых перерабатывает вагоны четного или нечетного направления.

По типу сортировочных устройств:

  • горочные - на станции имеется сортировочная горка;
  • безгорочные - имеют вытяжные пути или полугорки, отличаются от горочных меньшими размерами переработки вагонов;
  • расположенные на уклоне - вся станция или отдельные парки расположены на уклоне.
Горочная сортировочная станция им. максима Горького. Источник: www.train-photo.ru
Горочная сортировочная станция им. максима Горького. Источник: www.train-photo.ru

По взаимному размещению парков:

  • с поперечным расположением парков;
  • с последовательным расположением парков;
  • с комбинированным расположением парков;

По расположению главных путей:

  • с объемлющим расположением (находятся по обе стороны станции);
  • с односторонним расположением (нечетный и четный пути с одной стороны станции);
  • с внутренним расположением (между сортировочными системами на двусторонних сортировочных станциях).

По мощности сортировочных устройств:

  • станции повышенной мощности - при переработки более 5500 вагонов в сутки;
  • большой мощности - переработка 3500-5500 вагонов;
  • средней мощности - 1500-3500 вагонов;
  • малой мощности - до 1500 вагонов.
Сортировочная станция повышенной мощности Орехово-Зуево. Источник: inorehovo.ru
Сортировочная станция повышенной мощности Орехово-Зуево. Источник: inorehovo.ru

Каждый тип станции имеет свои преимущества и существует на сети железных дорог России, позволяя перерабатывать вагонопотоки и формировать поезда.

Самая большая и мощная сортировочная станция России

Станция Лужская-Сортировочная. Источник: www.train-photo.ru
Станция Лужская-Сортировочная. Источник: www.train-photo.ru

В нашей большой стране множество сортировочных станций, как больших, так и поменьше. Одной из крупнейших и мощных железнодорожных станций в России и Европе является железнодорожная станция “Лужская-сортировочная”. Она обслуживает порт Усть-Луга. Общая площадь застройки Усть-Лужского железнодорожного узла составляет 930 гектаров, из них 270 приходится на сортировочную станция. Общая протяжённость путей железнодорожного узла после завершения строительства составит более 300 км.

Вагонный замедлитель. Источник:www.train-photo.ru
Вагонный замедлитель. Источник:www.train-photo.ru

Подгорный парк станции «Лужская-Сортировочная» имеет 44 пути и автоматизированную горку, что делает её одной из крупнейших сортировочных станций нашей страны. С 2015 года на станции действует автоматизированная система управления маневровыми тепловозами, позволяющая осуществлять надвиг и роспуск состава с горки без участия машиниста, он только следит за процессом движения и при необходимости вмешивается. А расцепка вагонов осуществляется вручную, на табло высвечивается количество вагонов, которые надо отцепить, составитель производит отцепку, после чего вагоны под действием гравитации скатываться с горки вниз, проходят через специальные замедлители, с помощью которых регулируют скорость вагонов и интервал между ними.

Система торможения работает автоматически, сила торможения на всех 3-х позициях рассчитывается с учетом веса вагонов, состояния погоды, рельсов, силы ветра и его направления.В отличие от других сортировочных станций, на станции Лужская установлены гидравлические замедлители, которые обеспечивают бесшумную работу. Подкаточные тележки на тросовой тяге заменяют в подгорочном парке маневровые тепловозы. Использование тележек позволяет существенно сократить время формирования составов. Автоматизированная система управления сортировочной станцией, вагонные замедлители и подкаточные тележки изготовлены и установлены немецкой компанией «Siemens».

Подкаточная тележка на тросовой тяге. Источник: www.train-photo.ru
Подкаточная тележка на тросовой тяге. Источник: www.train-photo.ru

Рабочее место дежурного по горке, рабочие места дежурных по парку приема, парку транзита, парку отправления и дежурного по станции оснащены стандартным оборудованием РЖД. При выходе на полную мощность порта Усть-Луга, выгрузка по станции Лужская составляет более 3500 вагонов в сутки.

Сортировочные станции играют исключительно важную роль в перевозочном процессе. От надежной работы таких станций во многом зависит своевременная и сохранная доставка грузов получателю. Качество работы и обеспечение потребной пропускной способности сортировочных станций повышается постоянно благодаря внедрению современных интенсивных технологий расформирования и формирования составов, автоматизированных систем управления сортировочной станцией и постепенному переводу станций на полную автоматическую работу.

Видели ли, Вы работу сортировочных станций? Возможно являетесь сотрудником одной из таких станций? Рассказывайте о своих знаниях и опыте в комментариях.

▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼
Знаете что-то интересное про сортировочную станцию? Возможно именно вы являетесь сотрудником одной из таких станций? Рассказывайте о своих знаниях и опыте в комментариях.

Подписка на наш канал позволит Вам быть всегда в теме и не пропустить новые, интересные публикации.