После окончания вывода федеральных войск с территории Чечни ни у одного здравомыслящего человека не было сомнений, что пожар конфликта разгорится вновь и будет вторая чеченская война.
Причины начала
Опьяненные политической победой и всевозможными уступками со стороны центральной власти, бывшие полевые командиры боевиков, получившие неограниченную власть в самопровозглашенной республике, вели себя нагло и дерзко.
С их попустительства, а то и при прямом содействии, на древнюю землю гордого свободолюбивого народа потянулись караваны «серых гусей» — наемников со всего света, сделавших войну и кровопролитие своей грязной работой. И даже не пытавшихся скрывать свои агрессивные планы по отношению к сопредельным российским территориям.
Чечня вновь все больше и больше стала напоминать клокочущий вулкан, готовый извергнуться в любой момент.
Начало второй чеченской
И это извержение произошло летом 1999 года: 2 августа прекрасно обученные и экипированные отряды боевиков и наемников вторглись в Дагестан. Началась «вторая чеченская».
Когда через несколько дней стало понятно, что это не «приграничные провокации», а начало нового вооруженного конфликта, грозящего территориальной целостности России, Шумиловская бригада Приволжского округа внутренних войск получила приказ убыть на Северный Кавказ и там «поднять свой щит».
Ее подразделениям предстояло прикрыть большой участок административной границы Чечни и Дагестана, обезопасив его от попыток вторжения.
Первый эшелон с людьми и боевой техникой приволжцев убыл от берегов Волги и Оки к берегам Каспия 14 августа. На следующий день вслед ему устремился второй, еще спустя двое суток – третий. Станция разгрузки – Кизляр, откуда предстояло совершить марш до границы.
Места эти были хорошо знакомы многим «старожилам» части: пять лет назад, летом девяносто четвертого, здесь же начиналась для бригады первая чеченская эпопея.
Но теперь многое было по-другому. Теперь на землю Северного Кавказа пришли закаленные, обстрелянные, понюхавшему пороху и набравшиеся боевого опыта офицеры и прапорщики, потратившие два тревожных «мирных» года на обучение своих солдат всем тем премудростям военного дела, без которых не выжить в реальных боевых условиях.
Другим был и настрой. Теперь уже почти никто не задавал вопросов: зачем мы сюда пришли с оружием в руках и что мы здесь будем делать? Теперь все знали: пришли на эту землю – русскую землю! – как освободители и защитники.
Даже отношение местного населения к военным было в корне иным. Если в девяносто четвертом их колонны провожали озлобленными, испепеляющими взглядами, то теперь встречали улыбками и приветствиями, вынося к машинам и бронетранспортерам корзины с хлебом, вином и фруктами.
Выполнение боевых задач
Войдя в состав 5-й тактической группировки федеральных войск и, разбив лагерь у полевого аэродрома на окраине Кизляра, бригада приступила к выполнению разнообразных поставленных задач. Маневровые бронегруппы начали немедленное патрулирование чеченской границы, где практически каждый день вылавливали одиночные наливники и целые караваны бензовозов, пытавшиеся просочиться из Чечни с незаконно добытой нефтью. В ходе специальных мероприятий и адресных проверок поисковые группы приволжцев вместе с работниками милиции шерстили тайники и схроны, изымая из них груды ваххабитской литературы, десятки пропагандисткой аудио- и видеокассет.
Часто среди них попадались более серьезные документы, представляющие интерес для работников прокуратуры и спецслужб: пособия и рукописные инструкции по минно-взрывному делу, расценки за совершения террористических актов против военнослужащих и представителей государственной власти и т.п.
И, конечно же – оружие и боеприпасы, заготовленные эмиссарами боевиков, но так и не дождавшиеся часа своего применения.
Это была лишь малая толика боевых дел шумиловцев в те тревожные летние и осенние месяцы 1999 года второй чеченской. Конфликт постепенно набирал обороты. Все чаще стали происходить боестолкновения, взводные опорные пункты и КПП бригады и стоящих по соседству с ней других воинских частей практически каждую ночь подвергались обстрелам или нападениям небольшой группы боевиков.
Здесь мы сделаем маленькое отступление и вспомним, как это происходило в первую чеченскую 1994-1996, о попытках боевиков захватить опорные пункты, КПП и грамотное противостояние этим попыткам шумиловцев, можно узнать, прочитав статьи нашего сайта:
И все же основные события второй компании пока разворачивались южнее, в окрестностях сел Карамахи и Чабанмахи., превращенных ваххабитами в настоящие высокогорные крепости. Очистив горные районы Дагестана от вторгнувшейся нечисти, группировка федеральных войск устремилась вглубь Чечни.
В составе одной из них, шедшей к Тереку через Ногайские степи, действовала батальонная тактическая группа Шумиловской бригады. После удачного завершения «пыльного похода» подразделения бригады выполняли боевые задачи у станицы Шелковская. А затем вновь взяли под контроль большой участок чечено-дагестанской границы в одном из самых труднодоступных районов: забравшись высоко в горы, перекрыв своими блокпостами и опорными пунктами проходимые перевалы и тропы.
Так было всю осень девяносто девятого и в начале зимы нового, наступившего в сполохе трассеров и отголосков разрывов двухтысячного года. Первые его месяцы приволжцы провели в гонных районах юго-восточной части Чечни. И вновь ни дня покоя и отдыха.
Источник: март1996.рф
📃Читайте также:
Вторая чеченская неизвестные факты Аргунское ущелье
Бои в Грозном на площади Минутка август 1996 год Часть 1
Бои в Чечне март 1996
📌Многие из вас были участниками второй чеченской войны.
Давайте вместе вспомним о тех событиях. Где был ваш ПВД, в каких и где боевых действиях вы участвовали? Напишите об этом в комментариях