Недавно у меня была публикация о Ту-22А, установленном в качестве экспоната в музее УГМК (Верхняя Пы́шма, под Екатеринбургом). В публикации я упомянул, что из 311, построенных на Казанском авиационном заводе самолетов, сохранилось всего 11 машин.
Сегодня я предлагаю посмотреть на них и узнать, где они находятся.
Центральный музей ВВС в Монино
1. Ту-22А - 32 красный, заводской номер: 5050051, серийный номер: 05-05
Самолет построен в 1960 году и после летно-сдаточных испытаний попал в организацию, где налетал 98 часов. 28 сентября 1962 года его отправили в воинскую часть. Там он прослужил до 18 октября 1965 года. Последний полет на этом самолете состоялся 27 октября 1965 года на аэродром Монино, в учебно-аэродромную базу ВВИА имени Н.Е.Жуковского, откуда 18 февраля 1977 года он прибыл в музей ВВС.
Рязанский Музей Дальней авиации
390015, г. Рязань, ул. Белякова д.11, в/ч 41521
2. Ту-22ПД б/н 51 заводской номер 3345035. Построен в 1965 году.
Этот самолет находился на вооружении 3-й авиационной эскадрильи 203-го гвардейского дбап в Белоруссии (гарнизон Барановичи). В 1988 году он принимал участие в выполнении боевых задач в Афганистане.
В марте 1993 года экипаж майора Виталия Георгиевича Храпкова перегонял самолёт в Рязань на ремонт в 360-й АРЗ. При заходе на посадку произошёл отказ одного двигателя. Посадку выполнили благополучно на одном двигателе. Самолёт не ремонтировался, и в июле 1994 года он был передан в Музей Дальней авиации.
Музей дальней авиации на авиабазе г. Энгельс
Здесь собрана сама большая коллекция Ту-22. В 1991 году, когда в стране полных ходом проходила ликвидация стратегических наступательных вооружений, на авиабазе стратегической авиации был создан центр по ликвидации или распилу дальней авиации. В 1994 году на авиабазе в Энгельсе находилось 92 Ту-22 разных модификаций. 65 были поставлены на консервацию, 27 с выработанным ресурсом подлежали разделке на металл. Но под нож пошли почти все.
В настоящее время в музее вы можете увидеть.
3. Ту-22РДМ с б/н 18, заводской 4416025, серийным 41-02. Построен 1966. Служил в 3 АЭ 290 ОДРАП с бортовым номером 84 (на 1984 год). Позже доработан в Ту-22РДМ, вошёл в 1 АЭ, получил №18 (на 08 августа 1991), в 1994 году выведен в Энгельс, в 1999 году передан в музей ДА.
Надпись на самолёте гласит:
Прости нас Белорусская земля
Не мы тебя с Россией разлучили
Мы как Россию берегли тебя
И как Россию мы тебя любили!
4.Ту-22У б/н 20 единственный сохранившийся учебно-боевой самолет из 46 построенных. Служил в 2 АЭ 290 ОДРАП (на 08 августа 1991 проходил ремонт на 360 АРЗ). В 1994 году его перегнали для утилизации в Энгельс, позже оставили для музея.
5.Ракетоносец Ту-22КД б/н 77 заводской номер 5558053, серийным 55-05 Построен в 1968 году на КАПО. Служил в 2 АЭ 203 ТБАП, в 1994 году выведен в Энгельс. Всего было построено 69 самолетов этой модификации. Этот самолёт 9 июля 1967 года принимал участие в воздушном параде в Домодедове.
6.Ту-22П - постановщик помех б/н 46 заводской 3578035, серийный номер 57-03. Построен в 1968 году. Ту-22ПД2 – служил в 290 ОДРАП, в 1994 выведен в Энгельс, в музей ДА. На самолёте вариация эмблемы 121-го полка. Акулья пасть. Всего было построено 47 самолетов.
7. Еще один Ту-22КПЛ можно увидеть установленный как памятник у бывшей проходной на территорию Третьего Лётного городка. Бортовой номер 74, входил в состав 2-й авиационной эскадрильи, 203-го гвардейского Орловского авиационного полка, 22-й Гвардейской Донбасской Краснознамённой тяжелобомбардировочной дивизии (военный аэродром Барановичи, Белоруссия). После списания был отправлен на разделку в Энгельс, но оставлен как памятник на КПП воинской части в Энгельсе.
Координаты музея и памятника 51.474234796479, 46.162011325359
8.Ту-22КД еще один ракетоносец установлен в Парке Победы города Саратов. Заводской номер 5598021, бортовой «20 красный», сер. 59-02, 1969 года выпуска. Рядом – крылатая ракета Х-22. Самолет служил в 1 АЭ 121 ТБАП, в 1994 его перегнали для утилизации в Энгельс. 3 ноября 1999 установлен в виде памятника коллективами Саратовского авиазавода и 9 ЦАРЗ».
9. Ту-22А находиться в музейном комплексе УГМКА (Верхняя Пышма).
О нем я подробно писал ТУТ:
10. Ту-22КП находиться на Украине в музеи дальней авиации г. Полтава. Самолет выпущен в 1967, зав. 5467011, сер. 46-01. Служил 2 АЭ 341 ТБАП, в 1990 году после регламентных работ в Дягилево получил №63, 04.02.1967 введён в эксплуатацию, с 1992-го в ВВС Украины, 22.03.1996 был перегнан на аэродром Полтава, установлен Полтавском музее авиации
11. Тип: Ту-22КД б/н 07 авиабаза Озерное, Житомирская обл. Украина. Установлен в память о разбившихся экипажах.
Координаты: 50.179394614317, 28.731010943321
Ту-22А "Шило" один из двух сохранившихся