"Очень хотелось бы вообще статью про камни, что в в серебре до 1970гг., всё было натуральное или стекла тоже было много?" - спросили меня в комментариях.
Советские серебряные украшения еще ждут своего Шлимана. Какую-нибудь такую многотомную энциклопедию, где будет всё-всё-всё о ювелирных украшениях с 1914 года по 1994.
Конечно, мне известно, что в 1914 была еще царская власть, а с конца 1991 года СССР уже не существовало. Но, знаете, кондовая академическая работа "История революции в России" начинается отнюдь не с описания выстрела Авроры. Так и тут, корни советской ювелирной промышленности находятся в августе 1914 года: вступления Российской Империи в первую мировую войну. Вступила. И через несколько месяцев у мастерских (и фабрик) закончилось серебро для изготовления украшений.
****
Из книги для детей о фирме Фаберже:
"И мы узнаем, что еще в 1914 году, вынужденная, как и многие, сократить производство, ювелирная фирма Фаберже тем не менее на свои средства начинает выпускать всё необходимое для фронта - от медной и латунной посуды для полевых кухонь до оборудования для госпиталей, включая даже шприцы и емкости для их стерилизации!"
Ну, конечно не "на свои средства", а "переоборудовав производство за свой счет"... Но это мелочи. Простим авторам и редакторам.
Но суть действительно, такова: не время для украшений.
****
А дальше военный коммунизм. Указы советской власти 1918 года...
Но это же не значит, что женщины отказались от побрякушек, верно? Кроме исторических документов есть еще и мемуары... Например, к таким можно отнести роман "Циники" Анат. Мариенгофа. Эпизод, где герои повествования посещают ювелира, чтоб продать маленькие сапфиры, которыми обсыпан серебряный портсигар.
О чем это говорит?
Живо ювелирное искусство! Чуть теплится, но не погибло в огне гражданской войны и разрухи.
***
12 января 1918 года. Постановление высшего совета Народного Хозяйства РСФСР. Устанавливается монопольная торговля золотом. РАЗРЕШЕНО производить: кольца (вес до 1 золотника), КРЕСТИКИ (до 0,5 зол.), серьги (не больше 1 зол.), брошки (не выше 2 зол.), цепи и браслеты (не выше 6 зол.), прочее (не выше 3 зол.). Проба не ВЫШЕ 36 (37,5% золота в сплаве).
Из интернета: "История ОАО 'Красносельский Ювелирпром' началась в апреле 1919 года, когда было создано производственное объединение 'Красносельская трудовая производственная артель металлических изделий'. В уставе артели, утвержденном ТСНХ (30 апреля 1919 года за № 684) указывалось, что целью артели было содействие материальному и духовному благосостоянию своих членов, посредством совместной организации личного их труда для производства работ и сбыта изделий'. Большим событием в жизни ювелиров был приезд в Красное в том же году наркома просвещения Советской Республики А.В. Луначарского, который внимательно ознакомился с ювелирным делом."
В 1922 году приняли (утвердили) систему проб. Добавили 76 пробу (800-ка) для серебра.
В 1926 году решили перейти на метрическую систему: например, 875 вместо 84.
***
Вставки... Во-первых, стекло. Во-вторых, старые запасы. И не только в мастерских. Но и у старателей, и вынутые из старых украшений. Ну и использование эмалей вместо драгкамней.
***
Но до начала 30-х ювелирка в СССР была отдана на откуп (я в переносном значении) частникам, пусть даже объединенным в артели.
Однако, в стане появились свои драгоценные камни. С Урала. Большую часть продавали на Запад, но и некондицию же надо было пристраивать...
Вот какие камни имелись в распоряжении советских ювелиров.
ПРИМ, Термин "драгоценные камни" имеет два значения. Один в юридическом поле, другой в минералогическом смысле.
Во избежание путаницы, то что принято в геологии я буду называть "благородные камни".
А то, за что можно получить пятёрочку колонии - "драгоценные".
В определенном смысле, родоначальником камнерезного искусства в СССР является карта СССР из камня. По образу и подобию карты Франции из камней, которую подготовили русские мастера в конце 19 в. для международной выставки в Париже.
Итак, вот какие благородные (прозрачные) камни использовали в 1936 году.
Белый уральский опал.
Алмазы.
Рубины.
Изумруды.
Фенакит.
Аквамарины.
Топазы (уральские и волынские).
Горный хрусталь.
Дымчатый кварц.
Альмандины.
Золотистый раух-топаз (цитрин?).
Аметисты.
Хризолиты (демантоиды).
Александриты.
************
(Почему-то не использованы всякие халцедоны...)
Короче, вот такие камни и могли быть в советских ювелирных изделиях. Качественные - в золоте или платине, хреновенькие - в серебре.
По моему мнению, это всё надо искать в Европах.
Можно найти и у нас... Но качество, качество!
****
Запонка конца 30-х, серебро. Горный хрусталь. В трещинах. "Р.С"
***
Что дальше?
Война.
Нужды армии. Добыча горного хрусталя для радиотехники (пьезоэффект). Отходы хрусталя пошли в массовое ювелирное производство (запонки, серьги).
Потом развитие синтетики... Опять таки - для нужд оборонки, а отходы и брак... Ну, понятно.
Соцстраны Европы. Помощь Чехословакии и засилье их стекла.
Потом - отход к полудрагоценным/поделочным камням. Типа белоречит/яшма в 50-х, и амазонит, малахит в 60-е.. 70-е...
А вот фабрики в районе села Красное-на-Волге всё время ставили стекло и смальту... И в 30-е... И в 70-е...
Да-да. Стекло. Не похоже? Так это... Мастера, чё...
Как-то так...
Короче, ждём энциклопедию.
:0)
1953 и 1954 гг.