Найти в Дзене

ПОГРУЖЕНИЕ В СМЫСЛЫ: Родовое поместье глазами детей.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК

Подросшие дети ПРП «Славное» размышляют, а ЧТО же для них значит жизнь в своём родовом поместье.

Я предложила Добрыне (11 лет), Авроре (12 лет), Светославу (11 лет) написать не сочинение, а именно список слов. Задание звучит и выглядит непривычно. А где связный текст? Где сами размышления? Но если вслушаться в каждое простое, на первый взгляд, слово… О! Сколько глубины открывается, сколько простых истин проглядывает сквозь даже одиночные слова! Как наглядно и объёмно представляется жизнь в родовом поместье!

Итак, ЧТО для меня жизнь в родовом поместье? Позволю себе некоторые комментарии к детским сочинениям.

Добрыня, 11 лет (25.10.22)

1. Лихая Свободность

2. Безграничная Просторность

3. Резвая холмистость

4. Добрая безбашенность – здесь и про отсутствие высоких городских построек, и про дозволенную, но в пределах разумного, свободу действий

5. Отшельническая уединённость – про ценность побыть наедине с собой

6. Лесная сладкость – про щедрые дары дикой природы

7. Всесезонный пруд – про радость соседства с умиротворяющим центром притяжения детей и взрослых в любое время года

8. Сломанная лыжность – про незаменимый лыжный вид транспорта зимой

9. Скользкость горок

10. Дружная детвора

11. Зимние хорошести

12. Занятность – здесь и про увлекательность жизни, и про то, что всегда есть, чем заняться

13. Снежность и мягкость зим

14. Совместная организованность – про важность добрососедской взаимовыручки и помощи

15. Неудержимость всегда чего-то поделать – здесь между слов читается про многообразие возможностей для развития детского творчества

16. Сила природы – про пережитый опыт столкновения с природными стихиями во всех её проявлениях в Славном

17. Естественные пейзажи

18. Интернетная связь с миром – про сопричастность к большому миру, понимание важности социальных связей

19. Возможность варить всякие зелья – это про обширное поле для всяких экспериментов

20. Безграничность – про возможность соприкоснуться с Космосом

21. Многопраздничность – про веселье встреч с многочисленными соседями на общих праздниках

22. Звероладность – про разумно устроенные взаимоотношения зверей в природе

23. Многоводность – про соседство с любимым прудом, вековыми родниками и речушками

24. Древесность – про усладу при взгляде на приветливые деревья

25. Доброта полей – ведь здесь про любовь к Родине!

26. Кристальность снегов – про утончённый детский взгляд, ценящий красоту

27. Полнолунность – о! как на природе замечаешь эти удивительной красоты светлые ночи!

28. Добродумность – про вдохновение природой, позитивные мысли и мечтания

29. Уютность

30. Кусочек собственной России – про восприятие большой страны родной через кусочек собственной земли

31. Просыпание планеты – здесь явно читается что-то большее, чем просто про пробуждение жизни весной…

32. Обустроенность в отличие от индейцев – это про наш не совсем обустроенный быт по сравнению с городскими удобствами

33. Способность чего-то изобрести

34. Дружность лесных обрядов – здесь про ценность совместных природных праздников (Масленица, Купала и т.п.)

35. Беглость босиком по траве/снегу – про незабываемые ощущения из детства

36. Моя большая семья! – про чувствование родового поместья Живым Домом

37. Мамность – про крепкую связь поколений отцов и детей

38. Ощущение полноты души – про познание своей души

39. Безудержность ребячьей болтовни

40. Безопасность одиноких прогулок

41. Добрососедская готовность к поиску незаурядных игр

42. Самопридуманные забавы

43. Детско-взрослый коллектив

44. Вкуснозапахность местных сборищ – как же детям не любить общие сборища, когда там всегда многообразие вкусняшек?!

45. Запалы купальских игривых костров

46. Безупречность тутошней природы

47. Обильность саморастущей еды

48. Возможность блаженно поспать в тишине

49. Печной образ жизни зимой

50. Бесконечная устремлённость людей к природе!

Аврора, 12 лет (25.10.22)

1. Замурчательно-шустрая Чипсия – это про любимого кота, но намного глубже, на самом деле. Очень любопытно наблюдать за животными, живущими в естественной среде

2. Длинноногие летающие косули

3. Подлавливающий неуклюжесть каток – это про перерождение зимой Славного пруда в поселенческий каток

4. Утренне-наслажденческая клубника

5. Убивающая бумагу печь – ведь про уют читается между слов

6. Людеобщительный пруд

7. Картофельнокрасный костёр

8. Пушисто-домашний уют

9. Утомляюще мокрые, но навсегда запоминающиеся прогулки

10. Банко-Ивановский мёд

11. Радость

12. Преимущество – это в сравнении с жизнью в городе

13. Природа

14. Небосвод над головой

15. Невозможность посчитать звёзды

16. Друзья

17. Зима – на природе она чувствуется особенно глубоко, чисто и уютно

18. Развлечения

19. Учёба – имеется в виду наша, внутрипоселенческая, необычная «нешкола»

20. Лисы, зайки

21. Катание на велике/ на квадрике

22. Прогулки

23. Неожиданные сюрпризы

24. Общие мероприятия

25. Огородное сумасшествие

26. Глины выглаживание – про ценность занятий глиной по соседству

27. Рукоделие

28. Тишина

29. Лагерь – про полюбившийся многим Славным детям лагерь, который устраивает одна Сказочная семья

30. Игра в мышек-нарушек – про трогательные игры с близкими и друзьями

31. Возможность купаться в пруду, сколько захочешь – про ценность свободы

32. Речушки со своими прекрасными песенками – здесь помимо песенок речушек звучит утончённая юная душа

33. Загадки о прошлой жизни здесь – вот это да! О глубине волнующих вопросов

34. Мечты

35. Семья

36. Долгий путь на тренировку – об удалённости от крупных городов

37. Везение жить тут

38. Прощаться с днём вместе с закатом – какая тонкая связь со Вселенной!

39. Разбивать стеклянные лужи

40. Находить заброшенные домишки – про запоминающиеся самостоятельные путешествия по близлежащей округе, деревенькам

Светослав, 11 лет (25.10.22)

1. Лесной глиняный дом – про особый уют и тепло саманного дома, построенного родителями

2. Дорога из камня

3. Земля – про природный покров вокруг без асфальта

4. Родина

5. Огород

6. Бегливая Коша – про дружбу с любимой кошкой

7. Снежная, склизкая слякоть на дорогах осенью – это, в какой-то мере, про преодоление сложностей, ведь Светослав пешком или на велосипеде добирается на занятия или к друзьям

8. Утеплительно-копательные мыши

9. Опьянённые мёдом из пчёл дятлы – здесь про тонкие наблюдения за жизнью здешних обитателей

10. Домик – это про возможность с детства опробовать свои силы в строительстве собственного домика

11. Соседи в Славном

12. Небо – живя в родовых поместьях, дети замечают красоту неба

13. Дрова – а за этим словом стоит большой труд, если дрова заготавливают самостоятельно

14. Трава – в том числе про многообразие трав, растительности

15. Топор – о! для мальчика, живущего в родовом поместье, это почти лучший друг!

16. Мама

17. Я – даже не слово, а всего лишь одна буква, а сколько глубины! Про познание себя

18. Туи – про посаженные родителями и согревающие взгляд деревья и кустарники в родовом поместье

19. Парник – про кормящую Землю

20. Солнце – про особую связь с природой

21. Слива

22. Белый налив – явно про плодородие и богатый урожай

23. Берёзы, осины

24. Еда – здесь про еду, которая растёт для тебя везде в поместье

25. Колодец – про ценность воды

26. Вкусная вода – про живительную силу природной воды

27. Баня – это про семейное таинство

28. Глина – про ещё одну мальчиковую радость

29. Картошка

30. Иней – про красоту и разнообразие красок каждого дня

31. Птицы – про их многообразие, весеннее пение, услаждающее слух

32. Песок – про целый мир в привезённой куче песка

33. Камни – про природные богатства для мальчиков

34. Яма – про свободу детской деятельности

35. Музей – про воплощение детских фантазий в собственных сооружениях

36. Костёр – про мощь, силу и значимость огня

37. Яма для костра

38. Собаки, которые приходят ко мне на участок – про пережитый опыт в родовом поместье, возможно не всегда приятный

Какой же богатый мир ребёнка можно увидеть через такие простые слова, прикоснуться к его ценностям. И достаточно бывает даже одного слова. Но зачастую нам, взрослым, очень сложно понимать не то что других людей, но и своих детей. Почему так происходит? Почему столько слов тратится впустую, чтобы быть услышанным, если бывает достаточно одного-двух слов, чтобы приоткрыть свой мир навстречу другому.

Умеем ли мы слышать? На сколько времени хватает у ребёнка сил пытаться «достучаться» до собственных родителей перед тем, как закрыться и замкнуться в себе? И вообще, учат ли где-нибудь этому чудо-искусству – умению слышать? Учат ли этому важному умению в школе? Нет, не СЛУШАТЬ то, что говорит учитель, а именно СЛЫШАТЬ? Слышать чувства и боль другого человека, сопереживать? Слышать красоту внутреннего мира другого, не похожего на тебя человека?

Считается, что одиннадцать лет в школе детей учат чему-то очень необходимому для их будущей жизни, но очень многое потом забывается за ненадобностью. А что-то очень важное при этом теряется, на него попросту не остаётся времени в этой постоянной круговерти школа-домашка-секции.

Благодаря очень нестандартному философу, педагогу, психологу Александру Михайловичу Лобоку я узнала, как можно вырваться из этого замкнутого запрограммированного круга.

На моих занятиях мы часто замедляемся, топчемся на месте и погружаемся в смыслы озвученного детьми, сочинённого ими. И вот тогда-то какой-то особенный, более чуткий слух и прорезается. Отношение детей друг к другу становится более глубоким и пристальным, они подмечают друг в друге более тонкие черты и уникальность. Через собственные сочинения начинают понимать, насколько индивидуален каждый человек и как здорово быть собой.

Автор: Наталья ГЛЕБОВА,

ПРП “Славное”, Тульская область