ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК
Подросшие дети ПРП «Славное» размышляют, а ЧТО же для них значит жизнь в своём родовом поместье.
Я предложила Добрыне (11 лет), Авроре (12 лет), Светославу (11 лет) написать не сочинение, а именно список слов. Задание звучит и выглядит непривычно. А где связный текст? Где сами размышления? Но если вслушаться в каждое простое, на первый взгляд, слово… О! Сколько глубины открывается, сколько простых истин проглядывает сквозь даже одиночные слова! Как наглядно и объёмно представляется жизнь в родовом поместье!
Итак, ЧТО для меня жизнь в родовом поместье? Позволю себе некоторые комментарии к детским сочинениям.
Добрыня, 11 лет (25.10.22)
1. Лихая Свободность
2. Безграничная Просторность
3. Резвая холмистость
4. Добрая безбашенность – здесь и про отсутствие высоких городских построек, и про дозволенную, но в пределах разумного, свободу действий
5. Отшельническая уединённость – про ценность побыть наедине с собой
6. Лесная сладкость – про щедрые дары дикой природы
7. Всесезонный пруд – про радость соседства с умиротворяющим центром притяжения детей и взрослых в любое время года
8. Сломанная лыжность – про незаменимый лыжный вид транспорта зимой
9. Скользкость горок
10. Дружная детвора
11. Зимние хорошести
12. Занятность – здесь и про увлекательность жизни, и про то, что всегда есть, чем заняться
13. Снежность и мягкость зим
14. Совместная организованность – про важность добрососедской взаимовыручки и помощи
15. Неудержимость всегда чего-то поделать – здесь между слов читается про многообразие возможностей для развития детского творчества
16. Сила природы – про пережитый опыт столкновения с природными стихиями во всех её проявлениях в Славном
17. Естественные пейзажи
18. Интернетная связь с миром – про сопричастность к большому миру, понимание важности социальных связей
19. Возможность варить всякие зелья – это про обширное поле для всяких экспериментов
20. Безграничность – про возможность соприкоснуться с Космосом
21. Многопраздничность – про веселье встреч с многочисленными соседями на общих праздниках
22. Звероладность – про разумно устроенные взаимоотношения зверей в природе
23. Многоводность – про соседство с любимым прудом, вековыми родниками и речушками
24. Древесность – про усладу при взгляде на приветливые деревья
25. Доброта полей – ведь здесь про любовь к Родине!
26. Кристальность снегов – про утончённый детский взгляд, ценящий красоту
27. Полнолунность – о! как на природе замечаешь эти удивительной красоты светлые ночи!
28. Добродумность – про вдохновение природой, позитивные мысли и мечтания
29. Уютность
30. Кусочек собственной России – про восприятие большой страны родной через кусочек собственной земли
31. Просыпание планеты – здесь явно читается что-то большее, чем просто про пробуждение жизни весной…
32. Обустроенность в отличие от индейцев – это про наш не совсем обустроенный быт по сравнению с городскими удобствами
33. Способность чего-то изобрести
34. Дружность лесных обрядов – здесь про ценность совместных природных праздников (Масленица, Купала и т.п.)
35. Беглость босиком по траве/снегу – про незабываемые ощущения из детства
36. Моя большая семья! – про чувствование родового поместья Живым Домом
37. Мамность – про крепкую связь поколений отцов и детей
38. Ощущение полноты души – про познание своей души
39. Безудержность ребячьей болтовни
40. Безопасность одиноких прогулок
41. Добрососедская готовность к поиску незаурядных игр
42. Самопридуманные забавы
43. Детско-взрослый коллектив
44. Вкуснозапахность местных сборищ – как же детям не любить общие сборища, когда там всегда многообразие вкусняшек?!
45. Запалы купальских игривых костров
46. Безупречность тутошней природы
47. Обильность саморастущей еды
48. Возможность блаженно поспать в тишине
49. Печной образ жизни зимой
50. Бесконечная устремлённость людей к природе!
Аврора, 12 лет (25.10.22)
1. Замурчательно-шустрая Чипсия – это про любимого кота, но намного глубже, на самом деле. Очень любопытно наблюдать за животными, живущими в естественной среде
2. Длинноногие летающие косули
3. Подлавливающий неуклюжесть каток – это про перерождение зимой Славного пруда в поселенческий каток
4. Утренне-наслажденческая клубника
5. Убивающая бумагу печь – ведь про уют читается между слов
6. Людеобщительный пруд
7. Картофельнокрасный костёр
8. Пушисто-домашний уют
9. Утомляюще мокрые, но навсегда запоминающиеся прогулки
10. Банко-Ивановский мёд
11. Радость
12. Преимущество – это в сравнении с жизнью в городе
13. Природа
14. Небосвод над головой
15. Невозможность посчитать звёзды
16. Друзья
17. Зима – на природе она чувствуется особенно глубоко, чисто и уютно
18. Развлечения
19. Учёба – имеется в виду наша, внутрипоселенческая, необычная «нешкола»
20. Лисы, зайки
21. Катание на велике/ на квадрике
22. Прогулки
23. Неожиданные сюрпризы
24. Общие мероприятия
25. Огородное сумасшествие
26. Глины выглаживание – про ценность занятий глиной по соседству
27. Рукоделие
28. Тишина
29. Лагерь – про полюбившийся многим Славным детям лагерь, который устраивает одна Сказочная семья
30. Игра в мышек-нарушек – про трогательные игры с близкими и друзьями
31. Возможность купаться в пруду, сколько захочешь – про ценность свободы
32. Речушки со своими прекрасными песенками – здесь помимо песенок речушек звучит утончённая юная душа
33. Загадки о прошлой жизни здесь – вот это да! О глубине волнующих вопросов
34. Мечты
35. Семья
36. Долгий путь на тренировку – об удалённости от крупных городов
37. Везение жить тут
38. Прощаться с днём вместе с закатом – какая тонкая связь со Вселенной!
39. Разбивать стеклянные лужи
40. Находить заброшенные домишки – про запоминающиеся самостоятельные путешествия по близлежащей округе, деревенькам
Светослав, 11 лет (25.10.22)
1. Лесной глиняный дом – про особый уют и тепло саманного дома, построенного родителями
2. Дорога из камня
3. Земля – про природный покров вокруг без асфальта
4. Родина
5. Огород
6. Бегливая Коша – про дружбу с любимой кошкой
7. Снежная, склизкая слякоть на дорогах осенью – это, в какой-то мере, про преодоление сложностей, ведь Светослав пешком или на велосипеде добирается на занятия или к друзьям
8. Утеплительно-копательные мыши
9. Опьянённые мёдом из пчёл дятлы – здесь про тонкие наблюдения за жизнью здешних обитателей
10. Домик – это про возможность с детства опробовать свои силы в строительстве собственного домика
11. Соседи в Славном
12. Небо – живя в родовых поместьях, дети замечают красоту неба
13. Дрова – а за этим словом стоит большой труд, если дрова заготавливают самостоятельно
14. Трава – в том числе про многообразие трав, растительности
15. Топор – о! для мальчика, живущего в родовом поместье, это почти лучший друг!
16. Мама
17. Я – даже не слово, а всего лишь одна буква, а сколько глубины! Про познание себя
18. Туи – про посаженные родителями и согревающие взгляд деревья и кустарники в родовом поместье
19. Парник – про кормящую Землю
20. Солнце – про особую связь с природой
21. Слива
22. Белый налив – явно про плодородие и богатый урожай
23. Берёзы, осины
24. Еда – здесь про еду, которая растёт для тебя везде в поместье
25. Колодец – про ценность воды
26. Вкусная вода – про живительную силу природной воды
27. Баня – это про семейное таинство
28. Глина – про ещё одну мальчиковую радость
29. Картошка
30. Иней – про красоту и разнообразие красок каждого дня
31. Птицы – про их многообразие, весеннее пение, услаждающее слух
32. Песок – про целый мир в привезённой куче песка
33. Камни – про природные богатства для мальчиков
34. Яма – про свободу детской деятельности
35. Музей – про воплощение детских фантазий в собственных сооружениях
36. Костёр – про мощь, силу и значимость огня
37. Яма для костра
38. Собаки, которые приходят ко мне на участок – про пережитый опыт в родовом поместье, возможно не всегда приятный
Какой же богатый мир ребёнка можно увидеть через такие простые слова, прикоснуться к его ценностям. И достаточно бывает даже одного слова. Но зачастую нам, взрослым, очень сложно понимать не то что других людей, но и своих детей. Почему так происходит? Почему столько слов тратится впустую, чтобы быть услышанным, если бывает достаточно одного-двух слов, чтобы приоткрыть свой мир навстречу другому.
Умеем ли мы слышать? На сколько времени хватает у ребёнка сил пытаться «достучаться» до собственных родителей перед тем, как закрыться и замкнуться в себе? И вообще, учат ли где-нибудь этому чудо-искусству – умению слышать? Учат ли этому важному умению в школе? Нет, не СЛУШАТЬ то, что говорит учитель, а именно СЛЫШАТЬ? Слышать чувства и боль другого человека, сопереживать? Слышать красоту внутреннего мира другого, не похожего на тебя человека?
Считается, что одиннадцать лет в школе детей учат чему-то очень необходимому для их будущей жизни, но очень многое потом забывается за ненадобностью. А что-то очень важное при этом теряется, на него попросту не остаётся времени в этой постоянной круговерти школа-домашка-секции.
Благодаря очень нестандартному философу, педагогу, психологу Александру Михайловичу Лобоку я узнала, как можно вырваться из этого замкнутого запрограммированного круга.
На моих занятиях мы часто замедляемся, топчемся на месте и погружаемся в смыслы озвученного детьми, сочинённого ими. И вот тогда-то какой-то особенный, более чуткий слух и прорезается. Отношение детей друг к другу становится более глубоким и пристальным, они подмечают друг в друге более тонкие черты и уникальность. Через собственные сочинения начинают понимать, насколько индивидуален каждый человек и как здорово быть собой.
Автор: Наталья ГЛЕБОВА,
ПРП “Славное”, Тульская область