Когда Эммануэль Макрон избирался на свой первый президентский срок, в его программе фигурировал постепенный отход от ядерной энергетики. Воспоминания о катастрофе на японской «Фукусиме» были слишком свежими, а Еврокомиссия настраивала государства на то, что атомная энергетика скоро станет достоянием прошлого. Однако исторически французская энергетика слишком завязана на ядерные реакторы. Поэтому энергетический кризис в Европе привел к тому, что недавно французский президент неожиданно для многих объявил не только о модернизации существующих, но и о строительстве новых шести реакторов.
Несмотря на то что производство и потребление электроэнергии, производимой на АЭС, за последние годы во Франции несколько снизилось, ее доля все равно составляет более 65%. Однако перспектива их возможного скорого закрытия привела к тому, что поддержанию должного технического уровня станций уделялось слишком мало внимания. В результате во время экстремальной засухи прошлого лета и сопутствующих проблем с охлаждением работало всего 26 из 57 реакторов. Кроме того, более чем у половины были обнаружены трещины в трубах, проводился аварийный ремонт.
Очевидно, что быстро исправить эту ситуацию так и не удалось, указывает заведующий сектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев:
Павел Тимофеев заведующий сектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН «Ситуация экстраординарная, в первую очередь связанная с тем, что огромное количество атомных реакторов находится на ремонте. О том, что французам придется экономить зимой энергию, власти предупреждали еще летом. Морально французов к этому готовили. Половина технических мощностей не работает, закупка газа в этом году — занятие сложное, остается уголь. Уголь, с которым Франция в последние, наверное, семь лет активно борется, она всячески старается сокращать его потребление. Но в этом году французские власти сообщили, что они готовы временно закрыть глаза на определенное возобновление топки углем. Пока дискуссии продолжаются, но с очень большой вероятностью в следующем году мы будем наблюдать реформу рынка электроэнергии в Евросоюзе».
Сейчас выкладки Enedis говорят о том, что, скорее всего, несмотря на все усилия, производство электроэнергии на французских АЭС будет ниже, чем ожидалось: 40-45 ГВт мощности вместо обычных 60 ГВт. В случае пиковых нагрузок это может привести к периодическому локальному отключению электроэнергии. И ожидать помощи от соседей в ЕС не приходится, считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:
Александр Пасечник руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности «Несмотря на то что Франция сидит на атомной генерации и ее в меньшей степени интересуют нефть и газ по сравнению с другими странами Евросоюза, мы видим, что и в атомной сфере во Франции не все хорошо. Видимо, проблема в том, что есть риски энергобезопасности. Профилактика на АЭС не допускает возможности поднимать мощность даже в холодные периоды времени, когда будет расти энергопотребление. Это повод для инспекции МАГАТЭ атомной отрасли Франции. В Европе существует солидарность с соседями, чтобы как-то организовать перетоки энергии. Но французы осознают, что, если будет сильный мороз, каждый будет тянуть одеяло на себя».
С февраля во Франции ожидается повышение цен на электроэнергию на 15%. Это значительно меньше, чем у соседей. Но президент французской комиссии по регулированию энергетики предупреждает, что это еще не предел, а следующая зима может оказаться сложнее, чем нынешняя. Впрочем, согласно иным прогнозам, если восстановление работы ядерных реакторов пойдет по плану, а зима окажется относительно мягкой, первые месяцы следующего года могут продемонстрировать стабилизацию цен или даже их снижение.