Здравствуйте! С вами Александр Одинцов, и сегодня мы будем слушать джаз.
Это не может быть любовью
Я думаю, что мало кто возразит утверждению, что скрипка - это не самый джазовый инструмент. Можно даже сказать - самый не джазовый. Однако находятся музыканты, утверждающие обратное, и им это удаётся. Одним из первых и, в то же время, одним из самых прославленных джазовых скрипачей стал Стефан Граппелли.
Впервые с его творчеством я познакомился уже в этом веке, и помог в этом вездесущий интернет. Лет десять назад был короткий период, когда я плотно занялся расширением своего кругозора в области классической музыки. А после просмотра на канале "Культура" передачи, посвящённой знаменитому скрипачу Иегуди Менухину, я решил пополнить виртуальную часть своей коллекции его записями. Среди прочего мне попался альбом, в котором участвовал ещё один скрипач, на тот момент мне совершенно незнакомый - Стефан Граппелли.
Альбом привел меня в полный восторг, я был очень сильно удивлён: два классических музыканта играют джаз! Впоследствии выяснилось, что я был неправ, Стефан Граппелли всегда играл только джаз.
А совсем недавно один из альбомов Стефана Граппелли появился у меня и в реальной части моей коллекции.
Stephane Grappelli - This Can't Be Love
(Rodgers & Hart)
Атласная кукла
Стефан Граппелли родился в Париже 26 января 1908 года в итальяно-французской семье. Мама будущего музыканта ушла из жизни, когда ему исполнилось 5 лет, мальчика воспитывал отец. Эрнесто Граппелли занимался научной деятельностью, преподавал итальянский язык, но из-за известных исторических событий вынужден был оставить сына. Ему удалось пообщаться с американской танцовщицей Айседорой Дункан, проживавшей в Париже, в результате чего Стефан был принят её танцевальную школу. Но школу закрыли, а маленький Стефан оказался в католическом приюте, пребывание в котором он не мог вспоминать с благодарностью и позднее сравнивал с печальными страницами романа Чарльза Диккенса.
В 1918 году Эрнесто Граппелли вернулся в Париж и забрал сына из приюта.
Мальчик очень хотел заниматься музыкой, и, когда ему исполнилось 12 лет, отец купил скрипку, заложив свой костюм. Некоторое время Стефан занимался самостоятельно, наблюдал за тем, как играют уличные музыканты, но вскоре он был зачислен в Парижскую консерваторию, которую окончил в 1923 году с медалью второго уровня.
Stephane Grappelli - Satin Doll
(Ellington)
Облака
Отец юного музыканта вскоре повторно женился и уехал в Страсбург, а Стефан остался в Париже один. Чтобы прокормить себя, он устроился тапером в кинотеатр, а во время обеденного перерыва посещал один из близлежащих ресторанчиков, в котором стоял музыкальный автомат с большим количеством американских джазовых пластинок. Во второй половине 1920х годов Граппелли участвует в качестве пианиста в разных джазовых оркестрах. Переломным моментом для музыканта стало знакомство с джазовым скрипачом Джо Венути, гастролировавшим в Париже. И хотя Венути просто исполнял популярные джазовые мелодии, практически не импровизируя, Стефан был очарован его игрой и решил пойти по его стопам.
В 1931 году происходит еще одна судьбоносная встреча - Граппелли знакомится с французским гитаристом цыганского происхождения Джанго Рейнхардтом. Через три года в Лондоне музыканты объединяются, чтобы создать первый мире полностью струнный джазовый ансамбль, состоящий из трех гитаристов, скрипача и контрабасиста. Но их развели очередные исторические события. Джанго вернулся во Францию, а Стефан остался в Англии. Позднее музыканты будут периодически возобновлять сотрудничество и сделают большое количество совместных записей, оставаясь друзьями до ухода Рейнхарда в 1953 году в возрасте 43 лет.
К середине 1960х годов Граппелли теряет популярность на фоне новых джазовых стилей и в 1967 году переезжает в Париж, чтобы стать руководителем ансамбля при ресторане гостиницы "Хилтон" - это давало не только стабильный заработок, но и крышу над головой.
Stephane Grappelli - Nuages
(Reinhardt)
У меня есть ритм!
В 1973 году к Граппелли обратился британский гитарист Диз Дисли с предложением создать группу, которая бы играла музыку в стиле довоенного проекта Граппелли и Рейнхардта. Стефан долго отказывался, но Дисли был настойчив уговорил скрипача на единственное совместное выступление. Этот концерт в рамках Кембриджского фольклорного фестиваля произвёл фурор, публика была в полном восторге! Сотрудничество музыкантов продолжилось, они записали 13 совместных концертных и студийных альбомов. Граппелли возобновил активную гастрольную деятельность и продолжал её с различными струнными коллективами практически до последних своих дней. Не стало музыканта 1 декабря 1997 года.
Stephane Grappelli - I Got Rhythm!
(Gershwin)
За время своей творческой деятельности Стефан Граппелли сотрудничал с музыкантами разных стилей и направлений. Он делал совместные записи с Иегуди Менухиным и Жан-Люком Понти, с Дюком Эллингтоном и Оскаром Петерсоном, с Тутсом Тиллемансом и Джо Пассом и со многими другими. А в 1975 году Граппелли принял участие в записи композиции Wish You Were Here из одноимённого альбома группы Pink Floyd.
Однако при окончательном сведении партия, исполненная скрипачом, была почти полностью перекрыта другими инструментами. Эта оплошность была исправлена только при переиздании альбома в 1992 году.
А на этом у меня всё! Спасибо, что читаете и комментируете! До встречи!