Найти тему
Усадьба Кусково

Как "Фельдмаршал Шереметев" на флоте служил

Грезить о войне не только на море, но и под водой люди начали еще в XVIII веке.

Фантастические проекты первых подводных лодок известны во всех странах, имевших выход к морям.  Некоторые из них даже были реализованы — как, например, «потаенное судно» Ефима Никонова «Морель», изготовленное им для Петра I еще в 1724 году и даже прошедшее испытания. После смерти императора этот проект был похоронен как бесперспективный.

Ситуация резко изменилась к началу XX века, когда новые технологии и необходимость в быстром перевооружении армий позволили подлодкам стать грозной силой в морских сражениях.

Русско-японская война требовала усилия российского флота на Тихом океане. Для этого в начале XX века в России стали строиться подводные лодки.

«Фельдмаршал Граф Шереметев» – так называлась российская подводная лодка типа «Касатка». Она была заказана на средства, собранные «Особым комитетом по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Значительную сумму в её постройку внесла семья Шереметевых, благодаря чему корабль был назван в честь фельдмаршала графа Бориса Шереметева ( в частности, граф Александр Дмитриевич Шереметев внес 200 000 рублей, огромную по тем временам сумму). Лодка заложена на Балтийском заводе в апреле 1904 года, а спущена на воду уже 24 июля.

Экипаж лодки составлял 24 человека, а предельная глубина погружения была 50 метров.

Тихоокеанскому флоту требовалась быстрая переброска нового вооружения, для чего в октябре 1904 года был спроектировал 16-осный железнодорожный транспортер для перевозки подводных лодок на Дальний Восток. К середине декабря во Владивосток, преодолев расстояние около 10 тысяч километров, были перевезены «Касатка», «Скат», «Налим», «Фельдмаршал граф Шереметев», «Дельфин», «Осетр» и «Сом». Это была первая в мире перевозка подводных лодок водоизмещением более 100 тонн по железной дороге.

Перевозка подводной лодки «Фельдмаршал граф Шереметев» на Дальний Восток. Ноябрь 1904 года
Перевозка подводной лодки «Фельдмаршал граф Шереметев» на Дальний Восток. Ноябрь 1904 года

Подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» вступила в строй в мае 1905 года, но активного участия в войне на море не приняла. В 1905 году имеются донесения о несение экипажем позиционной и дозорной службы на подходах к заливу Петра Великого (на южном побережье Приморского края).

6 марта 1906 года подводные лодки были выделены в отдельный класс кораблей. С этих пор они являются неотъемлемой частью Военно-морского флота России и важным инструментом в составе вооруженных сил крупнейшей страны мира, чьи берега омываются водами трёх океанов.

Уже после окончания Русско-японской войны лодка дооснащалась, в том числе и передовыми, по тем временам, технологиями. В 1906 году лодка была дооборудована средней рубкой с командным мостиком. В мастерских транспорта «Ксения» в 1909 году было изготовлено первое устройство, позволявшее при нахождении лодки на перископной глубине использовать для движения двигатель надводного хода. Этим устройством и была оборудована подлодка.

-3

Из архива за 1910 год:

«19 октября подводные лодки «Ф. Гр. Шереметев» и «Скат» выходили из Владивостока в Амурский залив на подводный ход, причем подводная лодка «Ф. Гр. Шереметев» произвела испытание возможности хода в боевом положении под бензиномоторами, благодаря проведенным трубам отрабочих газов бензиномотора выше боевой рубки, причем выяснилось, что при положении передних рулей в горизонтальной плоскости, задних же, положенных на погружение, при не свежей погоде, такое движение лодки вполне возможно».

В 1910—1914 годах лодка базировалась на Владивосток, в ходе летних кампаний совершала переходы в бухту Разбойник и далее в залив Стрелок. В 1913 году во Владивостоке прошла капитальный ремонт с заменой бензиновых двигателей на 160-сильный дизель, в том же году по неосторожности командира при маневрировании разбила перископ о плавбазу «Ксения». В 1914 году, после начала Первой мировой войны, перешла во Владивосток, приняла полные запасы и боеприпасы.

В 1915 году подводная лодка прошла капитальный ремонт и была перевезена в Петроград, где зачислена в 4-й Дивизион подводных лодой Балтийского флота.

Участвовала в войне, базируясь в Мариехамне и Або. В феврале 1917 года экипаж лодки принял участие в Февральской революции. 4 августа 1917 года присвоено новое название - "Кета". В мае 1918 года лодка сдана на хранение в порт и спустя некоторое время разукомплектована.

В 1922 году (по другим данным, в 1924 году) подводная лодка затонула при наводнении в Петрограде. В 1924 году поднята и сдана для разборки на металлолом.