Грезить о войне не только на море, но и под водой люди начали еще в XVIII веке.
Фантастические проекты первых подводных лодок известны во всех странах, имевших выход к морям. Некоторые из них даже были реализованы — как, например, «потаенное судно» Ефима Никонова «Морель», изготовленное им для Петра I еще в 1724 году и даже прошедшее испытания. После смерти императора этот проект был похоронен как бесперспективный.
Ситуация резко изменилась к началу XX века, когда новые технологии и необходимость в быстром перевооружении армий позволили подлодкам стать грозной силой в морских сражениях.
Русско-японская война требовала усилия российского флота на Тихом океане. Для этого в начале XX века в России стали строиться подводные лодки.
«Фельдмаршал Граф Шереметев» – так называлась российская подводная лодка типа «Касатка». Она была заказана на средства, собранные «Особым комитетом по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Значительную сумму в её постройку внесла семья Шереметевых, благодаря чему корабль был назван в честь фельдмаршала графа Бориса Шереметева ( в частности, граф Александр Дмитриевич Шереметев внес 200 000 рублей, огромную по тем временам сумму). Лодка заложена на Балтийском заводе в апреле 1904 года, а спущена на воду уже 24 июля.
Экипаж лодки составлял 24 человека, а предельная глубина погружения была 50 метров.
Тихоокеанскому флоту требовалась быстрая переброска нового вооружения, для чего в октябре 1904 года был спроектировал 16-осный железнодорожный транспортер для перевозки подводных лодок на Дальний Восток. К середине декабря во Владивосток, преодолев расстояние около 10 тысяч километров, были перевезены «Касатка», «Скат», «Налим», «Фельдмаршал граф Шереметев», «Дельфин», «Осетр» и «Сом». Это была первая в мире перевозка подводных лодок водоизмещением более 100 тонн по железной дороге.
Подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» вступила в строй в мае 1905 года, но активного участия в войне на море не приняла. В 1905 году имеются донесения о несение экипажем позиционной и дозорной службы на подходах к заливу Петра Великого (на южном побережье Приморского края).
6 марта 1906 года подводные лодки были выделены в отдельный класс кораблей. С этих пор они являются неотъемлемой частью Военно-морского флота России и важным инструментом в составе вооруженных сил крупнейшей страны мира, чьи берега омываются водами трёх океанов.
Уже после окончания Русско-японской войны лодка дооснащалась, в том числе и передовыми, по тем временам, технологиями. В 1906 году лодка была дооборудована средней рубкой с командным мостиком. В мастерских транспорта «Ксения» в 1909 году было изготовлено первое устройство, позволявшее при нахождении лодки на перископной глубине использовать для движения двигатель надводного хода. Этим устройством и была оборудована подлодка.
Из архива за 1910 год:
«19 октября подводные лодки «Ф. Гр. Шереметев» и «Скат» выходили из Владивостока в Амурский залив на подводный ход, причем подводная лодка «Ф. Гр. Шереметев» произвела испытание возможности хода в боевом положении под бензиномоторами, благодаря проведенным трубам отрабочих газов бензиномотора выше боевой рубки, причем выяснилось, что при положении передних рулей в горизонтальной плоскости, задних же, положенных на погружение, при не свежей погоде, такое движение лодки вполне возможно».
В 1910—1914 годах лодка базировалась на Владивосток, в ходе летних кампаний совершала переходы в бухту Разбойник и далее в залив Стрелок. В 1913 году во Владивостоке прошла капитальный ремонт с заменой бензиновых двигателей на 160-сильный дизель, в том же году по неосторожности командира при маневрировании разбила перископ о плавбазу «Ксения». В 1914 году, после начала Первой мировой войны, перешла во Владивосток, приняла полные запасы и боеприпасы.
В 1915 году подводная лодка прошла капитальный ремонт и была перевезена в Петроград, где зачислена в 4-й Дивизион подводных лодой Балтийского флота.
Участвовала в войне, базируясь в Мариехамне и Або. В феврале 1917 года экипаж лодки принял участие в Февральской революции. 4 августа 1917 года присвоено новое название - "Кета". В мае 1918 года лодка сдана на хранение в порт и спустя некоторое время разукомплектована.
В 1922 году (по другим данным, в 1924 году) подводная лодка затонула при наводнении в Петрограде. В 1924 году поднята и сдана для разборки на металлолом.