Прелюбопытнейший законопроект внесли на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации шесть ее депутатов, среди которых - депутаты от родного Ставрополья Раиса Кармазина и Владислав Даванков, представляющий партию "Новые люди".
В Гражданском Кодексе Российской Федерации имеется статья 235. А в статье 235 имеется подпункт 8 пункта 2, в котором, в частности, указывается, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.
То есть, на сегодняшний день ежели чиновники, депутаты и присные им не могут доказать, что приобрели чего-нибудь (яхту, например, или же золотой унитаз), то имеется вполне себе законная возможность забрать у них это самое имущество в порядке гражданского судопроизводства.
Однако, наши дорогие народные избранники решили исправить эту несправедливость и внесли на рассмотрение в Думу законопроект, которым предусмотрены изменения в этот самый подпункт, и изложить его, как они полагают, необходимо в следующей редакции:
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, приобретенного на доходы, незаконность получения которых установлена вступившим в законную силу обвинительным приговором по уголовному делу коррупционной направленности.
Опаньки. Опапуленьки. А что такое произошло? С чего вдруг мы начинаем обусловливать изъятие имущества исключительно обвинительным приговором по уголовному делу коррупционной направленности?
А нам депутаты поясняют в своей пояснительной записке к законопроекту:
Подпункт 8 пункта 2 статьи 235 ГК РФ предусматривает в качестве одного из оснований принудительного прекращения права собственности обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.
Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЭ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - Федеральный закон) презюмирует незаконность доходов, на которое приобретено имущество (статьи 4 и 17). При этом основной целью указанного Федерального закона является противодействие коррупции. Коррупция является деянием, ответственность за совершение которого предусмотрена уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушениях.
В этой связи следует отметить, что презумпция незаконности доходов вступает в противоречие с презумпцией невиновности, установленной уголовным и административным законодательством Российской Федерации, в соответствии с которым устанавливается причастность лица к совершению коррупционного деяния и устанавливается соответствующая ответственность. Таким образом, в настоящее время действующая редакция подпункта 8 пункта 2 статьи 235 ГК РФ во взаимосвязи с Федеральным законом позволяют обращать в доход Российской Федерации имущество у собственника или иного лица, чья вина в совершении коррупционного деяния не установлена и не доказана в судебном порядке.
Сама идея автономного существования механизма обращения в доход Российской Федерации в гражданском законодательстве в отрыве от законодательства уголовного и административного вызывает множество вопросов. На практике возникают случаи, когда обращение в доход Российской Федерации проходит в отношении имущества добросовестного приобретателя, который не является лицом, подпадающим под регулирование антикоррупционного законодательства.
А теперь перевожу на русский. Дьявол, как известно, кроется в мелочах, и здесь он спрятался во втором абзаце цитаты - там, где про федеральный закон.
Вся эта история с изменениям в ГК РФ никакого, разумеется, отношения не имеет к реальным добросовестным приобретателям. Дело в том, что под словами "презюмирует незаконность доходов" подразумевается, что любое лицо, замещающее государственную должность, обязано на сегодняшний день по умолчанию декларировать все свои доходы и имеющееся у них имущество, и если это стоимость этого имущества превышает задекларированные доходы, то в гражданско-правовом порядке такое имущество вполне может быть изъято в доход государства. Для этого не нужно и уголовное дело возбуждать - а вот по факту такого изъятия вполне себе можно. Поэтому чиновник (назовем лиц, замещающих государственные должности, более привычным словом) обязан на сегодняшний день доказывать законность приобретения имущества по умолчанию - просто потому, что он чиновник и, следовательно, имеет определенные коррупционные возможности.
Как видно из этого текста, субъектами этого закона не являются рядовые граждане. А потому и изменения, предлагаемые депутатами, рядовых граждан совершенно не коснутся - ну, если только считать рядовыми гражданами членов семей все тех же чиновников, как ту же Елену Псел и прочих родственников и свойственников бывшего начальника ГИБДД Ставропольского края Алексея Сафонова - у них счастливым образом оказалось такое количество имущества, которое они ну никак не могли приобрести на свои собственные доходы.
Так вот: изменения, которые предлагают дорогие и любимые наши избранники, полностью поменяют принцип подотчетности любого чиновника и аффилированных с ним лиц о своих доходах и расходах. Приобрели и приобрели. И неважно, на какую сумму. Хоть на миллиард. Вы сначала поймайте за руку на преступлении коррупционной направленности - например, в момент получения взятки или откатика - осудите за него, а потом уже и имущество отбирайте.
То есть, при таких изменениях в ГК РФ просто отпадут законные основания для проверки легальности приобретения чиновником принадлежащего ему или членам его семьи имущества.
Чуют, чуют наши народные избранники, что при сложившихся обстоятельствах вполне может и национализация начаться. Прямо подгорает, уж извините.
И ведь примут закон. Как пить дать - примут.