Найти в Дзене
Подушка с коровками

О церковной нищенской братии

Почти у каждого храма есть свои «люди Божьи». С опухшими лицами, одетые странно и очень многослойно. Они сидят прямо на паперти или сразу за калиткой храма.

В храме, где сейчас пою, это Дуся, Виталька и Тамара Григорьевна. Вначале я просто проходила мимо них, потом стала отмечать, что они очень многих прихожан знают по именам, более того — они знают даже имена членов их семей и некоторые обстоятельства их жизни. Многие останавливались возле них, разговаривали, иногда даже подолгу. Конечно, всегда подавали им.

Со временем познакомилась и я. Не знаю, как так вышло, но Виталька часто помогает мне с машиной, он бывший дальнобойщик, поэтому какие-то простые манипуляции может произвести, причём совершенно безвозмездно. А Дуся с Тамарой Григорьевной отвечают за душевную часть. «Устала?» — заботливо спросят меня они после ранней литургии. Я кивну. «Держи яблочко», — Дуся улыбается и протягивает ароматное яблоко с дачи кого-то из прихожан. Они обязательно спросят, как мои дела, передадут поклон семье.

Однажды зимой я оставила на парковке у храма свою машину, почему-то забыв закрыть окно. Дуся обнаружила это, добыла мой телефон, позвонила и говорит: «Ты только не волнуйся, у тебя окно открыто. Но мы тут рядом, покараулим, отдыхай». Мне кажется, они первые помощники, первые охранники храма. Если за воротами какой-то непорядок, Виталька сразу в храм идёт, со знанием дела заходит в алтарь, прямиком к настоятелю. Проблемы тут же решаются.

А недавно Дуся с Виталькой расписались в ЗАГСе, Дуся теперь сидит на паперти с золотым обручальным кольцом.

В общем, полная пастораль и гармония.

Что сказать насчёт их материального положения? Не думаю, что именно они принадлежат какой-то мафии, они, вроде как, сами себе мафия. Деньги у них есть. Если что, можно перехватить. Жильё есть — снимают частный дом по Калужской дороге. Приглашали, кстати, в гости. Видно, употребляют, но к службе всегда в хорошей форме — работа. Вот такой выбор. Вот такой образ жизни. Такая свобода. Почему не работают? У Витальки судимость. Социальные лифты и реабилитация таких людей у нас в стране на практике пока не очень работают. Виталька сказал, что мало куда берут. Я привыкла, не осуждаю.

Не осуждаю я и людей, которые подают им. Милостыня имеет глубочайший духовный аспект. Например, Иоанн Златоуст называл подающих милостыню священниками Христа. Потому что они, как и Христос, питают нуждающихся.

А вы подаёте милостыню?

Если понравилась статья, подпишитесь на мой канал и поставьте лайк