Найти тему
Центр Справедливости

Пенсионерка заставила банк вернуть списанные на страховку 12 000 рублей

Женщине навязали страховку на кругленькую сумму. Добиться возврата денег помог Центр защиты прав граждан.

В 2021 году жизненные обстоятельства заставили пенсионерку из Волгограда Татьяну Великую взять кредит. За займом на 67 000 рублей женщина обратилась в банк «Русский стандарт». Подписала договор. Только сумма, которая пришла на ее счет, оказалась куда меньше.

– Я получила только 55 000 рублей, еще почти 12 000 банк списал на оплату страхования жизни и здоровья. Но я не планировала страховаться, получается, что банк меня просто обманул, – рассказала пенсионерка.

За пенсионерку вступился волгоградский Центр защиты прав граждан. Сюда Великая обратилась за помощью.

– При оформлении кредита клиента не уведомили обо всех условиях, не объяснили, что будет оформлен договор страхования жизни и здоровья, лишили возможности сделать свободный и осознанный выбор. В кредитном договоре должны были обязательно указать сведения о дополнительных услугах. Но в нем такой информации не оказалось. Информация о страховании содержалась в заявлении на кредит, но там сразу была проставлена галочка – согласие на дополнительную услугу. Были нарушены ст. 8, 10 Закона «О защите прав потребителей», согласно которым потребитель имеет право на получение необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора, – пояснил специалист Центра Николай Кубраков.

Банк не имеет права отказать в выдаче кредита, если клиент не согласен страховать жизнь или здоровье, это закреплено в ч. 2 ст. 935 ГК РФ. Кредитная организация имеет право включить в договор соглашение о страховании только по желанию и с согласия клиента. Навязывание страховки – прямое нарушение закона «О защите прав потребителей». Потребитель обязан застраховать лишь имущество, которое остается в залоге у банка. Например, квартира при ипотечном кредите.

Отказаться можно от большинства видов добровольной страховки: страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, страхование имущества, гражданская ответственность за причинение вреда, страхование транспорта (КАСКО) и ответственности владельцев транспорта, добровольное медицинское страхование (ДМС), страхование финансовых рисков.

В Центре помогли Татьяне Великой обратиться с жалобой на банк в Роспотребнадзор. Проверка подтвердила нарушения: банк обманул потребителя, не предоставил необходимую и достоверную информацию о финансовой услуге. Надзорный орган через суд оштрафовал банк.

Но даже это не заставило финучреждение вернуть списанные за страховку деньги. В «Русском стандарте» пояснили, что плату по этому договору приняло другое юридическое лицо: «Русский стандарт страхование». Куда и отправили ошарашенную пенсионерку. Но Татьяна Великая снова обратилась к специалистам Центра.

Здесь ей помогли составить обращение к финансовому уполномоченному. Изучив итоги проверки Роспотребнадзора, решение суда о привлечении банка к административной ответственности, тот обязал «Русский стандарт» вернуть Татьяне Великой 11 880 рублей. Деньги уже поступили на счет.

Центры защиты прав граждан – социальный проект политической партии «Справедливая Россия – За правду», созданный по инициативе председателя партии Сергея Миронова. Проект получил поддержку Президента России Владимира Путина в декабре 2014 года. 
Центры работают под эгидой Министерства труда и соцзащиты РФ. 
Сегодня в 75 регионах страны открыты 
96 приемных. В том числе в Донецке и Луганске.  Узнать адрес ближайшего Центра можно по ссылке.
За 7 лет правовую помощь в Центрах получили 
14,5 млн человек. Гражданам вернули 65 млрд рублей.

Если банк навязывает страхование жизни и здоровья

Если при оформлении потребительского кредита потребителю навязали страхование жизни – это незаконно. Гражданин вправе отказаться от этой услуги! Навязывание страховки – прямое нарушение закона «О защите прав потребителей».

В обязательном порядке нужно страховать только приобретенное в кредит имущество, если оно остается в залоге у банка (например, квартира при ипотечном кредите).

Важно! Покупатели страховки вправе отказаться от ненужной услуги, воспользовавшись так называемым «периодом охлаждения». Такой принцип действует с 1 января 2018 года. «Период охлаждения» – это срок, в течение которого страхователь может отказаться от договора и вернуть страховую премию или ее часть. «Период охлаждения» действует минимум 14 календарных дней с момента заключения договора, но страховая компания может продлить этот период.

Правило действует, только если покупатель – физическое лицо, а сама страховка – добровольная.

Условия «периода охлаждения» обязательно прописывают в правилах страхования компании, в самом договоре страхования или дополнительном соглашении к нему. Если такой информации нет, то это нарушение закона.

Отказаться можно от большинства видов добровольной страховки: страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, страхование имущества, гражданская ответственность за причинение вреда, страхование транспорта (КАСКО) и ответственности владельцев транспорта, добровольное медицинское страхование (ДМС), страхование финансовых рисков.

Чтобы отказаться от навязанной страховки:

1. Напишите претензию в банк.

Ее адресуют руководителю банка. В тексте обязательно требование о возврате денег, заплаченных за страховку. Претензию нужно отправить адресату ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Банк должен прислать официальный ответ в течение 10 дней.

2. Если ответа не последовало или пришел официальный отказ, жалуйтесь в Роспотребнадзор, Федеральную антимонопольную службу (ФАС) или прокуратуру.

Жалоба должна содержать описание ситуации и требование вынести предписание банку, навязавшему страховку.

В качестве доказательств приложите документы, подтверждающие факт заключения кредитного договора с конкретной кредитной организацией.

Еще одна инстанция, которая может помочь в данной ситуации – финансовый уполномоченный. Эта государственная структура помогает урегулировать споры физических лиц с финансовыми организациями в досудебном порядке. Рассматривает имущественные требования потребителей финансовых услуг, не превышающие 500 000 рублей (по договорам ОСАГО – без ограничений по сумме требований). Направить обращение и пакет документов можно через сайт.

3. Если обращение в надзорные инстанции не дало результатов – придется идти в суд.

В исковом заявлении требуйте от страховщика вернуть страховую премию. Обязательно приложите к иску договор (страховой полис), претензию, а также все дополнительные бумаги, включая чеки, подтверждающие оплату страховки.

Нелишним будет пожаловаться на страховую компанию в ЦБ России через интернет-приемную. Центробанк проведет проверку, если выявит нарушения, то оштрафует компанию и выдаст предписание об устранении нарушений.

Как вернуть деньги за навязанные дополнительные услуги банка

Помимо страховок, банки грешат навязыванием дополнительных услуг. Это может быть СМС-информирование, финансовая защита и другие опции. Такие действия банка – незаконны, поскольку обуславливать приобретение одной услуги обязательной покупкой дополнительных работ или услуг, оказывая давление на покупателя, запрещает ст. 16 ФЗ «О защите прав потребителей». Потребитель может в любое время отказаться и от уже купленной дополнительной услуги – при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов. Любые условия договора, нарушающие законные права потребителя, признаются недействительными. Об этом заявили Банк России и Роспотребнадзор в своем совместном информационном письме от «12» октября 2020 года.

Потребитель может в любое время отказаться от уже заключенного договора дополнительных услуг! Включать в договор допуслуг условия, ограничивающие право потребителя на отказ от договора или усложняющие процедуру такого отказа, недопустимо!

Алгоритм действий в этой ситуации:

1. Если на устные просьбы отключить услугу и вернуть за нее деньги банк отвечает отказом – направьте претензию в письменной форме со ссылкой на ст. 16 ФЗ «О защите прав потребителей».

Заявление можно отнести в отделение банка, потребовав поставить отметку о регистрации на втором экземпляре, либо направить ценным письмом.

2. В случае отказа – обращаться в суд. В этом случае с банка можно взыскать не только стоимость навязанных услуг, но и компенсацию морального вреда, штраф за отказ добровольно исполнять требования потребителя, а это 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей»).

Центр защиты прав граждан подготовил инструкции, которые помогут защититься от самых распространенных видов мошенничества: Как обезопасить себя и своих близких от мошенниковКак обезопасить себя и своих близких от мошенников. Часть 2.