Приветствую вас на канале Книжка&Coffee, я пишу о книгах, любимых фильмах и обо всем, что меня волнует.
Есть у меня близкая подруга, назовем ее Прасковья. Она только начинает свое знакомство с советскими фильмами, и мы с ней часто их обсуждаем. Примерно полгода Прасковья агитировала меня посмотреть фильм "Полеты во сне и на яву" 1983 года с Олегом Янковским, а у меня почему-то не лежала душа... В общем, увертываться стало уже неудобно - пошла смотреть...
Ох, чуяло мое сердце недоброе...
***
Фильм показывает нам три дня из жизни Сергея Макарова на кануне его сорокалетия. У Сергея кризис среднего возраста, пора переосмысления прожитых лет. А если говорить по простому - Сережа дуркует.
***
Очень трудно рассказать сюжет фильма, чтобы не скатиться в банальный пересказ. Сюжета как такового нет.
Жизнь Сергея состоит из каких-то разрозненных явлений: есть жена и дочь, которые его тяготят; есть сослуживцы, которых он презирает, изводит и обманывает; есть молодая любовница, для которой Серёжа не более, чем эпизод; есть подруга, которая любит его и ждет, растрачивая свою жизнь на это ожидание... И вот между всеми этими явлениями мечется Сережа, не понимая, что ему нужно, для чего он здесь...
Сережа - инфантил и нарцисс, все его действия импульсивны: доводит до слёз молодую коллегу, со скандалом увольняется, куда-то все время едет. Бесцельно. Он не состоялся ни в чем - ни на работе, ни в личной жизни, ни в родительстве... Единственное, что спасает его от полного одиночества - обаяние. Позволю себе немного вульгарности: для таких как Сережа есть очень емкое определение: "мечется как г**но в проруби". Точнее не скажешь...
Знаете, к какому я пришла выводу, посмотрев фильм? У Сережи нет кризиса среднего возраста, вот это все и есть его жизнь. Ведь все то, что происходит с ним за эти три дня, происходило и раньше. Его "подонство" - это его стиль жизни. Сомневаюсь, что когда-то он был иным, и этому есть очень яркое подтверждение в самом начале фильма. Когда он ссорится с женой, та пытается спокойно с ним разговаривать. Как сейчас сказали бы - "экологично". А потом жена уходит в соседнюю комнату и истерично срывается на ребенке. По мне - это явный намек на то, что похождения и хамство Сергея перманентны, и жена тщетно пытается сохранить семью...
В конце фильма Сережа после очередной глупой выходки, оставшись один, сворачивается в позе эмбриона в стоге сена...
Как Вы думаете, он переродится? Способен ли в принципе такой как Сергей на перерождение? Или это очередная его и игра, после которой, отряхнувшись от сена, он продолжит свое блуждание по жизни?
P.S.: Кстати, Олег Янковский считай эту роль самой лучшей в своей фильмографии. Вы с ним согласны?