Значение огня для человека – бесценно во все времена! В любой ситуации (тем более в условиях БП), огонь будет играть одно из ключевых ролей для нормальной жизнедеятельности и адаптации человека к изменившимся условиям. Сегодня существует огромный выбор устройств и приспособлений для быстрого и удобного разведения огня. Среди прочего можно выделить:
- Спички (хозяйственные и ветроустойчивые);
- Зажигалки: (газовые, бензиновые, электроимпульсные);
- «Вечная спичка»;
- Огниво;
- Химический способ разведения огня;
- Оптический способ разведения огня;
- Разведение огня путем трения ...
Первенство, среди вышеназванных устройств и способов, заслуженно занимает газовая зажигалка, которой пользуются практически все во всем мире. Она удобна, практична, не дорогая и относительно надёжна. Я, как и большая часть населения, отдавал предпочтение использованию в быту – газовой зажигалке. Именно данным девайсом я укомплектовываю рюкзак для БП и её пользуюсь на вылазках и в быту. Наряду с этим, отдельная каста моих единомышленников-параноиков, наверно не согласиться со мной. В последнее время все большую популярность, в экстремальных условиях выживания, приобретает использование – огнива, которое во многих моментах надежнее газовой зажигалки, хотя и менее удобное в обращении, так как предполагает наличие специальной растопки и подготовки к разведению костра. Про спички я вообще молчу, так как они заканчиваются очень быстро, и использовать их можно только в крайних случаях. А вот про бензиновые зажигалки мы практически стали забывать, на сегодняшний момент они практически полностью вытеснены газовыми зажигалками, и я считаю это большим упущением.
Последние 5-ть лет, я все больше склоняюсь, что именно бензиновые зажигалки – эталон качества (гарантированного розжига огня в различных условиях), хоть они, всё же, имеют ряд недостатков.
Когда мы с Вами говорим о бензиновой зажигалке, 9 из 10 человек представляет американскую «Zippo», её имя известно во всем мире и выпускаются они, и по сей день. Но стоит сказать, что существует не менее достойный производитель бензиновых зажигалок, такой как – австрийский «IMCO». В период СССР так же существовали различные варианты отечественных бензиновых зажигалок. Однако я решил остановиться на выборе Zippo и причину скажу чуть ниже.
Так как стоимость простой оригинальной зажигалки Zippo в среднем составляет 30 $, что не так дёшево, я решил сначала приобрести её реплику. Основная причина такой покупки – проведение «краш-тестов» на выживаемость, определение работоспособности зажигалки в различных условиях.
Итак, если говорить о недостатках бензиновых зажигалок, в первую очередь, обязательно нужно сказать о том, что любая бензиновая зажигалка, после полной заправки прослужит Вам от 7 до 30 дней (в зависимости от модели), после чего, благодаря присущим бензину свойствам к испарению, ее нужно заправлять повторно. Наверно, это одна из основных причин вытеснения с рынка газовыми зажигалками, бензиновых зажигалок. Эта же, особенность бензиновых зажигалок, косвенно, исключает их из списка снаряжения для НАЗов, т.к. они не подходят для длительного хранения в рабочем состоянии, в то время как газовая зажигалка, даже спустя годы хранения, без труда, в нужную минуту, даст спасительное пламя.
Кроме того, бензиновые зажигалки, в отличие от огнива, не любят влаги, но всё же ряд проведенных мною тестов доказывает живучесть данных зажигалок и право занимать своё почетное место среди инвентаря на «черный день». Учитывая, что для этих целей я приобрел реплику за 300 руб., её было не жалко подвергать испытаниям, а именно:
1. Всем известно, что для стабильной работы бензиновой зажигалки, производитель рекомендует использовать фирменный бензин (Zippo или как вариант Newport, Platinum…), однако в условиях БП данный продукт будет дефицитом. Для выяснения возможностей зажигалки я заправлял её: очищенным бензином «Галоша», автомобильным бензином «А-92», Уайт-спиритом, керосином (для керосиновых ламп), спиртом медицинским и даже 80% спиртосодержащим одеколоном. Во всех случаях зажигалка работала, т.е. давала стабильное пламя, которого вполне хватит для разведения огня. Единственный минус – быстрое выветривание топлива, особенно спирта и спиртосодержащих жидкостей.
2. В случае если в зажигалке закончился фирменный кремний. Заменял его на кремний, извлеченный с одноразовых газовых зажигалок. Итог – зажигалка работает.
3. В случае если зажигалка упала в воду и полностью намокла. Заменял внутренний наполнитель инсёрта, на простую медицинскую вату. Итог – зажигалка работает.
4. В случае если в зажигалке закончиться фирменный фитиль. Заменял его на скрученный отрезок вискозной материи (высушенная влажная салфетка) или бечёвку из натуральных материалов. Итог – зажигалка работает.
В остальном же, там нечему ломаться. Не зря у фирменной зажигалки Zippo пожизненная гарантия. Даже если сломается крышка, работоспособность зажигалки критически не измениться, хотя топливо начнет быстрее испаряться, она будет работать. Пружину, толкающую кремний к кресалу, можно подобрать с одноразовых газовых зажигалок, единственный болт в зажигалке можно вовсе не использовать, заменив его, на импровизированную заглушку. При этом все манипуляции можно выполнять в полевых условиях прямо на коленке. Единственный и главный критерий работоспособности зажигалки – никогда не перегревать колесо-кресало, так как если произойдет отпуск метала, оно выйдет из строя и перестанет высекать искры, а заменить его на колесо-кресало из одноразовой зажигалки, будет проблематично из-за разницы в диаметре.
А теперь представьте себе, каким образом в полевых условиях провести ремонт впускного или выпускного клапана газовой зажигалки или заменить кремний в ней, на мой взгляд – это крайне затруднительно.
Учитывая все вышеперечисленные изощрения, которые реплика прошла на оценку отлично, я приобрел себе оригинал зажигалки Zippo из серии Armor. Которой пользуюсь теперь «на постоянке». Какой-либо значительной разницы в работе между репликой и оригиналом я не заметил. Да, в реплике использованы более дешевые материалы и несколько хуже качество сборки, но работают они одинаково. По этой причине реплика с запасными кремниями отправилась в тревожный рюкзак, где будет ждать определенного момента, который, я надеюсь, вовсе не настанет, а оригинал зажигалки теперь всегда со мной в кармане.
Поднимая тему о бензиновых зажигалках, я должен сказать, что перед покупкой, рассматривая варианты бензиновых зажигалок, передо мной стояла дилемма между Zippo и IMCO Triplex Super. И в начале, я больше склонялся к зажигалке IMCO благодаря её большему функционалу, однако меня смущало более сложная конструктивная особенность зажигалки с множеством движущихся узлов, в связи с чем, шанс поломки такой зажигалки в значительной степени выше, перед более простой зажигалкой Zippo. Точку в данной дилемме поставил тот факт, что завод по производству зажигалок IMCO официально закрыт, и купить данные зажигалки можно только с рук, при этом цены на данную продукцию завышены. Стоит отметить, что китайские умельцы начали выпускать реплики данных зажигалок, и сегодня, на рынке, они представлены в двух вариантах: дешёвые и плохого качества и хорошего качества (на уровне с оригиналом), но по цене выше оригинала. По этой причине, я не стал искушать судьбу, не зная какой именно вариант мне достанется и купил в официальном фирменном магазине зажигалку Zippo.
В процессе выбора, я так же наткнулся на интересный вариант зажигалки, представленной в интернете как IMCO 6100, я сильно не вникал в особенности данной зажигалки, но у меня сложилось впечатление, что эта зажигалка исключительно китайского происхождения. Однако конструкция этой зажигалки настолько проста, что её можно приобрести в качестве дополнительного элемента снаряжения не переживая о поломке.