Статья Бондаренко Т.А. "Особенности психодиагностики и запросов на психологическое консультирование клиентов, воспитывавшихся глухими и глухонемыми родителями" опубликована в сборнике 3 Международной конференции по консультативной психологии и психотерапии, посвященной памяти Ф.Е. Василюка 11-12 ноября 2022 года в МГППУ.
В психологической и педагогической теории достаточное количество научных трудов посвящено исследованию обучения и воспитания глухонемых детей. Так, в исследовательских работах отражены вопросы изменений в историческом ракурсе особенностей обучения неслышащих детей [5], воспитания и обучения детей со слуховой депривацией [2], повседневной жизни семьи инвалида трудоспособного возраста с несовершеннолетними детьми [4], социального воспитания, социализации детей с нарушениями слуха [9], коммуникативных сложностей в выстраивании отношений у глухонемых детей [6], психологических условий развития воображения у детей с нарушением слуха [10]. Однако мало исследовательских работ, посвященных проблемам семей, включающих взрослых с нарушениями слуха, воспитывающих слышащих детей. Вместе с тем, как показывает практика психологического консультирования слышащих взрослых CODA (детей глухих родителей) и воспитывавшихся глухонемыми родителями, пережитые ими в детстве психотравмы, накладывают отпечаток на восприятие окружающей действительности.
Даная тема актуальна, т.к. в России, согласно статистики, 13 миллионов неслышащих людей разных возрастов. Несмотря на предпринимаемые государством меры по социальной реабилитации инвалидов в обществе, возникают другие проблемы, которые невозможно решить в рамках правительственных программ. К таким препятствиям, согласно результатам исследований, относят «отсутствие активной жизненной позиции, приоритет домашнего образа жизни, желание инвалида спрятаться от общества и социальную дезадаптированность» [8, с. 103]. Таким образом, чаще людьми с инвалидностью занимается пассивная позиция.
Это отражается и на личной жизни инвалидов, в том числе, глухих и глухонемых. Поскольку в обществе доминируют ценности «красоты тела», «физической привлекательности», глухие и глухонемые, как и другие люди с видимыми физиологическими дефектами, испытывают особую дискриминацию. Как отмечает Л. Доминелли, «женщины с инвалидностью подвергаются угнетению посредством связи инвалидности, означающей их принижение как женщин и как людей в целом, и неспособных вырастить собственных детей, пассивными и зависимыми от других» [3, с. 32].
Данное обстоятельство отражается на поиске брачного партнера, возможности создания семьи, детности, возможности воспитания детей. Если рассматривать семьи, включающие членов с нарушениями слуха, то, согласно исследованиям английских ученых М. Мур, Х. Лейн, «90 % глухих родителей имеют слышащих детей» [13].
Наша работа посвящена сравнению особенностей запросов слышащих клиентов CODA с клиентами, воспитывавшимся в семьях глухонемыми родителями. Как показывает анализ консультирования людей, обращающихся за психологической помощью, родители, имеющие проблемы со слухом, самоустраняются от воспитания детей и тогда эту обязанность возлагают на себя бабушки и дедушки. При этом они придерживаются таких стилей воспитания, как «ежовые рукавицы», «козел отпущения», «золушка». Как отмечают М. Ясин, А. Комарова, при доминировании в воспитании властных слышащих бабушек и дедушек, считающих себя более компетентными, чем их взрослые дети, имеющие проблемы со слухом, «глухие родители находятся под воздействием социального стереотипа о вреде жестового языка и сами испытывают комплексы при воспитании слышащего ребенка» [12, с. 105].
Негативное отношение в семье испытывают не только дети, но и родители, имеющие проблемы со слухом. Как отмечает Л.А. Алейник, «40% инвалидов находятся в полной зависимости от членов своих семей» [1, с. 54]. Родители клиентов, обратившихся за психологической помощью, как CODA, так и воспитывавшихся глухонемыми родителями, занимают инфантильной позиции, не могут осуществлять должную заботу о своих детях. Тогда эти проблемы решают прародители. К сожалению, у бабушек, придерживающихся авторитарной модели поведения, формируется ощущение власти, подчинения, а также игнорирования потребностей своих детей и внуков, что ведет к получению ими психотравм.
Согласно результатам психодиагностики клиентов, воспитывавшихся глухими (CODA) и глухонемыми родителями, обратившихся за психологической помощью, с использованием «диагностики ранних дезадаптивных схем (опросник Джефри Янга)», были выявлены:
- Эмоциональная депривированность (отсутствие внимания, любви, дружеского общения, защиты в стрессовой ситуации) в обеих группах клиентов. Как отмечают И.А Козырева, С.С. Чабанова, «семьям с родителем-инвалидом и несовершеннолетними детьми, присуща излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (30%)» [4, с. 273].
- Покинутость, оставление референтными в детстве людьми, в одиночестве, в обеих группах клиентов.
- Ожидание жестокого обращения, нанесения оскорблений, манипулирования. Среди клиентов CODA выше (90%) по сравнению с клиентами, воспитывавшихся глухонемыми родителями (63%). Обусловлено это, по нашему мнению, тем фактом, что глухие родители, разговаривая со своими детьми, не слышат своего голоса. Поэтому издаваемые ими звуки пугают ребенка. При этом часто эти звуки сопровождаются физическим насилием.
- Социальная отчужденность, сложность вхождения в социальные группы ниже среди клиентов CODA (54%) по сравнению с клиентами, воспитывавшихся глухонемыми родителями (79%). Обусловлено это тем фактом, что слышащие дети глухих, но способных говорить, родителей, CODA «билингвы, владеющие и устной, и жестовой речью, поэтому они часто становятся профессиональными или неформальными переводчиками жестового языка» [11, с. 219]. Таким образом, ребенок чувствовал свою значимость, когда выступал в качестве переводчика своего глухого родителя с окружающими людьми. Но в обеих группах дети стеснялись своих родителей, т.к. понимали, что они не такие, как родители других детей.
- Отсутствие выученной беспомощности, неспособности самостоятельно решать свои проблемы в обеих группах клиентов. Напротив, еще с детства им делегируются задачи, которые не соответствуют их возрасту, что в целом относится к неблагоприятным семейным обстоятельствам. Как отмечают Ю.В. Прилепко, В.А. Калашникова, Е.А. Эм, «ребенок погружается в проблемы взрослых, что непозволительно для нормального психологического развития человека. Происходит процесс, который можно обозначить как «раннее взросление»» [7, с. 116].
- Уязвимость, навязчивые страхи, фобии в обеих группах клиентов. Причина – газлайтинг, буллинг в детстве со стороны сверстников. Со слов клиентки: «стеснялась матери, она громко гукала, дети громко смеялись, испытывала стыд». Как отмечают М. Ясин, А. Комарова, «психологическая нагрузка может привести и к формированию типа «дети стесняются родителей»» [12, с. 104].
- Отсутствие привилегированности, уверенности в своем превосходстве над другими людьми и обладании особыми правами и привилегиями в обеих группах клиентов. Как итог – недостаточное стремление к достижению целей, поиск обходных путей к решению задач.
- Чрезмерная сфокусированность на желаниях, чувствах и реакциях других людей выявлена в обеих группах клиентов. Позиция угодить с помощью жертвования собственными потребностями для получения любви и одобрения. Причины - в формировании в детстве чувства вины, эгоистичном поведении родителей. Так, со слов клиентки CODA, когда отец собирал вещи после ссоры с ее матерью, которого она выгнала за пьянку, она громко плакала, забившись в угол и боясь громких криков, которыми они выражали свои эмоции кроме нанесения друг другу физических увечий, ее никто не пожалел. Но после ухода отца из дома, мать ее постоянно обвиняла за то, что она не остановила отца.
- Алекситимия, подавление эмоций, слабое осознание своих агрессивных импульсов. В большей степени выявлены у клиентов CODA (85%) по сравнению с клиентами, воспитывавшихся глухонемыми родителями (59%). К причинам можно отнести игнорирование чувств и эмоций ребенка в детстве, пренебрежительное отношение родителей (более болезненно воспринимается такое поведение со стороны матери) к базовым потребностям. Глухонемые родители проявляют чаще тактильное общение с ребенком, эмоциональное выражение чувств, лояльнее относятся к проявлению им гнева.
Согласно результатам теста «экспресс-диагностики уровня самооценки», в обеих группах клиентов выявлен заниженный уровень самооценки.
Как показали результаты психодиагностики слышащих взрослых CODA и воспитывавшихся глухонемыми родителями, детские воспоминания содержат многочисленные переживания. Данные психотравмы обуславливают запросы на психологическое консультирование.
Запросы на психологическое консультирование CODA: апатия, вялость, сонливость, отсутствие желания решать проблемы и жить активно, неуверенность в себе, страх ответственности, плаксивость, неконтролируемые вспышки гнева, оцепенение при страхе.
Запросы на психологическое консультирование клиентов, воспитывавшимися глухонемыми родителями: самоповреждающее, парасуицидальное поведение (нанесение порезов, шрамирование, кусание до крови губ), которые временно помогают снять агрессию и тревожность, самообвинение, невозможность найти свое призвание, проблемы со сном - засыпанием, раннее пробуждение, обиды на мать.
Таким образом, подводя итоги, можно выделить следующее:
- Родители, имеющие проблемы со слухом, самоустраняются от воспитания детей и эти обязанности возлагают на себя бабушки и дедушки. Вместе с тем, для гармоничного развития детей приоритет в воспитании должен оставаться за родителями.
- В результате психодиагностики CODA выявлены эмоциональная депривированность, напряженное ожидание жестокого обращения, коммуникативные трудности, фобии, фиксация на желаниях других людей, алекситимия, заниженная самооценка. Запросы на психологическое консультирование связаны с недостатком жизненной энергии, неуверенности в себе, инфантильной позиции.
- В результате психодиагностики клиентов, воспитывавшимися глухонемыми родителями, выявлены эмоциональная депривированность, созависимость, социальная отчужденность, сложность вхождения в социальные группы, уязвимость, навязчивые страхи, отсутствие уверенности, чрезмерная сфокусированность на желаниях, чувствах и реакциях других людей, подавление эмоций, заниженная самооценка. Запросы на психологическое консультирование связаны с парасуицидальным поведением, невозможностью найти свое призвание, проблемы со сном, обиды на мать.
Список использованной литературы:
- Алейник Л.А. Семья как фактор социальной мобильности людей с инвалидностью // Омский научный вестник. №1 (63). 2008. С. 53-57.
- Виневская А.В., Шайдуллина А.Р., Ющенко К.В., Сидорова Н.Н., Овсиенко Д.Л. К вопросу о воспитании и обучении глухонемых детей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11-1. С. 78-82.
- Доминелли Л. Гендерно нейтрально? Женский опыт инвалидности // Журнал исследований социальной политики. Т.2. №1. 2004. С. 32-33
- Козырева И.А., Чабанова С.С. Проблемные сферы повседневной жизни семьи инвалида трудоспособного возраста с несовершеннолетними детьми // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2017. № 11. Т. 19. С. 272-277.
- Молоток А.М. История формирования педагогических подходов обучения неслышащих до времени возникновения отечественной сурдопедагогики // Христианское чтение. 2017. № 4. С. 344-353.
- Пенин Г.Н., Красильникова О.А. Особенности коммуникации детей со сложными сенсорными нарушениями // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2018. № 190. С. 55-59.
- Прилепко Ю.В., Калашникова В.А., Эм Е.А. Система помощи неслышащим родителям, воспитывающим слышащего ребенка раннего возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-3. С. 114-117.
- Радченко Т.Е., Пестова Ю.М. Социальная политика государства как фактор социальной активности инвалидов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. № 1. С. 100-115.
- Сошникова Н.Г. Социальное воспитание глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития: автореф. дис… канд. пед. наук. М., 2008. С. 42
- Труханова Ю.А. Психологические условия развития воображения у слабослышащих старших дошкольников: автореф. дис… канд. психол. наук. М., 2011. С. 38.
- Шельшакова Н.Н. Особенности проведения психологического консультирования // Образование и право. 2021. № 9. С. 218-224.
- Ясин М., Комарова А. Типы детско-родительских отношений в семьях с глухими родителями и слышащими детьми // Развитие личности. № 3. С. 103-113.
- Moore M, Lane H. For hearing people only. Rochester, 2003.
Автор: Бондаренко Татьяна Алексеевна
Психолог, Канд-пси-наук Гештальт-КПТ-Арт-НЛП
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru