В этом году Россия возобновит строительство одной из самых секретных строек Советского Союза. Это тоже одна из крупнейших социалистических строек, сравнимая только со строительством Байкало-Амурской магистрали. Из соображений секретности стройплощадка получила название «501», позже «Полярный маршрут», «Мертвая дорога», «Полярная железная дорога» и «Стройка 503».
Проект начался во времена Сталина. Идея строительства автомобильной дороги от Баренцева моря до Чукотки возникла во время Великой Отечественной войны. Лидеров смущала мысль о том, что страна полностью уязвима с севера и совершенно уязвима, например, для морских атак.
В 1947 году началось капитальное строительство, в котором одновременно работало 80 тысяч человек и было вложено 42 миллиарда советских рублей. За несколько лет в тяжелых условиях было проложено 900 километров железнодорожных путей, но смерть Сталина в 1953 году остановила это грандиозное строительство. Новые власти изменили свои приоритеты, и работа десятков тысяч людей была просто заброшена. В результате разрушились мосты и железные дороги, и лишь немногие сооружения служили людям десятилетиями.
Первоначальный проект железнодорожной линии предусматривал соединение Чум-Салехард-Игарка. Дорога была построена Главным управлением железнодорожного транспорта МВД СССР, а проще говоря, заключенными. Спустя почти 60 лет здание вошло в историю. Помимо военного аспекта, проект имел и экономическое значение. Бурное развитие нефтегазовой отрасли Ямала требовало надежной и современной железнодорожной магистрали. В настоящее время проект называется Североамериканской железной дорогой и является частью стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года.
Некоторые участки уже были полностью отремонтированы за последнее десятилетие, и в настоящее время планируется построить не менее 700 километров железнодорожных путей с множеством мостов и станций. Северная географическая железная дорога соединит Ямал с Уралом, северо-западом и центральной частью России.
Сложно оценить важность этого проекта, но давайте посмотрим на него с точки зрения освоения Арктики. В последние годы на Ямале интенсивно строятся газоперерабатывающие заводы, осваиваются новые месторождения, строятся порты. В строительстве самой большой проблемой является доставка металлических деталей и оборудования на стройплощадки. Новый маршрут частично решит эту проблему и откроет еще одно окно для добычи с Ямала.