Найти тему
George Rooke

Морские суеверия.

Давайте затронем одну тему, которая нам поможет понять мышление и сознание моряков и в парусную эпоху, и сейчас. Речь о суевериях. Для начала цитата: «Моряки, находящиеся в постоянной милости стихий, часто испытывают потребность в религиозных изображениях на своем теле, дабы успокоить эти гневные силы, вызывающие штормы и крушения вдали от дома».

Понятно, что вот эти силы природы и стихии, будь то шторм, безветрие, большие волны, и т.п., внушали морякам страх, почтение, ужас, даже благоговение. И поэтому разум человеческий искал в бессознательном какую-то логику или высшие силы. Отсюда и все корни матросских суеверий.

Давайте же пройдемся по примерам списком, дабы получить о суевериях какие-то впечатление, причем – мы даже поделим их по странам, ибо некоторые суеверия были общими для всех, а некоторые – только для моряков отдельных стран.

И начнем с Англии.

Итак, прежде всего, давайте узнаем про Иону. Пророк Иона известен нам из Библии, и знаменит тем, что его, по повелению Божию, проглотил кит, и пробыл Иона во чреве кита три дня и три ночи.

У моряков Иона приобрел другое значение. Это моряк или пассажир, которому фатально не везет на море, и он готов утянуть с собой всех присутствующих в морскую пучину. Самым известным «Ионой» в Роял Неви был капитан Годфри Герберт. Судите сами. В 1908 году он был старпомом на лодке А-4. Эта лодка затонула в Соленте во время первых экспериментов по подводной связи. Лодка все же через три с половиной минуты смогла всплыть, вылетела на поверхность, и кашляющий экипаж поспешно выскочил на палубу, чтобы хоть немного отдышаться.

1914 год, капитан лодки D-5. Около Гарвича лодка налетела на мину, Герберт в это время находился на мостике, и вместе с 4 членами экипажа смог спастись. 19 человек погибли.

Через месяц Герберт вышел в море в качестве связного офицера на плохо сконструированной французской подводной лодке «Аршимед», имевшей паровую поршневую (!) машину. В Гельголандской бухте волны через трубу залили топки, лодка чуть не утонула и еле-еле сумела доползти обратно до Гарвича.

В конце 1915 года Герберт снова вернулся на подводные лодки и стал командиром Е-22, но 25 апреля 1916 года немецкая лодка торпедировала и потопила ее в Северном море.

Наконец в том же 1916 году Герберта назначили командиром лодки К-13. 29 января 1917 года в 15.00 К-13, вышедшая на испытания, затонула. 23 офицера и 31 матрос оказались запертыми на лодке, на глубине 100 футов. Спасти подводников удалось только 31 января, погиб 31 моряк. Причиной аварии оказались незакрытые заслонки печи.

После этого случая Герберт больше решил не испытывать судьбу и ушел на надводные корабли - стал командиром флотилии противолодочных траулеров.

Суеверие номер два. Неудачные дни. Понятно, что самым неудачным днем для плавания считается пятница, ну и 13-е число. А уж если это совпадает…

Давайте приведем самый эталонный пример – это шуточная история про HMS Friday (Корабль Его Величества «Пятница»). Чтобы рассеять все страхи и суеверия моряков по поводу пятницы, 13-го, в Британском Адмиралтействе заложили линейный корабль III ранга HMS «Friday». Естественно, заложили в пятницу. В пятницу же и спустили на воду. Первый выход в море был назначен, конечно же, опять на пятницу, да еще и на 13-е. Командовал им Джеймс Фрайдей (то бишь Джеймс Пятница) Корабль покинул порт, и... больше его никто не видел.

Отдельно тут стоит отметить 2 (15) февраля, Сретение. Моряки считали, что выход в море именно в этот день может закончиться катастрофой. Дело в том, что согласно Библии Иисус в этот день призывает к искуплению грехов, то есть в море могут выходить только законченные грешники. С известным результатом.

Свист у моряков – так же плохая примета. Если для нас привычна пословица «Не свисти – денег не будет», то моряки считают, что свистом можно накликать на себя шквалистый ветер.

Черный кот. Если для нас, сухопутных жителей черный кот означает несчастье, то для британских моряков – удачу. Заиметь на борту черного кота – значит обеспечить счастливое возвращение домой и большие призовые. Изначально суеверие идет со времен Елизаветы I, когда лорд-адмирал Говард приказал на всех королевских кораблях держать по черному коту для борьбы с крысами и мышами. Почему именно по черному? Да потому что если сбежит- найти и отличить «своего от чужого» легко.

Ну что мы все про англичан да про англичан? Давайте про их злейших врагов и конкурентов – французов. Итак, la belle France.

Французские моряки называют морские суеверия словом «empech», что можно перевести как «что-то, что мешает нормальному, логичному течению событий».

И «empech» номер один – кролик на корабле – к несчастью. Как так, воскликнете вы. Почему милый кролик предвестник несчастья? Дело в том, что раньше сетки и крепления грузов делали из пеньки, а кролики любят пеньку грызть. Кроме того, пространства между бревнами забивались паклей, которую кролики тоже любили «понадкусывать». То есть кролик мог привести к кораблекрушению, особенно когда он не один.

Еще одно суеверие – при крещении корабля его церковное наименование должно содержать имя Мари (Marie). Откуда возникло такое суеверие - историки спорят до сих пор. Часть указывают близкое звучание со словом «морской» (marine), часть упитает на то, что в Нормандии и Бретани – кузницах кадров флота – первой родившейся девочке всегда давали имя Мари, а корабль – он и первенец, и девочка (изначально во французском языке писалось la navre, то есть судно было женского рода, потом уже переделавшись в мужской – le navre).

Нельзя произносить на борту слово «священник» (Le prêtre), это к несчастью. Судя по всему, традиция ведет свое начало с религиозных войн, ибо протестанты называли священников по-другому, в результате решили просто – дабы не оскорблять ничьих чувств – священников на флоте зовут кабестанами (Cabestan).

Зажигать сигару от свечи – к несчастью. Это суеверие имеет хорошо известную историю. Дело в том, что Бретонская ассоциация госпитальеров-спасателей (Hospitaliers-Sauveteurs bretons), созданная в 1873 году, не имела членских взносов и оплачивала содержание своего аппарата продажей спичек. Таким образом, прикурить сигарету от свечи – это значит лишить госпитальеров пожертвований.

Ну и последнее в этой статье, но далеко не последнее вообще, суеверие французских моряков. На корабле нельзя использовать слово веревка (Corde). Идет это суеверие со времен французской революции, ибо «на веревках вешают мятежников». То есть называйте флиннами, такелажем, снастями и т.д., но только не веревкой. Единственное исключение – это веревка в колоколе. Здесь – без проблем, ибо «тут веревка приговорена Богом».