Найти в Дзене
С.К.

Женщина захотела взять из приюта ребенка с инвалидностью, как у нее самой.

На основе реальных событий.

***

-Ребенка-инвалида вам не дадут - вы сами не совсем здоровы.

-Почему не дадут? Откуда вы знаете?

-Логика подсказывает. У нас в группе были разные люди и семейные пары были. Но инвалидов не видела ни разу. Извините, не хотела вас задеть. Но вы же сами просили быть с вами откровенной.

-Не надо извиняться. Это правда – у меня инвалидность. Но я же не калека беспомощная. К тому же есть жизненный опыт, как с этим жить. Почему я не могу свой опыт передать ребенку-инвалиду? Они адаптируются намного быстрее, если им помочь! ДЦП не такая редкость. Многие из нас настолько освоились, что так и не скажешь, что человек инвалид, пока не присмотришься. Бросаются в глаза те, у кого тяжелая форма. Почему вы на меня так смотрите?

-Не понимаю, вы то ли святой хотите быть, то ли не отдаете себе отчета в том, что собираетесь сделать.

-Зачем вы так. Вы меня не знаете, а беретесь оценивать мои желания.

-Да потому, что я знаю, о чем говорю! И прямо скажу, да, я хочу вас отговорить. А что вы решите, это уже ваше дело. Мое – ничего не скрывать. Вы все же обиделись. Я уже жалею, что согласилась на этот разговор. Вы меня смутили. И сочувствую вам и раздражаете вы меня своим упрямством.

Женщина замолчала и, не глядя на собеседницу, хотела встать, чтобы уйти. Тихий голос ее остановил.

-Я благодарна вам.

-За что же?

-За вашу откровенность. Если вы не очень рассердились на меня, я бы попросила вас еще об одном – побудьте со мной еще немного. Вы сказали мне много важных вещей. Кое о чем я и правда не задумывалась. Но, благодаря вам, теперь знаю и буду думать. А еще, - женщина сделала паузу, будто сомневалась, надо ли говорить или лучше оставить при себе, но после секундной заминки, все же решилась, - Я столько всего наслушалась за последнее время, понимаете, мне теперь самой надо кому-то выговориться. Если у вас есть еще немного времени…

-Я поняла вас, - женщина вздохнула, - сама была в таком же положении много лет назад, но терпеливых ушей не нашла. Говорю так для того, чтобы вы и меня понимали – я уже этот путь прошла. Почти. Один ребенок, старшая девочка, через год будет свободен от меня, - женщина усмехнулась с грустью, – нас предупреждали в школе приемных родителей, что надо готовить себя к расставанию. Но проще сказать, чем подготовиться. Некоторые ждут не дождутся, когда дети «слезут с шеи», так же ведь говорят. А мне грустно, что я буду ей уже не нужна. Хотя я не нужна уже лет пять, когда друзья и свобода стали важнее мамы.

-Она совсем отошла от вас?

-Да как сказать, живем вместе, «мама, сделай вкусненького», «мама, мне надо купить…», «мама, покорми..». Ей уже 18 скоро, а я ей на стол накрываю. Мне это нравится и знаю, что скоро это закончится, накрывать будет некому. Хорошо, что есть младший. Но и он же вырастет скоро. Так что вот. Хотим одно, мечтаем, а в жизни все складывается по-своему и все однажды заканчивается.

-Вы жалели, что взяли приемных детей?

-Нет. Злилась, бесилась, из дома уходила погулять, лишь бы не видеть их. Было и такое. Но ни разу не пожалела о том, что они у меня.

-На что же вы злились? На них? Плохо себя вели?

-На себя злилась. На себя! Что терпения не хватало. Мудрости не было. Знаний... Опыта. А потом стало не хватать сил. Хотелось и то сделать и это, а настоишься у плиты, с тряпкой по квартире побегаешь и ничего уже не хочешь, кроме, как в соцсетях посидеть, телевизор посмотреть - все, как у всех. Что приемные дети, что родные, без разницы.

-Вы быстро привыкли к ним?

-Нет. Это нет. Они быстро, а я нет. Хотя казалось, что зацелую и затискаю, представляла несчастными котятами, брошенками. А как мотанут нервы, так думаешь, э, нет, меня бы кто пожалел. Но с этим самое сложное. Если ты взял приемного, не жди, что люди будут спешить тебе на помощь. У всех свои проблемы. А сам факт твоего решения говорит о том, что у тебя есть характер. А раз так, то и крутись.

-Вы думаете, что люди злые?

-Как вы это сказали, однако, - женщина улыбнулась, - Но вы верно подметили. Нет, люди не злые. Но им легче, когда они видят, что у сильного человека проблемы. Это примиряет со своими. Вы же сами хотели выговориться, а получается, что пока говорю только я.

-Мне интересно все, что было в вашей жизни.

-Не уверена, что мой опыт вам пригодится. Я не представляю, как это – воспитывать инвалида. Не понимаю таких людей. Берут по несколько детей с такими тяжелыми формами, волосы дыбом. Никаких денег не захочешь. И все равно находятся те, кто открывает рот, мол, из-за денег. Будьте готовы, что и про вас скажут. Всегда хотелось сказать таким в ответ - да вы сами возьмите себе ребенка, даже не инвалида, а здорового и посмотрите, как это. Заткнулись бы уже. Кота с улицы боятся в дом принести, а за другими смотрят. Вы с этим столкнетесь и сразу узнаете все и про злых и про добрых...

-Об этом я уже думала. Моя инвалидность научила меня надевать броню, закрываться.

-А у меня такого навыка не было. Прилетало со всех сторон – и от родственников, и от соседей, и от опеки.

-А дети? Они на чьей стороне?

-Снова задали интересный вопрос. Слушайте, я вы не так просты. Я по сравнению с вами, наивняк еще тот.

-А кто из нас, кто решился на приемных, прост? Вы вот двоих взяли.

-Троих хотела! Но вовремя одумалась. Хотя... Знаете, у каждого своя история. Так вот, насчет детей. Они были сами по себе. Их проблемы пыталась решать я, школа делала вид. Помогли с логопедией, мальчик у меня почти не говорил, каша во рту, не поймешь, о чем говорил. И медицина да, к этим претензий нет, чуть что, в Морозовку. И бесплатно. Приятные бонусы были, но запомнились моменты тяжелые. Но я хочу уже послушать вас. Зачем вам ребенок-инвалид?

-Я уже сказала – чтобы поделиться своим опытом. Это главное. У меня потребность – отдать что-то, что поможет кому-то стать хоть немного счастливее. Мне кажется, если что-то сделать хорошее, оно возвращается к тебе же хорошей энергией. Вы об этом не думали?

-Когда своих брала? Не помню, о чем я думала, - или не хочу вспоминать, иллюзии - это что-то... Бог с ними... Мне казалось, что инвалиды сами обособляются от других, живут в своем мире. Дети в специнтернатах общаются с такими же, они не чувствуют себя инвалидами там, а если вы заберете ребенка, то он будет среди обычных людей чувствовать себя все тем же инвалидом, но острее.

-А как еще нам себя вести, если нас считают людьми с ограниченными возможностями?

-Но это так и есть.

-Но можно посмотреть на это состояние с другой стороны - инвалиды – люди с особенными потребностями.

-Ну да, справедливо, посыл уже другой, соглашусь.

-Я уже подготовилась. Все накопления, что были, потратила и сделала в своем доме ремонт – пандусы, перила, поручни специальные, все, что можно было придумать, все оборудовала. Даже вход отдельный!

-А это зачем?

-Ну как же, моей девочке, той, что хочу взять, 13 лет, она подрастет, ей захочется иметь от меня секреты, свое пространство, пусть к ней приходят гости, я не буду стоять, как полицейский.

-У вас вой дом, вам это можно. Знаете, я вспоминаю себя. Жила с родителями долгое время и мечтала о веревочной лестнице. Вы молодец, что подумали о такой вещи. Так на чем все застопорилось? Вы школу уже закончили?

-В том то и дело, что нет.

-Но без школы приемных родителей, хоть это весьма условная помощь, вам точно ребенка не дадут. С этого надо было начинать, а не с пандусов.

-Когда я пришла в первый раз к опеку и сказала, что хочу взять на воспитание ребенка с инвалидностью, на меня посмотрели и дали понять, что мой ресурс слабоват для такого.

-Отказали?

-Ну так, не прямо, завуалированно, мол, возраст у вас солидный.

-За пятьдесят? Ну и что, многие приходят и берут! Это не очень хорошо, по себе знаю, но отказывать по этой причине неправильно. Надо смотреть на человека и искать ему его ребенка. У каждого есть где-то свой… мне так всегда казалось. Но сама взяла случайных, кого бог дал. Раньше, в моей прошлой жизни, выбор ребенка для меня был аморален, хотя это правильно – надо подбирать. Но раньше мне казалось все более романтично, как любовь с первого взгляда. а сейчас понимаю, это лотерея. Значит, причина отказа формально в возрасте и в инвалидности, так?

-Именно так. И хоть убейся, не дают мне пройти этот путь, хотя уже подготовилась и шла к этому лет десять, не решалась, боялась, а теперь поняла , что затянула. Но от мечты не откажусь.

-Ох уж эти мечты… Что думаете делать?

-Уже придумала, поеду в другой город, поживу там, пройду эту школу, получу разрешительную бумажку и .. и не знаю, что потом. Девочка, о которой я вам сказала, я ее фотографию увидела в открытой базе. Ее никто не берет. Она в интернате с шести лет, ее родители-пьяницы ушли гулять в соседнюю деревню, там угорели всей компанией. Она одна несколько дней сама жила, пока соседи не обратили внимание, что взрослых давно не видно.

-Сейчас ей уже 13? Бедный ребенок. У нее тоже ДЦП?

-Да. И форма такая, как у меня, но похуже. А я знаю, как и что надо делать, чтобы помочь.

-Два инвалида в деревенском доме…

-У меня дом с центральным отоплением, и садик небольшой, я там огород сажаю. Будем вместе копаться, вдвоем жить веселее. Отдельный вход с пандусом, ее друзья из интерната смогут спокойно приезжать к нам, а точнее к ней. Ведь это дом я готовлю для нее.

Вроде все уже было сказано. Женщины сидели и каждая думала о своем. Одна вспоминала моменты, о которых вспоминать не хотелось, но они сами прожигали память и напоминали об ошибках, добавляя горечи и сожалений, что ничего уже не исправить. Другая была в плену отчаяния, страха, что не дадут попробовать, а время идет и силы уходят, остается только горечь и сожаление о несбыточном. И печаль, что судьба так обошлась с ней и той девочкой, которой она хотела помочь, но...

Они попрощались и разошлись. Прошло четыре года.

Женщина, у которой старший приемный ребенок уже "вылетел из гнезда", но не совсем – застолбил жердочку и никак не хотел отказываться от роли желторотого птенца. Второй подрастал и брал пример. Женщина не обижалась, понимала, что это такая игра – они еще не насытились состоянием птенчиков, с приемными это часто бывает, не все видят, пытаются исправить, как дефект. На самом деле, надо дать прожить это состояние столько, сколько им надо.

Как опытную родительницу ее приглашали на встречи с родителями-кандидатами, чтобы поделиться опытом. И вот однажды куратор подготовительных курсов в качестве одного из примеров ситуаций предложил посмотреть сюжет, снятый в подмосковном поселке городского типа. С изумлением на экране женщина увидела свою знакомую. Она сидела на веранде своего дома вместе с юной девушкой. Обе старались не смотреть в камеру, смущались. Они пили чай и шили миниатюрных кукол. На Авито их изделия пользовались спросом – следовало из пояснения к сюжету.

-«Значит добилась. Молодец. Какие красотки! Еще и бизнесом занялись! Как бы с них опека за это пособие не сняла, скажут, что слишком богатые...», - мысли были самые разные, но главным оставалось чувство невероятной радости за этих людей...

***

Да, она добилась своего. Но для этого ей пришлось пройти немало кругов непонимания и неверия. Система никак не хотела дать ей шанс. Но она победила и систему. После нескольких комиссий, областных и городских, ей разрешили начать поиски. Она сразу показала на девочку, которую уже выбрала однажды. За год мытарств та повзрослела.

Девочка жила в загородном специализированном интернате для детей-инвалидов по заболеванию опорно-двигательного аппарата. Когда девочке сказали, что «тетя пришла познакомиться с ней», она сначала никак не хотела выходить, а потом вдруг заплакала.

Ее спросили, в чем дело:

-Не хочешь уходить из интерната? Может быть просто поздороваешься, посмотришь на нее и уйдешь, когда захочешь..

Она согласилась.

Они долго сидели в холле интерната и о чем-то говорили. Женщина показывала ей фотографии своего дома.

-Вы все это приготовили для меня?

-Конечно! Я же тебе показываю!

-Это, правда?

-Ну, конечно! Если бы ты знала, как мне было трудно пробиться к тебе. Я же инвалид, как и ты.

-Вы? - девочка посмотрела на женщину недоверчиво.

-Да, у меня ДЦП как и у тебя. Знаешь, как меня в детстве дети дразнили? Катька – хромоножка.

-Придурки.

-У вас не обзываются?

-Обзываются, но не так. У нас все инвалиды, глупо смеяться друг над другом. Но прозвище у меня есть.

-Какое? Но если не хочешь, не говори.

-Да нет, почему, в интернате меня зовут Тринити. Из Матрицы.

-Смотрела, знаю. А почему Тринити?

-У нас все придумывают что-то такое – про другое измерение или суперсилу. Все мечтают быть не такими, как есть. Ну, вы понимаете. Но про себя вы врете. Никакая вы не Хромоножка.

-Ну, ты невнимательно смотрела, хотя ты права, сейчас не так заметно, раньше было намного хуже. ты даже не представляешь. Я покажу тебе фотографии, ты удивиться. Это важно. Но не это самое главное... Вместе лучше, чем одному...

-А я здесь не одна, – девочка посмотрела на женщину и снова заплакала.

-Я знаю, у тебя много друзей. А вот у меня друзей нет, почти нет. Я мечтала о дочке... Почему ты плачешь? Не хочешь, чтобы мы жили вместе?

-Нет, я не могу поверить, что вы настоящая. Я вот настоящая и мои несчастные ноги – настоящие! А вы…

-Я тоже настоящая. Решайся. Едем ко мне? Если хочешь, ты можешь подумать. Я подожду, сколько надо.

Перед уходом, женщина зашла в комнату к заведующей.

-Ну что, видите, ей лучше быть у нас.

Женщина в ответ улыбнулась.

-Понимаю, она наверное вам наговорила всякого разного, что она волшебница. У нас тут все мечтают о том, что однажды случится чудо. Не представляете, каково нам возвращать этих несчастных детей на землю.

-А зачем? =спросила женщина, не переставая улыбаться.

-Как зачем!

-Да так, зачем, попробуйте полетать в их мечтах вместе с ними!

-Ну уж, вы сказали, нам бы всех обслужить, посадить-высадить, раздеть-одеть - с утра до вечера.

-Понимаю, это тяжелый труд, спасибо вам за него. Вот мое заявление. Я его подписала.

Заведующая чуть ли не с возмущением посмотрела на листок, где была видна аккуратная подпись и дата.

-Я проставила сегодняшнее число.

-Хорошо. Порядок вы знаете. Пока мы оформим все документы, придется подождать. Если передумаете...

-Я буду ждать. Сообщите, как будет готово. Все доброго. Я зайду, попрощаюсь с ней? Можно?

***

Когда она вернулась в комнату, в которой беседовали с девочкой, та все еще была там. Женщина, поняла, что ее видимо ждали. Она подошла, обняла девочку, деликатно прикоснулась к ее макушке щекой и шепнула:

-Я оставила документы. С моей стороны все готово. Ты обещала подумать. Только не тяни слишком долго, я уже скучаю по тебе, Тринити…

https://i.jauns.lv/t/2019/12/09/1854953/1000x620.jpg?v=1575884128 Иллюстрация
https://i.jauns.lv/t/2019/12/09/1854953/1000x620.jpg?v=1575884128 Иллюстрация

P.S. Рассказ на основе реальной истории, даже не сомневайтесь. Приёмные дети - тема сложная, в ней много путаницы и мало обобщенного опыта, как положительно, так и отрицательного. Но со временем, конечно, количество перейдет в качество и те, кто решился на этот шаг, смогут этот опыт использовать.