Итак, завершающая публикация по теме «выученная беспомощность» и «теория оптимизма» Мартина Селигмана. Ранее мы узнали, что по отношению к собственной жизни и происходящим событиям люди делятся на две группы: оптимистов и пессимистов. Пессимизм, по мнению исследователей этого явления – результат сформировавшейся «выученной беспомощности». Ученые доказали, что оптимисты более успешны в решении сложных жизненных задач, чаще добиваются успехов в школе, институте, на работе, в спорте. За политиков - оптимистов голосует больше людей, на конкурсную должность скорее примут оптимиста, а не пессимиста. Иммунитет у оптимистов гораздо крепче, у них больше шансов выжить, в случае возникновения онкологии, например. Пессимисты же чаще страдают от хронических заболеваний и психосоматических расстройств. Одним словом, у оптимистов в жизни явно больше преимуществ. Однако, пессимистов, людей со сформированной «выученной беспомощностью» явно больше. Почему? Почему страх потерпеть неудачу настолько велик, что мы прислушиваемся к нему куда больше? Лауреат премии по экономике памяти Альфреда Нобеля 2002 года «за применение психологической методики в экономической науке, в особенности — при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределённости» Даниэль Канеман сделал такой вывод:
«Организмы, для которых угрозы более актуальны, чем возможности, имеют больше шансов выжить и размножиться».
Вот так просто! Сидишь тихо, не рискуешь, не мутишь воду, не раскачиваешь лодку – живешь себе, ну, или выживаешь. А теперь вопрос: «Как вы думаете, какова вероятность того, что в семье, где родители транслируют «выученную беспомощность» дети смогут с оптимизмом смотреть в будущее?». Надеюсь, что вы уловили мысль.
Как мы формируем предпосылки к «выученной беспомощности» у наших детей?
С раннего детства человек учится контролю над внешним миром. Думаете сложно? Вовсе нет. Плачешь – берут на руки, кормят, меняют пеленки. Улыбаешься – обнимают, ласково разговаривают, играют. Ребенок, в меру своих сил, адаптируется сам и адаптирует среду к своим потребностям. Но, не всегда среда в этом ребенку помогает. Помешать процессу приспособления к ситуации могут три обстоятельства:
- Полное отсутствие обратной связи на свои действия (депривация).
Плачешь – не подходят, улыбаешься – нет реакции. Вывод? Я не могу влиять на среду и получать из нее ответ на свои потребности (частая история в домах ребенка). Адекватная стратегия в данной ситуации: «Проявлять себя нет смысла, я здесь беспомощен». Еще пример: Девочка приходит из детского сада с рисунком, радостно показывает папе, ждет внимания, признания. Папа говорит: «Угу», продолжая смотреть телевизор. Мама, не поворачивая головы: «Пойди, лучше, игрушки прибери». Итог тот же: проявлять себя нет смысла…
Вывод: Чтобы избежать пессимизма и беспомощности, последствия как минимум должны быть в наличии.
- Однообразие последствий.
Последствия должны быть разными. Вот тут один интересный момент. Ребенок, который в ответ на разное (хорошее и плохое) поведение, получает совершенно одинаковые (приятные или неприятные) последствия, точно так же теряет ориентиры для управления собственной активностью, как и ребенок, вообще никакой обратной связи не получающий.
Простой пример. Мальчик получил двойку по математике, за что был наруган и наказан. В следующий раз получил тройку - влетело за то, что не получил 4-ку. Получил 5-ку по физкультуре, получил за то, что не по математике. Принес 4-ку по математике, но за домашнее задание, которое делал с мамой. Мама обесценила эту оценку, назвала сына тупицей. Закономерный вывод мальчика… Полное бессилие!
Этот – же пример, но ребенка поощряют. В первом случае: «Нужно разобраться с учителем, что за двойки в начале года!, а ты, Боря, пойди покушай». Реакция на тройку: «Математика как в институте! Боренька такой умный и то не понял!». На 4 и 5 –«Дорогой мой, пойдем, бабушка телефон купит!». Вывод ребенка: «Зачем напрягаться? Как-то проявлять себя? Я в любом случае молодец».
Вывод: последствия должны быть адекватны ситуации. Лучше делать акценты на положительных моментах, это помогает формировать веру в себя, тут главное - соблюдать баланс.
«Не получается решить задачу? Помнишь, раньше ты три плюс два не мог сложить, а сейчас задачи решаешь! Тогда научился и сейчас разберешься! Я в тебя верю!»
- Отсутствие видимой связи между действиями и их последствиям (асинхронность).
Третья причина беспомощности может состоять в том, что между действиями и последствиями проходит так много времени, что невозможно связать реакции окружения с теми или иными собственными действиями. Двойка в понедельник – разнос по пятницам, выдаваемая случайно и довольно редко зарплата, все это – последствия, которые асинхронны во времени с их причинами. В этом случае зарплата перестает ассоциироваться с результатами труда, критика родителей – с ошибками, допущенными в домашнем задании. Итог тот же.
Вывод. Непосредственно за событием должна следовать реакция. Так и ребенку и взрослому проще ориентироваться в происходящем и делать выводы на будущее.
Решите для себя вопрос «Чего вы ожидаете от ребенка в будущем?». Хотите, чтобы помогал по дому? Поощряйте его инициативу в этом деле с самого раннего возраста. Хотите, чтобы был самостоятельным? Давайте самому завязывать шнурки, собирать портфель, выбирать друзей. Ждете заботы? Благодарите за любое ее проявление. А вообще, просто любите! У психологов и терапевтов заметно убавится работы.
Сейчас активно веду запись на онлайн консультации.
Чтобы познакомиться и понять комфортно ли нам будет работать, провожу первую консультацию бесплатно (30 минут).
Стоимость 1 часа консультации составляет 2500 рублей.
Вы можете связаться со мной по номеру телефона: +79212921177
Мессенджеры: WhatsApp, Viber по телефону +79522506767