Cогласно данным Yandex.ru, слово аптека ищут в поиске 19 миллионов раз в месяц. Оно не удивительно, ведь аптека стоит на втором месте по спросу, уступая лишь продуктовым магазинам. И далеко не каждый доволен услугами аптек. Пока в сети то и дело появляются догадки о глобальном фармацевтическом заговоре, фармацевты и провизоры всех аптек отбиваются от недовольных покупателей.
Давайте разберемся, какие проблемы имеют аптечные сети, и кто виноват в происходящем беспределе.
Для начала расскажу свою историю. Я получила высшее фармацевтическое образование, два года работала в разных аптеках широко распространенной сети и активно набиралась опыта у более старших специалистов. Причиной моего ухода стало нежелание участвовать в недобросовестных схемах продаж, о которых я расскажу далее.
Бинты закончились!
Чем больше бизнеса становится в аптеках, тем больше техник и терминов продаж проникает в их стены. Одним из таких терминов стало понятие среднего чека. Его низкий показатель говорит о неэффективной работе, люди не хотят у вас ничего покупать, а высокий показатель возвышает вас в глазах начальства и обеспечивает достойное место работы. Беда в том, что для его повышения надо стремиться к большим цифрам на чеке, а маленьких цифр нужно избегать.
В условиях аптеки это значит, что вам нужно либо предлагать дополнительные покупки либо вообще не продавать дешевые товары. А что если это баночка для анализов? Или бинт? Нужно говорить, что их нет. Такой совет мне дали на первой неделе работы опытные первостольники.
«Если к тебе ночью приходит какой-нибудь мужчина за одним бинтом и явно торопится -говори, что их нет».
К списку таких товар чаще всего относится нафтизин, бинты и другие перевязочные материалы, парацетамол, цитрамон и подобные блистеры, баночки для анализов, поштучные шприцы.
Его нет, есть подешевле!
Следующая техника «развода» идёт уже не от показателей эффективности работника, а на прямую от его заработной платы. Все крупные сети имеют специальные бонусные системы, позволяющие получать дополнительное спонсирование от производителей лекарственных средств, а заодно мотивирование работников.
Существует перечень плановых препаратов, которые нужно реализовывать в определенном количестве. При покупке каждого такого препарата часть стоимости идет в виде «бонусов» во все звенья этой цепочки: напрямую в зарплату фармацевтам, и более косвенно заведующим и другим лицам.
Это даёт определенный заряд конкуренции. Все было бы проще, если бы такими «спонсорами» становились крупные фарм компании с репутацией и большим опытом потребления среди населения. Но, как правило, в их роли выступают российские производители, к которым люди относятся с осторожностью. А еще чаще витамины, БАДы и производители гомеопатии.
В этом случае процесс отпуска препарата превращается в череду уговоров сменить производителя или наименование препарата под предлогом сниженной цены, а то, что внутри может лежать другая начинка вы узнаете позже.
Конечно такая схема позволяет вам узнать о действительно выгодных аналогах зарубежных препаратов и сэкономить на покупке. Но чтобы отличить акт спасения от жульничества, я рекомендую вам подробно изучать альтернативы.
Может быть и другой ход, снова наврать об отсутствии препарата. Так вместо лекарства с действующим веществом вы получите БАД с сомнительным составом, а вместо зарубежного препарата, изготовленного по сложнлой технологической схеме с учётом химических особенностей вещества, вы примете отечественный аналог.
Разберемся с проблемой
На наше счастье для таких случаев есть закон Гражданского кодекса N426. Согласно его третьему пункту, фармацевт не вправе отказать в отпуске при наличии соответствующего товара.
Если вам отказали в продаже базового товара, такого как бинт или парацетамол, вы можете обращаться в любые инстанции. Наличие препаратов в аптеке всегда можно проверить на сайтах или горячих линиях аптечных сетей. А вот государственное регулирование аптек позволит вам следить за качеством фармацевтических услуг: все письма и звонки доходят до адресатов.
Кто в этом виноват?
Все обвинения в работе аптек сыпятся на фармацевтов.
В их оправдание скажу, что на момент работы фарцевтом за вычетом всех бонусов и вознаграждений мой оклад составлял 24 тысячи рублей. И это в Москве. Присутствует и давление со стороны заведующих, программы для повышения навыков и продаж. Работники аптек помещаются в условия, в которых они не могут оказывать качественную фармацевтическую помощь.
Я виню тех, кто допустил подкуп сетевых аптек и придумал вкладывать в стоимость препаратов стимулятор продаж. Такой механизм лишает нас эффективных лекарств и заставляет оплачивать ненужные или неэффективные препараты.
Лучшим средством борьбы в такой ситуации будет знание фармацевтических основ. Учитесь самостоятельно находить недорогие аналоги, делайте заказы в интернет-аптеках, не слушайте и не верьте фармацевтам, принимайте лекарства только по назначению врача и знайте свои права покупателя.
Так вы сможете оградить себя от аптечных махинаций.