Ах, реклама. Она бывает самая разнообразная! Красочные ролики по телевизору с показушными невиданными эффектами продуктов, да и актёрами которые в своей роли умудряются говорить лучше. Может быть это будет просто листовочка с коротким призывом пойти что-нибудь купить.
А вот как рекламировать видеоигры? Можно конечно поступить классическим способом, да и прокрутить ролик по телевизору, баннер там заказать на сайтах.
Однако я застал ещё те времена, когда на одном диске с игрой можно было застать ещё пять игр, и выглядело это круто!
Что-же такое эти ваши демоигры?
Демоигры, в простонародье демки - это предварительная, ограниченная в своём контенте версия игры, созданная для нативной рекламы выпускаемой в будущем, или уже выпущенной игры.
Как правило демоигры ограничиваются одним-двумя уровнями, которые наиболее полно отображают геймплей игры. Представьте, что вы проходите оригинального Марио, вы бегаете о этому уровню получая полный экстаз, давя гумб, и прыгая по кирпичикам, а дойдя до замка и подняв флаг - вам высвечиволось что-то наподобии: "Спасибо тебе Марио что помог нашему королевству, однако твоя принцесса ждёт тебя в полной версии игры!"
Да, выглядит не как убедительная реклама, а то что обрезано и не факт что выйдет, однако всё не так просто.
Вы проходите игру, но можете это дело спокойно повторить. То есть, вы может и пропрыгали один раз по гумбам в демке, ну а потом можете ещё раз зайти и пройти этот уровень по другому. И поверьте, вы выжмете всё из этого одного уровня! Ну и потом подумаете: Хочу больше!
Мой личный опыт.
Демки были популярны во времена когда в России не был распространён широкополосный интернет. Как помнится у меня было несколько таких интересных примеров.
Классический пример, диск 200 игр в одном. С учётом того, что я не знаю насколько все эти 200 игр рабочие, однако демки были. Сам название квеста не могу вспомнить, но выглядело оно на уровне Кирандии, также красочно. И в один момент перемещаясь между локациями меня остановил абзац текста, что игра то не бесплатная, мы сейчас выйдем и вы приобретёте полную версию.
Другой момент, когда мне родители купили диск Большие гонки 2: Трасса, у которого внутри была вшита на удивление реклама первой части Больших гонок, но ведь и это ещё не всё! Как вам такое количество демок на одном диске? Аркадка, шутемап, образовательная игра, а тут и ещё листовочка с игрой. Вы могли спокойно проходить эти игры и зла не знать. Полную версию всё равно можно приобрести в магазине, ну или почтой оформить доставку (это вообще было валидно, в России?)
Когда началась популяризация телефонов с Java играми, вот тогда началось интересное. Демки были уже вшиты в телефоны, и вы могли проходить их. Как например вам Соник на телефонах Samsung? Я если честно вообще был удивлён такому подарку. Данная демка была ограничена уже на второй зоне. Пройдя первый уровень вы попадаете уже на Marble zone, спустившись пониже к лаве вы попадали на внезапное окно с предложением купить полную версию... И да, это для детского мозга работало ведь это удобно! Нажав на кнопку да вы попадали на сайт с полной версией, которую можно приобрести за небольшую цену, но вы и так уже в ловушке, ибо мобильный интернет на тот момент уже был дорогой, и всё, вы в минусе уже заранее. Ну а если вы имеете достаточно денег на своём телефоне, то и купить полную версию вы можете тоже оплатив денюжкой которую вы положили на телефон. Вымогательство? Да, но оно работало в момент отсутствия альтернативы.
Но то мобилки, давайте вернёмся к пк-геймингу.
Основой информации по любой видеоигре в годы отсутствия нормального доступа в интернет были журналы. Игромания, Страна игр, да даже во Внучке были статьи про видеоигры. Однако преимущество первых двух журналов были диски, которые входили в комплект с журналом. На этом журнале были видеообзоры игр, какие-то репортажи, обои и заставки для вашего рабочего стола. Ну и вишенка на торте - демо-версии! Мало чем отличалось конечно от предыдущих вариантов, тоже одноуровневки.
Интересный вариант демо-версий предложила компания Алавар. Дело в том, что версии то были не демками, а полноценными играми. Снежок, танки, Суперкорова, чё вы там ещё можете вспомнить о них. Однако успейте в них поиграть, ибо у вас только полчаса, потом не поиграете. Возвращается лаунчер игры, и говорит - время вышло, продлевать будете? Ну и вы покорно переходите по ссылке, оплачиваете свой серийный номер игры, и продолжаете игру. Проблема такой схемы в том, что пираты уже умели делать кейгены, и поиграть в ту же Суперкорову теперь все могли бесплатно, упс...
Время печатной прессы ушло с распространением широкополосного интернета, а разработчики поняли насколько всё-таки невыгодно по соотношению с известными компаниями соревноваться демками и полноценной игрой за счёт только имени. Последняя демка с которой я ознакомился была игра Лимбо, где пройдя пару головоломок, и дойдя до паука игра заканчивалась. После этого можно было зайти на страницу в стиме и купить полную версию игры, что я собственно и сделал, именно так Лимбо стала моей первой покупкой в стиме, да и в интернете вообще.
Ну а что теперь?
Теперь и демки по мнению разработчиков особо не нужны. Львиную долю рекламы делают игровые блогеры, летсплееры, и стримеры на твиче (они в первую очередь). Делать демки невыгодно стало с точки зрения маркетинга, однако это лишь предположения самих разработчиков.
Сейчас всё ещё процветают сайты где любой инди-разработчик может выложить свою игру, установить свою цену и продавать её. Тем не менее, на каждой стадии разработок они делают свою игру, привлекают внимание общественности, и по сути показывают вам демо-версию игры. Зато появляется фан-база игры, за ней следят, время идёт и у потенциального покупателя появляются деньги для поддержки разработчика. А покупатели сами могут оценить будут ли они играть в эту игру, да и пойдёт ли эта игра у них.
Да, мы подходим к тому моменту, что демо-версии нужны как для рекламы, так и для испытания собственного железа. Когда покупатель полностью уверен в доступности продукта - он точно потратит свои деньги, ну а неподходящий железу продукт можно и на ютубе пройти.
Именно поэтому стоит дать шанс демкам, когда вы разрабатываете свою игру.
А встречались ли вы с демоверсиями игр? Пишите об этом в комментариях!
Ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал в Дзене, Пульсе и Телеграме, чтобы узнавать о новом контенте самыми первыми!