Итак, продолжаю тему 1-ой статьи об аккредитации медицинских работников.
Для тех, кто не читал, вот ссылка на предыдущую статью:https://dzen.ru/a/Y4KXKHXONBV19xZf?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=181731768.95.1669756898321.33922&clid=1400&integration=site_desktop&place=layout&secdata=CIqrzdXLMCABUA9qAQE%3D&
Одной из главных идей реформаторов здравоохранения является приблизить российскую модель образования к европейским стандартам, в связи с присоединяем России к Болонской декларации в 2003 году.
В 1999 году в Болонье (Италия) руководителями образовательных систем из 29 стран Европы была принята декларация о единой европейской модели высшего образования, названная в последующем " Болонской".
Болонская декларация подразумевает 6 принципов системы высшего европейского образования:
- введение двухуровневого высшего образования;
- - введение системы кредитов (зачетных единиц);
- - обеспечение качества образования;
- - расширение мобильности студентов и преподавателей;
- - содействие трудоустройству студентов и увеличение конкурентоспособности европейского образования (выдача единых приложений к диплому - Diploma Sapplement);
- - формирование европейского подхода к развитию высшего образования.
Наиважнейшей целью Болонского процесса является создание в странах Европы самой конкурентоспособной и развитой экономики в мире. Данная образовательная модель, базирующаяся на знаниях, призвана обеспечить устойчивый экономический рост, увеличение количества новых и перспективных рабочих мест, за счет улучшение качества высшего образования, повышение мобильности и конкурентоспособности выпускников.
Однако, в России так заведено: подхватывать западную идею и начинать разрушать старую модель (образовательную, культурную, экономическую и т.д..), строившуюся десятки лет академическими умами, чтобы "состряпать" новую модель с сомнительным готовым продуктом, главное чтобы она соответствовала современным воззрениям капиталистического духа.
Так по данным публициста Михаила Дмитриева (см.статью:https://rossaprimavera.ru/article/bolonskaya-mina-pod-otechestvennoe-medobrazovanie), с 2011 года в российских медицинских вузах была внедрена новая образовательная программа на западный манер, подразумевающая сокращение количества часов на практические и лекционные занятия по медицинским специальностям. При этом, около 40 % объема обучения предоставлено студенту на самостоятельное обучение.
Главное, чтобы у студента была мотивация учиться, а все остальное приложиться само по себе.
И ковидные ограничения, действующие с 2020 года в стационарах, при которых у студентов медицинских ВУЗов нет возможности получать практические знания у постели больного, особенно актуально для обучающихся на лечебном и педиатрическом факультетах, тоже не скажутся на знаниях будущего врача. Ведь в соответствии с западными стандартами студент будет отрабатывать свой опыт на манекенах в симуляционных центрах.
Но это ведь совсем не страшно (по крайней мере для тех, кто это внедрял, они лечатся в частных клиниках). Просто кто-то из специалистов не впишется в новую модель образования, наломав много дров на рабочем месте, чтобы стать хорошим врачом, и уйдет из медицины.
А может надо было лучше оставить в покое советскую систему образования врачей, добавив только к ней информационные технологии и современные научные знания в сфере медицины?
Старая советская модель высшего медицинского образования в РФ выглядит следующим образом :
Институт ( 6 лет) - интернатура/ординатура- получение сертификата специалиста- сертификация раз в 5 лет в течение всей трудовой деятельности- переподготовка по специальности (дополнительное профессиональное образование) -сертификация и продление сертификата специалиста раз в 5 лет.
Новая модель высшего медицинского образования в РФ с 2021 года по Болонской системе:
Специалитет ( 6 лет обучения в институте) - первичная аккредитация- ординатура - периодическая аккредитация в течение всей трудовой деятельности- переподготовка по специальности (получение сертификата по другой специальности) - первичная специализированная аккредитация- периодическая аккредитация в течение всей трудовой деятельности.
Согласитесь, что в первом варианте было намного проще получить врачу несколько специальностей и работать, например, в родной поликлинике по совместительству, либо вести профессиональную деятельность в медицинской организации частной формы собственности. За счет этой схемы и выживало большинство провинциальных медицинских организаций, тем более в сельской местности (когда врач-терапевт работал по внутреннему совместителю на ставках врача-кардиолога, врача-эндокринолога, врача функциональной диагностики и т.д.). Только за счет совместительства и "затыкались" во все добрые времена кадровые дыры.
Новая образовательная модель минимизирует эту возможность, а значит перекрывает кислород любым попыткам реабилитировать сельскую медицину!
Итак, в соответствии с Болонской декларацией, высшее медицинское образование разделено на 2 части: специалитет и ординатура, но чтобы поступить на 2 уровень, нужно пройти целый отборочный тур и быть конкурентноспособным на рынке студентов.
И только получив диплом об окончании ординатуры, врач может рассчитывать на лучшее рабочее место.
Однако, борьба за право быть "врачом" будет проводиться в течение всего трудового стажа, поскольку новая образовательная модель предполагает непрерывное медицинское образование с обязательным прохождением периодической аккредитации кратностью 1 раз в 5 лет.
АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА подразумевает, что врачи берут на себя обязательства повышать свой профессиональный уровень на протяжении всей трудовой деятельности, проходя дополнительное обучение в системе непрерывного медицинского образования, зарегистрировавшись на сайте: edu.rosminzdrav.ru (портале непрерывного фармацевтического и медицинского образования).
В личном кабинете edu.rosminzdrav.ru специалист самостоятельно формирует пятилетний план обучения в виде электронных обучающих ресурсов (модулей, вебинаров), а также прохождения образовательных мероприятий (конференций, занятиях в симуляционных центрах и др.), включая повышения квалификации в количестве 144 ЗЭТ.
С целью осуществления контроля за образовательным процессом врачей была внедрена бальная система - ЗЕТ или зачетных единиц труда, которые также называют баллами НМО или кредитами. Каждый балл приравнивается к одному академическому часу обучения.
Для того, чтобы у врача была возможность продолжать профессиональную деятельность по имеющейся специальности, ему необходимо набрать 250 ЗЕТ в течение 5 лет.
Каждый пятилетний период обучения завершается прохождением периодической аккредитации, которая проводит Федеральная аккредитационная комиссия, куда врач направляет портфолио с набранными баллами НМО, краткую характеристику о своей деятельности, сканы копий документов и ожидает решение о допуске к работе в течение 3 месяцев (подробно об этой процедуре на своем опыте я расскажу в следующей статье).
А кто-то вообще "наверху" задумывался о том, как практикующие врачи, которые в большинстве случаев работают на 2-3 должностях (по внутреннему или внешнему совместительству) либо на 1-ой ставке врача по специальности, но с утра до вечера, еще к тому же выполняют обязанности по уходу за детьми либо за пожилыми родителями, желающие реализовать себя в личной или общественной жизни, а не только во врачебном деле, будут набирать эти несчастные 250 ЗЭТ?
Как могут доктора нормально получать (без отрыва от работы) ценные знания по профилю специальности , которые даются в дистанционном формате на вебинарах и видеоконференциях, проходящие в основном по будням и в дневные часы? А баллы начисляются только по факту просмотра онлайн, а не в режиме записи.
Правильно, никто о врачах не подумал, кроме коммерческих компаний, предоставляющих образовательные услуги. Это бизнес-ничего личного!
Зато после введения аккредитации, развелось на территории РФ сотни частных компаний, как грибов после дождя, которые готовы за отпределенную сумму денежных средств предоставить врачу любое количество баллов НМО, включая за курс повышения квалификации (которое считается обязательным). Стоимость за повышение квалификации варьируется от 2500 до 30 000 рублей (возможно выше), но если врач работает по специальности, то за него будет платить работодатель.
А если врач имеет несколько дипломов по специальностям, а работает по одной, то курс повышения квалификации он оплачивает за счет личных средств.
При этом вникать в теоретический материал не обязательно, тем более что -либо посещать. Заплатил денюжку, купил 250 ЗЭТ и спи спокойно до очередной процедуры периодической аккредитации. А Федеральная аккредитационная комиссия продлит: стаж есть, баллы набраны и вперед! Красота!
Захотел обучиться другой врачебной специальности? Ординатура (или интернатура) есть? 100 тысяч рублей и диплом о профессиональной переподготовке готов. Только останется пройти первичную специализированную аккредитацию, а потом набрать 250 ЗЭТ. А еще лучше купить- так проще и быстрее!
А как иначе? Ведь время у врача дороже золота! А медицинскую литературу, если надо, он и без НМО почитает и на медицинские конференции походит, потому что профессия врача обязывает быть эрудированным и грамотным, и даже для того, чтобы иметь конкурентоспособность на рынке труда.
А тем временем врачи, имеющие многолетний опыт работы в здравоохранении, совершенно не желают вникать в эти дебри и добиваться продления допуска к врачебной деятельности, уходят из медицины.
А молодых врачей на замену нет, так как в ординатуру вход для всех закрыт.
Подводим итог:
- Система НМО с аккредитацией не являются гарантом того, что врач будет проходить качественное обучение в течение всего трудового стажа.
-Введённая система кредитов (ЗЭТ) не учитывает "сверхзагруженность" врачей на рабочем месте, что затрудняет своевременный набор баллов, вынуждая платить их за необходимое количество ЗЭТ.
- Качество российского образования по Болонской системе падает, так как практические навыки, начиная со студенческих времен, в образовательном процессе будущего врача сводится к минимуму, а вместо этого вводится практика в симуляционных центрах медицинских ВУЗов.
- Высшее медицинское образование, включая профессиональную переподготовку (дополнительное профессиональное образование), курсы повышения квалификации, набор баллов НМО и т.д., с внедрением принципов Болонской системы становится коммерческим проектом, направленным на обогащение предпринимателей, а не на подготовку профессионалов. А стоимость образовательных услуг становится все менее доступным для многих медиков, желающих получать новые знания.
-Проведенная реформа в сфере медицинского образования способствует оттоку опытных кадров и неудовлетворительной подготовке молодых врачей, что в скором времени приведет к катастрофическим последствиям в сфере здравоохранения РФ.
Для справки:
15 февраля 2022 года состоялось очередное аппаратное совещание Нацмедпалаты, в ходе которого Л.М. Рошаль проинформировал о встрече с министром МЗ РФ М.А. Мурашко и его помощниками по вопросам прохождения аккредитации. Министр М.А.Мурашко предложил взимать госпошлину за периодическую аккредитацию, мнения участников совещания по этому поводу разделились.
Таким образом, за введенное безумие в виде "обязательной периодической аккредитации" врача могут обязать и платить за работу Федеральной аккредитационной комиссии!
В следующей статье я расскажу Вам:
- о своем горьком опыте в прохождении периодической аккредитации и своих знакомых в 2022 году;
- о моделях высшего медицинского образования в других странах;
-про возможные сценарии развития современного высшего медицинского образования.
Не пропустите!