Читать сначала:
Правящей элитой молодого государства, на первых порах, были варяги они же – РУСЬ и их прямые наследники – сыновья и внуки гребцов - воинов, пришедших в Новгород вместе с Рюриком. В период становления государственности возникло новое сословие – РУСИЧИ представленное, в первую очередь – детьми и внуками варяжской знати, рождёнными от славянских и финно-угорских матерей и представителями коренных народностей, привлекаемыми к военным действиям и силовым операциям в качестве рядового и сержантского состава под командованием руси (варягов). Русичей можно назвать вспомогательной или служивой элитой, так как их главной сословной привилегией было право трудиться в качестве обслуги при дворах элиты наследственной – РУСИ. Обслуживающий наследственную элиту персонал назывался дворовыми людьми или – дворней, отчего впоследствии и произошло название нового сословия – дворяне. Земли, ранее контролируемые родоплеменными авторитетами (славянскими и финно-угорскими вождями, старейшинами и т.п.), перейдя под управление новой элиты – руси стали – руськими, а само государство – Русью или – Рýсией, Ро́сией в греческой и латинской транслитерациях …
Однако неправильно было бы полагать, что вся правящая элита была пронизана идеей государственного строительства и поддерживала великих князей, а позднее – царей в их стремлении к максимальной централизации государственной власти. На протяжении многих столетий анти-государственников среди правящей элиты было едва ли не больше, чем сторонников укрепления единого, централизованного государства. История Руси (России) изобилует примерами антигосударственной деятельности правящей и вспомогательной элит: членов великокняжеских, княжеских и боярских фамилий и людей дворянского звания.
По счастью или по промыслу Божию, в каждом конкретном случае находился элитарий, которому удавалось предотвратить или свести к минимуму негативные для государства последствия. В качестве примера можно привести деятельность супруги Игоря Рюриковича – княгини Хельги (Ольги).
Когда Игорь, пойдя на поводу у собственной и своих приближённых жадности, был убит взбунтовавшимися древлянами, Ольга (в 6454 (946) году), хоть не являлась кровной родственницей Рюрика, с вполне нордическим хладнокровием навела “конституционный порядок” в землях Древлян, чем сохранила и даже укрепила власть киевских Рюриковичей над Русью. Управляя которой со своим сыном – Святославом, следующие 23 года (до 6477 (969) года), проявила лучшие качества руководителя – государственника. Чем заслужила не только благодарную память потомков, но и высокое звание “святой и равноапостольной княгини” в Русской Православной церкви…
Говоря о выдающихся российских государственниках, нельзя не вспомнить внука княгини Ольги – Владимира Святославовича, который (c XIV века), как и его знаменитая бабушка, почитается РПЦ “святым и равноапостольным князем”. Путь Владимира к вершинам государственной власти был осложнён его происхождением. Будучи бастáрдом[1] – русичем, рождённым матерью – славянкой, Владимир имел мало шансов, в порядке наследования, занять высший государственный пост. Тем не менее, это произошло. В возрасте примерно 22-х – 24-х лет (в 6488 (980) году, если верить летописи), успев запятнать свою деловую репутацию клятвопреступлением, братоубийством и множеством преступлений сексуального характера, Владимир Святославович занимает княжеский престол в городе Киеве…
Нельзя сказать, что с вокняжением Владимира жизнь киевлян изменилась к лучшему. Будучи убеждённым язычником, молодой князь возвёл в Киеве языческое капище, где регулярно проводились жертвоприношения, включая человеческие. Среди жертв, по свидетельству летописца, были и, пока немногочисленные в Киеве – христиане. Сам же Владимир в перерывах между военными походами предавался бесконечным сексуальным утехам с пятью жёнами и бесчисленными наложницами.
«И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц»,
– так преподобный Нестор описывает личную жизнь князя. Даже учитывая свободу нравов того времени, сложно предположить, что подобный стиль руководства способствовал укреплению авторитета действующей власти среди подданных…
Трудно сказать в силу, каких причин, достигнув тридцатилетнего возраста, Владимир стал задумываться о способах укрепления властной вертикали. Скорее всего, причин было несколько, среди которых решающими, конечно, были – экономические, ибо “Бытие” уже тогда – “определяло Сознание”. А княжеское бытие носило примерно следующий характер: возможности механически расширять базу налогообложения за счёт присоединения ничейных земель – заметно сократились, а набеги на соседние государства не гарантировали высокой доходности. В этих условиях свои же подданные – киевляне могли легко выдать князя любому из именитых претендентов за посýл снизить налоговое бремя …
Сам ли Владимир, в этих условиях, решил обратиться к опыту старших товарищей или кто-то его надоумил, история умалчивает. Но, факт остаётся фактом: к 6496 (988) году Владимир решается перенять христианство Византийского (Греческого) образца в качестве единой и единственной ИДЕОЛОГИИ своего государства. Сказано – сделано. Крестившись в Греческом Корсуне (Херсонесе), Владимир не просто обращается в христианство, но и становится зятем Византийских царей Василия и Константина, получив в жёны их сестру – Анну. Вернувшись в Киев с таким авторитетом, Он, с присущей Рюриковичам решительностью, разрушает языческое капище, учинив показательную расправу над божествами – идолами и обращает в христианство население Киева, устроив для этого массовое крещение в водах Днепра…
[1] Бастард (или байстрюк, или незаконнорожденный, или ублюдок) — человек, родившийся от отца и матери, не состоявших в законном браке. У родовитых язычников, где церковные браки не заключались, например – викингов (варягов), права бастарда определялись родовитостью матери: сын конунга (князя) от принцессы имел, само собой, больше прав, чем сын конунга (князя) от ключницы.
Следующая публикация цикла: