Отрывок из книги Дениса Козлова «Персидский поход» (из серии «Путешествия. Козлов»)
После посещения религиозного объекта направился в музей воды. Выставка посвящена добыванию воды в сложных условиях старинной Персии, сохранению этой самой воды прохладной, а также различным системам водопровода.
Вода — главное в жизни иранца. Худшее наказание получит тот, кто откажет страждущему в глотке воды. Даже приговоренному к смерти преступнику перед казнью давали выпить стакан воды и лишь затем казнили — только бы он не страдал от жажды... И это не случайно. Любимый иранцами внук Пророка Хусейн, перед тем как был убит, мучился от жажды, но никто из преследователей не подал ему воды. В память об этом событии и сейчас говорят: «Привет, Хусейн!», перед тем как выпить свой глоток. Это я сполна смог ощутить на себе через 2 дня после описываемых событий.
В предыдущем посте я описывал свой опыт знакомства с КАНАТАМИ в районе Шахедада. А вот Йезд считается главным по использованию канатов, в нем и по сей день живут и работают их строители. Йезд находится в центре Ирана посреди пустыни, поэтому вода там во все времена считалась главной ценностью. Существует целая профессия «моханди» — это человек, который строит канаты. Как правило, этим делом с давних времен занимаются целые династии.
Канаты это прорытые человеком подземные реки. Длина их варьируется от нескольких до десятков километров. Глубина некоторых у «истока» может достигать 200 метров, в городе же или на ферме вода порой выходит почти на поверхность или не доходит до нее 5—10 метров. И вот в один такой канат мне посчастливилось спуститься. Спускался через «служебный вход». Да-да… и по сей день служители этой профессии существуют. Они обслуживают канаты, очищают русла этих подземных рек.
Только в провинции Йезд 3 400 канатов, из которых 2 500 действуют и поныне. Всего же в Иране более 30 000 канатов общей протяженностью 300 000 километров. Их издревле копали под палящим солнцем, в сырости и холоде глубоко под землей. К чему такие сложности? Дело в том, что, протекая под землей, вода не испаряется. Это главное преимущество канатов.
По причине сказанного выше становится понятным отношение персов к воде. Поэтому музей воды расположен именно тут, в центре Ирана, в районе жаркой пустыни.
После музея отправился погулять по старому городу-базару. Рекомендовали найти и посетить старую тюрьму Александра (построенную Александром Македонским). Пока искал ее – гулял по старому городу, спрашивал у прохожих дорогу.
Очередной перс остановил свой мотоцикл и предложил сесть – довезти до тюрьмы Александра. И мы помчались на мотоцикле по узким улочкам старинного Йезда, объезжая прохожих. Впрочем, «объезжая прохожих» - это сильно сказано. Прохожие, услышав шум приближающегося транспорта, становились вплотную к стенам, пропуская нас. А мне порой казалось, что коленками я вот-вот задену стены зданий. Настолько узкие улицы в старинной части Йезда. В итоге через некоторое время мы приехали к цели. Та самая тюрьма, построенная Александром Македонским.
А тюрьму превратили в магазин, вход в который, к тому же, еще и платный.
Осталась непосещенной еще одна изюминка города. Сад «Багх э Долат Абад». Куда я и направился. Но сначала надо было выбраться из лабиринтов старого города. Вижу – отъезжает автобус с туристами. Это были школьники (или студенты). Один из них знал английский и через него водитель сказал, чтоб я садился и он довезет меня куда мне надо. Ребята очень обрадовались, уступили мне место, потом пели, хлопали в ладоши. Спели иранскую песню и попросили меня спеть русскую песню. Спел им “w.w.w.leningrad” группы "Ленинград".
Разменял валюту и получил банкноту в 1 млн риалов. Я – персидский миллионер.
На банкноте изображен Персеполис. Это был своего рода намек. Завтра я буду там (только этого я еще не знал).
Прогуливаясь по вечернему городу, заходил в лавки и магазины. Постепенно понимая, что такое – персидская роскошь.
По вечерним улицам отправился в тот самый сад.
И вот он – самый интересный сад в Йезде. «Багх э Долат Абад». Эта бывшая резиденция Карим Хана Занда построена в 1750 году и представляет собой дворец, окруженный садами. Само здание примечательно тем, что имеет самый высокий бадгир в Иране.
Внутри можно закрыть двери и окна, чтобы полюбоваться удивительными окнами из разноцветной мозаики. Раз можно – значит, нужно! Полюбовался, потом пошел погулять по саду. Очень расслабляет. И жители города приходят туда не только погулять, но и посидеть в ресторане, который там же организован. За одним из столов на тахтах компания из женщин и детей шумно праздновала День Рождения одного из них.
Настало время ехать в терминал, откуда предстояло ехать в Шираз.
При посадке в автобус до Шираза сдавали багаж. У каждого пассажира водитель спрашивал имя и писал его на куске скотча, который потом приклеивал к багажу. Меня ничего не спросил, а сразу что-то написал и приклеил. Наверное, дал какое-то прозвище. В Ширазе я эту бумажку сохранил и при случае дал прочитать англоговорящему персу. Было написано «лысый».
Не забывайте подписываться!
Еще больше моих путешествий здесь: https://captain-kozlov.ru/
Интересные факты о городах и странах, в которых я побывал: https://dzen.ru/captain_kozlov