Приветствую!
Тут курьеры в Москве объявили забастовку.
Меня удивило, что всё-таки недовольство проявилось и в яндексе, хотя раньше оно было в таком формате в деливири.
Тут я уже от себя прокомментирую требования курьеров и официальный ответ яндекса, а также расскажу о своих требованиях. Поехали :
1.Требования курьеров
1) Поднять тариф с 70 рублей до 100 рублей и выше
Тут я соглашусь, хотя я и требовал в своей статье несколько меньшую сумму (85 рублей, дабы свести к минимуму ситуации, когда курьер получает меньше 110 рублей - минимума при старой мотивации).
Подробнее об этой системе я писал здесь :
2) Уменьшить зону доставки. Дать возможность работать не по всей Москве, а в одном районе.
Тут спорно. Если говорить о Москве, то это действительно неприятное явление. У яндекса был опыт работы с фиксированными слотами, но на деле они не работали! Просто были отдельные слоты под самые загруженные районы и минималка в 230 рублей при идеальной доставке(без опозданий и штрафов), но это не гарантировало то, что тебя не отправит за пределы районов фиксированного слота, да и заказы из других районов также поступали.
Я считаю, что вот такая же система , только с реальным ограничением доставки в нескольких районах, имела бы спрос.
Но радиус доставки от ресторана до клиента, конкретно в Питере я бы увеличил , таким образом система с новой ДЕмотивацией работала бы более корректно как раз за счёт киллометража с высоким коэффициентом. Cейчас радиус доставки на вело/пешем маршруте сильно ограничен, раньше был 4км, теперь около 3км и вот после этого изменения как раз и стали возникать проблемы с количеством заказов. Но я уже около года пишу и объясняю в поддержке яндекса, что радиус надо увеличивать, даже оператору озвучилал и он под диктовку записывал, но яндекс не услышал моих пожеланий.
Далее :
3) Отменить штрафы
Какие штрафы я наблюдал :
-Хамство персоналу ресторанов - 2000 рублей(Сейчас возможно нет, или штраф снижен)
-Отказ от заказа - 150 рублей (2000 рублей в 2021 году, хотя сейчас мне приходил штраф 150 рублей, который я оспорил) :
- Выход на слот без формы - было 2000 рублей, в теории может какой-нибудь прохожий типа велопатрулей вас сфоткать или ресторан пожаловаться, но на практике это маловероятно, тут просто с дождевиком надо постоянно таскаться, а они реально посредственные, постоянно пуговицы вылетают, но в офисе курьеров дождевик можно заменить.
- заказ повреждён 1000 рублей. Вот тут реально очень проблематично доказать свою непричастность, 2 раза такой штраф приходил, оспорить не вышло, но на клиента, который явно злоупотребил, потому что заказ не был значительно повреждён - я кинул жалобу и она дошла до яндекса(мне приходило сообщение о ней в телеграм). Тут я бы срезал штраф хотя бы до 500 рублей.(В зависимости от заказа и степени повреждения).
- Невыход на слот - минималка(от 140р за час), но если есть причина невыхода, то можно написать в поддержку и штраф снимут. Допустим велосипед сломался, прислал чек, внесли компенсацию. Если заболел - прислал справку и тд. Также штрафуются ранние и поздние уходы со слота, но это также не так много (примерно 3 рубля минута), и можно через СП оспорить.
- кража, потеря или умышленная порча термосумки – 2500р .Ну тут всё понятно.
Ну и опоздания в ресторан или к клиенту по 3 рубля минута. Что на практике почти не сказывается.
А вообще вот актуальный список штрафов :
В общем из актуального списка я согласен только с повреждённым заказом.
4) Добавлять заказы мульти-заказ только по согласованию
Тут полностью согласен, бывают случаи, когда заказы слишком большие или их неудобно переносить вместе типа хрупких супов и заказа с гипермаркета килограмм на 8. Бывает, что приходится вызывать такси, когда было бы выгоднее назначить заказ другому курьеру и отменить заказ не можешь без штрафа. Нужно отключать автоприём мультизаказа!
Подробнее здесь :
5) Ввести дополнительную оплату при ожидании курьером заказа от 20 минут. Ну тут бывает, что заказ сам по себе долго готовится или он очень большой и за 20 минут его не сделаешь, у меня был заказ на 10к из макдональдса, его в районе часа собирали, кстати персонал мне помог дотащить пакеты до такси :
Тем не менее платное ожидание нужно вводить хотя бы с 30 минут и оплачивать хоть символические 30-50 рублей за задержку. Иначе такие заказы курьеры часто не будут принимать.
6) Признать Яндекс Еду работодателем и ввести обязательный трудовой договор.
Я не верю, что яндекс пойдёт на такой шаг. Расходы на такую систему с трудовым договором могут быть невыгодны для яндекса. Яндекс навряд ли захочет с этим заморачиваться. Но это моё субъективное мнение.
2. Официальный ответ яндекса
Для начала вставлю цитату :
У нас нет подтверждения, что человек на видео когда-либо сотрудничал с «Яндекс.Едой» и знает условия и тарифы сервиса. У нас нет заказов, за которые курьер получал бы 70 рублей. Мультизаказ всегда оплачивается как два отдельных заказа, а если курьер слишком долго ждёт в ресторане, он может отменить заказ через службу поддержки, — заявили NEWS.ru в сервисе.
Представитель компании также добавил, что «Яндекс.Еда» работает «в штатном режиме», сейчас у них «сезон высокого спроса и курьеры зарабатывают больше обычного из-за повышающих коэффициентов и дополнительных бонусов». Он также отметил, что за последние полгода «доход курьеров вырос почти на 50% и сейчас может достигать 160 тысяч рублей в месяц». Он также утверждает, что все выплаты работникам службы доставки «поступают в полном объёме и вовремя».
А теперь мой комментарий :
1)Ну насчёт того , что человек на видео не сотрудничал с яндексом это слишком поспешное заявление, понятное дело, что это для ухода от темы сказано;
2)"У нас нет заказов, за которые курьер получал бы 70 рублей."
На деле чисто технически ровно 70 рублей проблематично получить, но это также уход от претензии.Ну вот мой отчёт, где 1 из заказов был оплачен в 73.63р
Такое может происходить в двух случаях :
- Курьер находится притык к ресторану, ему приходит заказ и доставить его надо в соседний или тот же дом. В таких случаях я считаю, что назначать заказ на 10-15 кг без доплаты - недопустимым;
- Курьеру поступило 2 заказа на 1 адрес или адрес второго клиента находится очень близко от первого.
Так что тут стоит уточнить, что нет заказов на 70 рублей, но есть заказы ниже 80 рублей. В общем, второй уход от темы;
Далее :
3)"Мультизаказ всегда оплачивается как два отдельных заказа"
Ага, только не уточняется, что мультизаказ нельзя отменить и в при старой системе мотивации они оплачивались в сумме выше.(155, а не 140 рублей);
4)"Если курьер слишком долго ждёт в ресторане, он может отменить заказ через службу поддержки"
Тут тоже с оговоркой, что компенсации за ожидания заказа не будет, но заказ действительно можно отменить, но только если по каким-то причинам его ВООБЩЕ не собирают. Можно ещё попросить СП позвонить в ресторан и в таком случае возможно его быстрее соберут или отменят;
5)«Яндекс.Еда» работает «в штатном режиме», сейчас у них «сезон высокого спроса и курьеры зарабатывают больше обычного из-за повышающих коэффициентов и дополнительных бонусов»
Спрос действительно сейчас выше и бонусы иногда появляются, у меня вот тоже был бонус за 60 заказов 2000 рублей доплата, посмотрим как быстро яндекс её оплатит, так как я выполнил условия. Тут не придерёшься;
6)...за последние полгода «доход курьеров вырос почти на 50% и сейчас может достигать 160 тысяч рублей в месяц».
А можно узнать откуда такая информация?Где пруфы, что доход вырос на 50%, я могу также свои отчёты прислать, по такой логике я должен получать по 15 тысяч в неделю, вместо 8-10 за 40+- часов. Где пруфы, что доход вырос на 50%, если у вас минимальная оплата за заказа теперь стартует с 70 рублей, а не с 110. Есть какая-то статистика?
Насчёт 160 тысяч рублей : чтобы получать такую сумму нужно работать весь месяц без выходных по 12 часов в самых загруженных локациях с бонусами и чаевыми, также практически всегда должен быть максимальный коэффициент. То есть примерно так :
Только, допустим сумма за день будет в районе 5-6 тысяч.
Ну да, теоретически это возможно, может даже и больше 160 тысяч но при каких обстоятельствах - умалчивается. Указывайте хоть примерное количество часов;
7)Он также утверждает, что все выплаты работникам службы доставки «поступают в полном объёме и вовремя».
У меня лично с этим проблем не было, выплаты действительно +- приходят в одно время, но говорить о всех выплатах я бы не стал. У моего знакомого бывали моменты, когда за приглашение друга деньги долго не приходили.
3)А теперь мои требования
1)Увеличить радиус доставки до 4км от ресторана до клиента;(Требования конкретно для СПБ, это увеличит спрос, что особенно актуально в летнее время, так как с количеством заказов в хорошую погоду наблюдаются).
2)Отправить мультизаказы на доработку(чтобы он не назначался спустя 20 минут к примеру, когда первый заказ остывает в сумке,и чтобы не поступали одновременно заказы из ресторанов и магазинов) или убрать автоприём второго заказа. Или же увеличить оплату за сам мультизаказ;
3)Убрать систему велопатрулей и блокировку курьеров за нарушение ПДД. Как альтернатива, заменить блокировку доставки на приоритет в выборе слотов на полчаса для тех, кто "идеально" их соблюдает. Система только мешает сервису и не приносит выгоды. Кто не нарушает - и так не будет нарушать, кто нарушает - будет нарушать; Такая слежка больше вредит имиджу компании, чем даёт пользы.
4)Добавить кнопку отключения голосового уведомления о готовности заказа в приложении, в настоящий момент отключить ей НЕЛЬЗЯ;
5)Увеличить оплату заказа как минимум до 85 рублей. Или вернуть старую систему мотивации;
6)Отменить налог(сервисный сбор в 39 рублей) на самовывоз заказа(обеда с промокодом 50%) для курьеров или увеличить лимит скидки с 200 рублей до 250-300. Я не хочу спонсировать такое отношение к своей работе, да и налога раньше этого не было;
7)Ввести платное ожидание хотя бы с 30 минут, пускай и с небольшой оплатой;
8)Исправить баг, когда в мультизаказе первый заказ отмечен "готов" и после взятия заказа - второй почему-то тоже "готов", хотя по факту он может не готов. Этому багу уже больше полугода;
9)Доплачивать за работу в снег и за работу в погоду ниже 15 градусов. В таких условиях очень тяжёло работать, а если ещё и гололёд - опасно, я считаю, что зимний период должен оплачиваться по другому тарифу;
10)Увеличить таймер до ресторанов и клиентов на 20%, потому что на короткие расстояния могут давать мало времени, при этом время на светофоры не учитывается;
11)Стабильно доплачивать тяжёлые заказы от 8-10 кг; Или если же вес мультизаказа превышает 8-10 кг, ввести отображение веса заказа в приложении, дабы можно было в случае чего оспорить невыплату через СП;
12)Ну и начните вы уже в конце концов делать дождевики с прочными пуговицами! Да и само качество дождевиков улучшите.
А на этом всё!
В следующей статье я напишу ещё про велопатрули.
Курьерам терпения, хороших условий и много доставок!