Онкопсихолог Елена Проценко о том, как нужно разговаривать с пациентами
Каждый человек, столкнувшийся с онкологическим диагнозом, испытывает стресс, справиться с которым самостоятельно удается не всем. Часто пациентам необходима консультация онкопсихолога, который помогает людям с непростым диагнозом преодолеть эмоциональные преграды и стать полноценным участником собственного лечения.
«Задача — бережно подойти к проблеме пациента и наладить с ним связь. Психолог старается разглядеть в каждом пациенте уникальную личность и помочь ему самостоятельно найти выход из трудной ситуации для того, чтобы открыть в человеке возможности для самостоятельного решения сложных вопросов», — рассказывает Елена Владимировна.
Как проходят консультации?
Работа психолога проходит в рамках индивидуальных и групповых консультаций. На первой встрече специалист осуществляет сбор жалоб пациента, узнает о желаемом результате от консультаций, выделяет «мишени психологической коррекции» и подбирает индивидуальные методы для улучшения психического состояния пациента. Последующие консультации предполагают поддерживающую и семейную терапию. Родственники пациента имеют возможность включиться в консультации, для того, чтобы благоприятно влиять на эмоциональное состояние пациента.
Члены семьи не всегда знают, как правильно поддержать близкого человека, поэтому здесь может потребоваться помощь психолога. Групповые встречи длятся около двух часов и позволяют значительно улучшить состояние участников, даже в рамках одного занятия. После прохождения групповых занятий, пациенты часто обращаются за психологической помощью в индивидуальном формате, так как чувствуют положительный эффект от терапии.
В арсенале онкопсихолога присутствует множество методов, комбинируя которые психолог «подбирает ключ» к каждому пациенту индивидуально.
Арт-терапия, карты МАК, метафорические ассоциативные карты — особый вид арт-терапии, основывающийся на принципах проективных методик, которые воздействуют на человека при помощи ассоциаций.
«В кабинете на столе разложены карты МАК. Они всегда доступны, повернуты изображением вверх. Человек, пришедший на прием, обращает внимание на картинки, опосредованно включаясь в беседу со мной. Так намного легче начинать работу», — рассказывает Елена Владимировна.
Метод визуализации призван использовать воображение пациента для построения зрительных образов, которые способны изменить мировоззрение человека, его подсознательные и глубинные установки, с целью преодоления психологических переживаний.
Также используются методы:
- Декатострофизации— преодоление страха рецидива;
- Когнитивно-поведенческие техники — восстановление искаженного восприятия оценки себя и окружающего мира;
- Когнитивные методы— рациональное убеждение;
- Техники саморегуляции — аффирмации, визуализации, управление мышечным тонусом и дыханием, аутогенные тренировки.
Чаще всего пациенты обращаются за помощью к психологу в определенные периоды:
- После сообщения о диагнозе;
- После назначения радикальных методов лечения, химиотерапии;
- Во время ожидания результатов диагностических исследований или прогрессирования заболевания;
- После продолжающихся болезненных медицинских процедур.
На этих этапах онкопсихолог сопровождает пациента в лечении, направляет его, оказывает высококвалифицированную помощь.
Расстройство адаптивного поведения наблюдается у 25% пациентов с онкологическими заболеваниями. Как правило, оно сопряжено с депрессивным, тревожным или смешанным настроением.
Депрессивное состояние. Повышение уровня депрессии наблюдается по мере прогрессирования заболевания. Большинство пациентов испытывают кратковременный период отрицания или недоверия, сменяемый дистрессом* со смешными симптомами депрессивного настроения: тревоги, бессонницы и раздражительности.
*Дистресс — состояние страдания, при котором человек не может полностью адаптироваться к стрессовым факторам и вызванному ими стрессу, демонстрирует дезадаптивное поведение.
Такие пациенты испытывают трудности в выполнении рутинных дел. Часто их посещают мысли о неопределенности будущего. Эти симптомы длятся от нескольких дней до нескольких недель, после чего паттерны адаптивного поведения возвращаются.
Онкопсихолог Первой онкологической больницы Москвы Проценко Елена выделила вопросы, которые помогают отойти от строгих бланков, позволяют получить от пациента четкую информацию о его состоянии в ходе расслабленной беседы и выявить его симптоматику:
- Как вы справляетесь со своим заболеванием? Как ваше настроение, после того как вы узнали о диагнозе? Вы грустите? Вы плачете? Как часто? Только в одиночестве? — указывают на сложности адаптации, депрессию.
- Есть ли что-то, чему вы радуетесь после обнаружения у вас рака? — указывают на сложности в выражении эмоций.
- Как для обычно выглядит будущее? — Безнадежность.
- Думаете ли вы, что можете контролировать ход своего лечения или это полностью от вас не зависит? — Беспомощность.
- Беспокоитесь ли вы о том, как не стать обузой для семьи и друзей во время лечения? — Бесполезность.
- Чувствуете ли вы, что всем станет легче без вас? — Вина.
Также необходимо узнать у пациента о его физических симптомах: бессонница, боль, усталость, снижение аппетита, психомоторное состояние. Эта информация дополняет картину пациента и позволяет онкопсихологу эффективно подобрать методы психотерапии либо направить к специалисту другого профиля.
Тревожные расстройства
Часто онкопсихолог сталкивается с проявлением реактивной тревоги у пациентов. Эта усиленная форма нормальной реакции встречается у людей с ранее диагностированным тревожным расстройством. Состояние отличается от обычной реакции пациентов своей продолжительностью, интенсивностью, увеличением уровня наблюдаемых функциональных нарушений. Часто такая ситуация складывается, когда пациент не согласен с предлагаемым лечением, что усложняет общение врача с пациентом.
Страх, сопровождаемый симптомами тревоги, — нормальная реакция пациента на возникшие трудности. Более того, пациенту важно испытать эту эмоцию для того, чтобы понимать, как справляться с ней в будущем.
Как психолог оценивает суицидальный риск у пациентов?
Онкопсихолог Проценко Елена сказала: «Большинству больных раком приходят мысли о самоубийстве. Как правило, рациональный подход пациентов позволяет остановить эти мысли и планировать свою жизнь более конструктивно».
Больше всего такому риску подвержены люди с психологическими расстройствами, зависимые от наркотических веществ, перенесшие утрату близкого человека, а также пациенты с неполноценной социальной поддержкой.
В такой ситуации специалисту важно выяснить причины возникновения такого желания:
- Фрустрация или отвращение — «Я не смогу принять себя в таком виде»;
- Жест отчаяния — «Я никому не нужен, всем будет лучше без меня».
При выявлении высокого риска суицида, психолог начинает поддерживать неформальные отношения с больным, позволяя ему вновь ощутить ответственность за себя и свое здоровье.
«Наша работа была неэффективной, если самоубийство становится единственным выходом для вас», — возможное обращение к пациенту. Обычно эта фраза вводит человека в нормальное состояние и помогает ему настроиться на продолжение терапии.
В Первой онкологической больнице Москвы заботятся не только о физическом, но и о эмоциональном здоровье пациентов. Каждый человек, столкнувшийся с трудной ситуацией должен получать необходимую поддержку для того, чтобы иметь волю к победе над болезнью. Пациент такой же участник лечения, как и врач, поэтому работа психолога в нашей сфере — очень важное направление в развитии современной онкологической медицины.