Найти тему

Бесконечность тьмы

Давным-давно я читала роман Александры Марининой «Бесконечность зла». По сюжету книги, в Москве разместили антенну, распространяющую вредоносное излучение, действующее на людей так, что кратно повышался уровень агрессии. В результате в районе, попавшем под излучение, стало опасно жить и в несколько раз выросло количество убийств из хулиганских побуждений. Антенна будто бы была разработана для повышения эффективности войск, и правительство решило испытать её действие на жителях столицы.

У меня такое впечатление, что сейчас под аналогичное излучение попала вся страна. А излучающая антенна известна – Останкинская телебашня. Я имею ввиду не только политические телешоу, которые в режиме 24/7 льют на телезрителей ложь и ненависть. Нет, их работа не принесла бы ТАКИХ плодов, если бы не был построен фундамент – новая философия жизни, основанная на самых низменных человеческих инстинктах.

Фундамент начал выстраиваться давно, еще с начала нулевых. Сначала стало появляться всё больше развлекательных шоу. Затем вошло в моду копание в грязном белье и выставление напоказ семейных тайн и скандалов: это и «Окна», и «Дом-2», и новые сериалы вроде «Универа», и многочисленные новые мелодрамы, где стал романтизироваться бандитизм («Бригада»), где успех в жизни стал приравниваться к толщине кошелька, а высшей целью для всех уважающих себя и целеустремленных девушек стал рисоваться приезд в Москву с последующим выходом замуж за преуспевающего бизнесмена.

Конечно,чтобы получить образование и устроиться в жизни, нужно приехать в Москву! За МКАДом в России шансов почти нет. Кадр из фильма "Доярка из Хацапетовки", Россия, 2007 год, режиссер: Анна Гресь.
Конечно,чтобы получить образование и устроиться в жизни, нужно приехать в Москву! За МКАДом в России шансов почти нет. Кадр из фильма "Доярка из Хацапетовки", Россия, 2007 год, режиссер: Анна Гресь.

Скандалы и драки прямо в эфире, грязь, секс и измены наизнанку – стали преподноситься как правда жизни и как новая её норма. Обществу старательно внушалось, что так и надо – следовать за животными инстинктами, ничего не стыдиться и любой ценой достигать желаемого.

Драка в эфире передачи "Пусть говорят", ведущий - Андрей Малахов. Фото из открытых источников.
Драка в эфире передачи "Пусть говорят", ведущий - Андрей Малахов. Фото из открытых источников.

Советский кинематограф имел совсем другое направление: подлость, жадность и предательство – осуждались, был вполне определенный нарратив: зло должно быть наказано, добро должно так или иначе победить! Пусть в жизни это далеко не всегда так, но советское кино, да и российское кино 90-х в основном преподносило победу добра и справедливости как норму жизни, к которой нужно стремиться. Даже в драмах нередко присутствовала частичка светлого: например, в фильме «Дорогая Елена Сергеевна» история заканчивается моральной победой учительницы над толпой обезумевших от наглости подростков: заветный ключ от сейфа с экзаменационными работами они сами не взяли, т.к. почувствовали отвращение к своему поведению.

"Елена Сергеевна, они не взяли ключ!" Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна", СССР, 1988 год, режиссер Эльдар Рязанов.
"Елена Сергеевна, они не взяли ключ!" Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна", СССР, 1988 год, режиссер Эльдар Рязанов.

Телеэфир тех лет был наполнен познавательными передачами, где ведущие спокойными голосами рассказывали о научных фактах и открытиях, о мире животных, о далеких странах и космосе. На музыкальные передачи и конкурсы попадали новые молодые таланты. И главное – было совершенно недопустимым, чтобы в любой телепередаче звучали оскорбления и выражения из подворотни, чтобы ведущие переходили на крик и унижали гостей эфира. Так же невозможно было вообразить передачу, где на всю страну разбирались бы, кто с кем и как переспал, кто кому изменил и тому подобное. В 80-е и даже еще в 90-е появлялись интеллектуальные шоу, куда приходили простые люди, а не «звезды», и могли испытать удачу, а заодно и заставить зрительскую аудиторию лишний раз пошевелить мозгами.

Золотой век культуры: "Очевидное-невероятное" с С. Капицей, "Что? Где? Когда", где призами были книги, "Утренняя звезда", куда приходили молодые таланты, "О, счастливчик" - где еще интеллектуальное преобладало над развлекательным. Фото из открытых источников, коллаж автора.
Золотой век культуры: "Очевидное-невероятное" с С. Капицей, "Что? Где? Когда", где призами были книги, "Утренняя звезда", куда приходили молодые таланты, "О, счастливчик" - где еще интеллектуальное преобладало над развлекательным. Фото из открытых источников, коллаж автора.

Но с захватом СМИ государством в 2001 году моральная планка информационного поля и кинематографа стала стремительно опускаться:

постепенно исчезли такие вещи, как неприкосновенность семьи и право на личную тайну, вошли в моду публичные семейные и постельные разборки, обман и интрига ради достижения цели сделались нормой, пропало уважительное отношение к чужим взглядам и мнениям, а появилось полное неприятие инакомыслия, которое быстро стало перерастать во враждебность ко всем, кто смеет думать не как положено и не как предписано «генеральной линией партии» - в «лучших» традициях 1937-го года.

Общество отбросили на пару веков назад в плане покорности: появилась аполитичность, апатия и уверенность в том, что «господину барину виднее». Нынешнее старшее поколение – это ведь те самые люди, которые получили хорошее образование и в 80-е годы активно выражали желание коренных перемен в стране. С другой стороны, именно они больше всех привыкли смотреть телевизор, а, значит, больше всех попали под действие пропаганды. Результат налицо: теперь большинство (я не говорю «все», это, к счастью, не так) пенсионеров старше 60 лет рассуждают точь-в-точь как крепостные крестьяне XIX века: верят в доброго царя-батюшку, который всё знает, которому нужно безоговорочно отдать право всё решать за нас, а «мы люди маленькие, мы не понимаем и не должны понимать», наше дело – молчать и слушать, варить супчик и благодарить за то, что он еще есть. Как же, ведь царь о нас заботится, благодаря ему нам солнце светит!

Кадр с канала "Опросы сверхдержавы": жительница Омска, захлебываясь от восторга, благодарит президента за солнце и мирное небо.
Кадр с канала "Опросы сверхдержавы": жительница Омска, захлебываясь от восторга, благодарит президента за солнце и мирное небо.

С этим рабским мышлением непостижимым образом сочетается непомерная гордость и уверенность в своем величии, а также в том, что именно мы должны всему миру показать, как надо правильно жить. С деградацией образования и ликвидацией познавательных программ по ТВ многие уже забыли истинную историю Российского государства. Сейчас мало кто правильно ответит на вопрос: «Как выглядела карта России в XVI веке?» и уверены, что великий стратег вещает им по телевизору святую истину, не подозревая, что из него такой же историк, как из героини «Мадагаскара» Глории – балерина.

За последние два десятилетия в нашей стране произошла ужасающая деградация культуры и настоящее расчеловечивание. Прежние ценности перевернулись с ног на голову и стали напоминать идеологию 30-х годов прошлого века. Именно на этой почве, как на фундаменте, и стали проводить работу Скабеевы и прочие; без фундамента у них бы ничего не вышло. Кроме того, обработка сознания велась медленно и постепенно – это необходимое условие для нужного эффекта. Общество не должно было заметить, куда оно идет – так же, как лягушка из известного опыта не должна заметить, что варится, поэтому крайне важно поддерживать очень слабый огонь и ждать.

Рецепт варки лягушки так, чтобы она ничего не заметила. Картинка из открытых источников.
Рецепт варки лягушки так, чтобы она ничего не заметила. Картинка из открытых источников.

Если пофантазировать и представить, что году так в 1985-м или даже в 1995-м люди пришли бы с работы, включили телевизоры и увидели «Вести недели» с Киселевым, всерьез рассуждающим о ядерном пепле, «Вечер с Соловьевым», где все друг на друга орут, перебивают, и больше всех хамским поведением отличается сам ведущий, «60 минут» и малаховские «постирушки», услышали откровения депутата Гурулёва и других - какая была бы реакция? Скорее всего, граждане того общества решили бы, что врачи клиники имени Кащенко недоглядели за своими пациентами - и те разбежались кто куда, захватили «Останкино», пробрались в ГосДуму, надо срочно бить тревогу и возвращать больных на место. В то, что это – картинка нашего будущего, не поверил бы никто.

В наше время отключение электричества – настоящая беда. Но я начинаю думать, что куда страшнее – отключение света в мозгах. Ибо последствия такой «аварии» поистине не имеют границ.

Лайкните, если согласны с автором статьи. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!

Всем добра!