31 октября 1517 года монах-августинец с подходящим именем Августин повесил на двери Замковой церкви в столице Саксонии городе Виттенберге свои 95 тезисов. Так в Европе началась Реформация. Кстати, мой милый Августин вскоре перестал считать себя монахом, и впредь именовался своим мирским именем - Мартин Лютер.
А девятью годами ранее на севере Руси, на пустынном берегу реки Соры монашеская братия хоронила старца Нила. Лютеру потребовалось 95 тезисов, чтобы изложить свои мысли и перевернуть церковную жизнь Европы. Нилу Сорскому хватило всего девяти слов, которые когда-то апостол Павел адресовал фессалоникийцам: "... если кто не хочет трудиться, тот и не ешь".
Монастыри уже не устраивали требовательного старца. Они обзавелись землями и крепостными. Монахи превратились в помещиков. А ведь Христос предупреждал: "Трудно богатому войти в Царство Небесное..." и предлагал последователям своим: "... если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною". И Нилу пришлось начинать всё сначала, как начинали монахи за полторы тысячи лет до него. Снова собственным горбом зарабатывать себе на пропитание, довольствоваться малым, а свободное время проводить в молитвах Господу о спасении души своей. Только теперь это называлось не монастырь, а скит.
Лютер обличал грехи Католической Церкви громко, на всю Европу. Нил Сорский призывал своих учеников: "Не подобает же на таковых и словом наскакивать, ни поносить, ни укорять их, но надо предоставить это Богу". Его жёсткие требования касались только тех, кто хотел поселиться в его скиту. Остальному миру старец предлагал самостоятельно ответить за свои грехи перед Богом!
Тем не менее, вопрос о церковном землевладении был поднят на Церковном соборе 1503 года. И поднял его, якобы, сам Нил Сорский. Как это соотносится с его призывами к ученикам, историки гадают до сих пор. Надо сказать, государь Иван III обрадовался такому мнению в церковных рядах. Он как раз собирал вокруг Москвы русские земли. Но одно дело отнимать владения у удельных князей, а другое - покуситься на имущество Церкви. А тут на тебе, пожалуйста, - монах призывает к самосекуляризации. Повезло, так повезло! Правда, тогда, на Соборе 1503 года, церковная братия сумел отстоять всё, "что нажито непосильным трудом".
Вероятно на том же Соборе у Нила Сорского наметился главный идеологический противник - влиятельный игумен Волоколамского монастыря Иосиф. И хотя личные отношения между двумя будущими православными святыми оставались нормальными, несмотря на кардинальные идеологические разногласия, последователи их сцепятся не на жизнь, а на смерть. Сторонников Волоколамского игумена будут по его имени звать иосифлянами. Тех же, кто проникся идеями старца Нила, назовут нестяжателями.
Вскоре после смерти родоначальника их движения у нестяжателей появится новый лидер - твёрдый и решительный монах Вассиан Косой. В миру этого ярого противника земных благ звали боярин князь Василий Иванович Патрикеев. Он был прямым потомком великого князя Литовского Гедимина и близким родственником основателей княжеских родов Голицыных и Куракиных. В общем, человеком, мягко говоря, не бедным и в своё время весьма влиятельным. Как Патрикеев стал монахом доподлинно неизвестно, но почти однозначно не по своей воле. Тем не менее, бывший боярин пользовался доверием нового государя Василия III.
Вассиан обрушился на Церковь с укорами, призывая её отказаться от земных богатств и последовать заветам Господа Иисуса Христа. Его мощь и напор получили достойное литературное обрамление стараниями его верного союзника - учёного грека Михаила Триволиса, в монашестве Максима Грека. Довольно быстро лидеры нестяжателей нажили себе массу врагов, которым вскоре представился удачный случай с ними разделаться.
Государь Василий III решил развестись со своей женой. Устроить этот развод взялся митрополит Даниил - верный ученик Иосифа Волоцкого. Плату за свои услуги он запросил небольшую - возможность навсегда заткнуть рот нестяжателям. Ради расправы над своими политическими противниками Даниил собирал Церковный собор аж дважды, инкриминируя им всё подряд вплоть до вредительства и саботажа в сфере тиражирования церковных книг. Вассиана и Максима Грека заточили... в Волоколамский монастырь - главный оплот их идеологических противников. Когда и как ушёл из жизни бывший князь Патрикеев доподлинно неизвестно. Максим Грек получил свободу уже при следующем государе - Иване IV. Проживание в Волоколамском монастыре навсегда отбило у него интерес к церковной политики.
Новым лидером нестяжателей стал некий старец Артемий, поставленный игуменом Троице-Сергиева монастыря. Как и его дед, Иван Грозный планировал добиться от Церкви добровольного отказа от земельных владений. Но тут при дворе с криками "На волю, всех на волю!" объявился некий Матвей Башкин, давший свободу своим крепостным и требующий совсем отменить крепостное право. Такое безобразие совершенно не входило в планы русского царя. Башкина отправили на перевоспитание всё в тот же Волоколамский монастырь, а Артемий от греха подальше слинял в Литву.
Так русская Реформация завершилась полным крахом...
Читайте в этом цикле: