Найти в Дзене
Wladimir Barinoff

Открыв книгу Кропоткина, я был поражен

В минувшее воскресенье купил в книжном магазине книгу Петра Алексеевича Кропоткина "Записки революционера". Замечательный человек был князь Кропоткин. Офицер, ученый, мыслитель, революционер, один из отцов русского анархизма. Сейчас такие люди не рождаются. Давно я его хотел почитать. Открываю книгу, даже не саму книгу, а только предисловие автора к первому русскому изданию, написанное в 1902 году, читаю и поражаюсь, словно не прошло сто с лишним лет. "Крепостной строй, разбитый в 1861 году, вернулся снова в русскую жизнь под покровом новых мундиров, но с теми же приемами, целями и задачами порабощения массы в пользу привилегированных и правящих. Идеал жандармского сосредоточенного сильного государства, который в 1863 году сплотил вокруг престола, против Польши, даже недовольные элементы русского общества, - идеал централистов - опять ожил среди нас. Опять он увлекает тех, кто считает себя призванным руководить судьбами России, опять стоит он на пути развития местной жизни и местной са
Кропоткин П. А. (1842 - 1921). Фото из открытого доступа.
Кропоткин П. А. (1842 - 1921). Фото из открытого доступа.

В минувшее воскресенье купил в книжном магазине книгу Петра Алексеевича Кропоткина "Записки революционера". Замечательный человек был князь Кропоткин. Офицер, ученый, мыслитель, революционер, один из отцов русского анархизма. Сейчас такие люди не рождаются.

Давно я его хотел почитать. Открываю книгу, даже не саму книгу, а только предисловие автора к первому русскому изданию, написанное в 1902 году, читаю и поражаюсь, словно не прошло сто с лишним лет.

"Крепостной строй, разбитый в 1861 году, вернулся снова в русскую жизнь под покровом новых мундиров, но с теми же приемами, целями и задачами порабощения массы в пользу привилегированных и правящих. Идеал жандармского сосредоточенного сильного государства, который в 1863 году сплотил вокруг престола, против Польши, даже недовольные элементы русского общества, - идеал централистов - опять ожил среди нас. Опять он увлекает тех, кто считает себя призванным руководить судьбами России, опять стоит он на пути развития местной жизни и местной самостоятельности. И, наконец, рабство мысли и раболепие - в науке перед авторитетом, а в жизни перед мундиром, которое так возмущало лучших людей в конце пятидесятых годов и вызвало резкий протест Базарова, - вновь оживают среди нас".

Актуально, не правда ли?

P.S. О пребывании Кропоткина в Петропавловской крепости можно прочесть здесь. А о пребывании во французских тюрьмах здесь.