Найти в Дзене
Силумин

Unlock: Руссий замок

Да что там может быть интересного? Замки, что в них особенного? Такими словами меня напутствовали домашние, когда я собирался на проходящую в эти дни невероятно самобытную выставку нашего современника коллекционера Вячеслава Арбузова. С его удивительной коллекцией я познакомился в пространстве РОСИЗО на выставке "Русский замок. Кузнечная летопись".

На выставке "Русский замок. Кузнечная летопись". Здесь и далее все фото автора.
На выставке "Русский замок. Кузнечная летопись". Здесь и далее все фото автора.

В наши дни, когда навесные и врезные замки можно сказать обесценились, сундуков и амбаров становится все меньше(если они вообще остались). На смену навесному замку пришли PIN-коды, FaceID - замки трансформировались и оцифровались. Как и многое другое в нашей современной жизни: музыка в mp3, книги в виде файлов. Тем ценнее воспринимается момент соприкосновения с аналоговыми "ламповыми" источниками.

Замок-годовик, 1917г.
Замок-годовик, 1917г.

Признаться, я и сам ничего не ждал от выставки замков, а оказалось — это целый мир, по которому можно даже изучать историю. На выставке, расположившейся в нескольких залах усадьбы Тургеневых-Боткиных, были представлены самые разнообразные замки, каждый под свою задачу.

Вот, например, вот эта мудреная конструкция.

Секирный замок.
Секирный замок.

Такой тип кованых замков, появившихся в XVII веке, получил название «секирный» от средневекового оружия с длинным лезвием — секиры. Секирные замки отличались богатой орнаментацией. На внутренней стороне этого замка на разных его деталях мы можем видеть интересное оформление: кузнечную насечку. Она выполнена в виде крестообразных элементов. Это даёт основание предположить, что замок изготовлен по заказу церкви или монастыря. Такие замки использовались на воротах монастырей и запирались большими ключами.

Особенно любопытным было рассматривать замки с секретом. Одной из главных характеристик замка и сегодня, и сто лет назад является его надёжность, устойчивость к взлому. Довольно часто мастера снабжали свои замки секретным механизмом. Чтобы открыть замок с секретом, недостаточно обладать ключом: нужно, нажав потайную кнопку, найти скрытую за декоративной накладкой ключевину или применить особый приём при введении ключа в замок.

Замок с секретом. Чтобы получить доступ к скрытой замочной скважине нужно приподнять правую колонну.
Замок с секретом. Чтобы получить доступ к скрытой замочной скважине нужно приподнять правую колонну.

В этом образце замочная скважина скрыта внутри домика с колоннами. Если приподнять вверх правую колонну, распахнётся дверь. Чтобы ещё больше сбить с толку взломщика, безымянный мастер продублировал рельеф с входной группой и на задней пластине замка.

Были среди прочих и забавные репчатые замки. Характерное название «репка» эти плоские замки с закруглённым снизу корпусом получили за схожесть с разрубленной пополам репой.

Репчатый замок с ключом.
Репчатый замок с ключом.

Репчатый замок с ключом состоял из 26 отдельных деталей, которые отливали из латуни — «зелёной меди», как её называли в прошлом — или паяли из стали и железа.

В одном из залов, многих(и я не исключение) привлек и заинтересовал вот этот диковинный замок. Я бы даже сказал система. Я все гадал для чего же использовалось такое чудо? А оказалось вот что...

В далёком ХV веке после долгих скитаний преподобный отец Макарий нашёл на берегу Волги уединённое место и заложил на нём скит. Так возник знаменитый Макарьевский монастырь. Выгодное расположение рядом с большой рекой послужило в дальнейшем образованию у стен монастыря одноимённой ярмарки, ставшей крупнейшей в Европе.

Как и положено, вокруг торжища стали расти сёла и слободки с разным ремесленным людом. В близлежащем селе Лысково, например, приноровились ладить один из ходовых товаров: сундуки разного чину и размеров — и амбарные, и в светлицу, и купеческие. До дюжины (а порой и более) складывали друг в друга, как матрёшку, мастера свои изделия. Для таких сундуков запоры нужны были мудрёные, надёжные, с хитрыми секретами.

Сундучные замки и ключи.
Сундучные замки и ключи.

В начале XIX века жил в Лысково мастеровой по замочному делу, крепостной Митряй, который делал отменные сундучные замки, украшенные растительным орнаментом, со сложными деталями и формами. Настолько тонкой была его работа, что уже скоро приезжавшие на ярмарку купцы стали спрашивать сундуки непременно с замками того самого мастера Митряя: Макарова — то есть «макарьевского».

Ну а дальше еще интереснее и любопытнее — винтовые замки, по некоторым источникам, второе название у них конные или обозные. Такими замками сцепляли обозы и стреножили лошадей, чтобы лошадку не угнали. Чтобы открыть винтовой замок, нужно было ввернуть ключ до упора — тогда откидывалась дужка, а чтобы закрыть, наоборот, вывинтить.

Ключ такого замка не имел привычной бородки, вместо неё на стержень напаивалась завёрнутая спиралью проволока. Внутри корпуса замка помещалась нарезка с тем же количеством витков. Этот принцип изготовления давал бессчётное количество вариаций запорного механизма, что повышало «взломостойкость» замка, делало его практически неуязвимым для вскрытия без родного ключа.

Тут же были и милые свадебные замки. На Руси замки издревле использовались в обрядах укрепления новой семьи: чтобы свадебный сговор не расстроился, чтобы брак был крепким, запирался амбарный замок, закапывался под порогом будущего дома молодых, а ключ выбрасывался в реку.

А ещё замки часто выступали подарком молодожёнам. Такой подарок считался солидным. Свадебные замки имели соответствующую атрибутику: рельефное сердце, нанесённое на замок, либо в виде сердца сделанную деталь, например, направляющую для ключа.

Еще один вид сундучных замков-топоров.
Еще один вид сундучных замков-топоров.

Отдельного упоминания достойны так называемые "товарищеские" замки — прародители банковской ячейки. Такой замок отмыкается с помощью двух разных ключей, вставляемых одновременно с разных сторон. Его можно было бы назвать «замком с двойным контролем». Вероятно, замок с подобным принципом открытия применяли для охраны совместной собственности — каждый хозяин получал по личному ключу, но чтобы открыть замок требовалось обязательное присутствие на месте обоих.

Ну и разумеется, у каждого замка есть свой ключ, они(ключи) тоже поражают изяществом и разнообразием. На отдельной "витрине" были представлены солярные ключи. Солярный (от латинского слова Solaris — «солнечный») ключ — один из немногих предметов старого быта, который донёс до нас древнюю культуру почитания Солнца. Возможно, для поздних мастеров, ковавших ключи с соляриями, это была дань традициям, которые заложили в них наставники, а возможно, что культура поклонения Солнцу спокойно уживалась наряду с православной верой.

Солярные ключи.
Солярные ключи.

Набор солярных знаков на ключах невысок: это солнечное колесо (крест, располагающийся внутри круга), восьмилучевой Коловрат, символизирующий материальный достаток и богатство, Громовик (деление круга на шесть секторов), который служил защитой от всякого зла (славяне вырезали его на входной двери дома).

Круг без делений — это тоже солярный символ, самый простой, самый древний, однако повсеместное превращение его в «ручку» ключа постепенно стёрло истинное значение.

Замок Беляева.
Замок Беляева.

Выставка — удивление, выставка — восторг. Казалось бы простой замок, зачастую неграмотные ремесленники кустари не могли написать фамилию, а создавали такие хитроумные изделия. Выставка позволила через предмет окунуться в историю. До 11 декабря еще можно успеть познакомиться с замками лично, а для тех, кто не сможет там побывать, надеюсь, мои впечатления будут полезны.

Глиняная наковальня при входе на экспозицию.
Глиняная наковальня при входе на экспозицию.