Найти в Дзене

В истории человеческой цивилизации государство существовало не всегда, его появлению предшествовал длительный этап первобытного общества

В истории человеческой цивилизации государство существовало не всегда, его появлению предшествовал длительный этап первобытного общества. И что интересно об этом этапе достоверно можно говорить лишь о последних 10 – 12 тысячах. Первобытное общество не было однообразным, каким-то монотонно функционирующим организмом. Это общество, как и любое другое, более позднее всегда находилось в состоянии развития, проходило различные этапы. В настоящее время принято выделять несколько таких этапов периодизации – общеисторическую, археологическую, антропологическую. Необходимо отметить, что попытки периодизации предпринимались ещё в 18 веке, когда шотландец А. Фергюсон, а в 19 веке и Льюисом Морганом была предложена периодизация человеческого общества, включавшая три этапа: дикость, варварство и цивилизация. Позже предлагались и другие периодизации, но более привычна археологическая периодизация истории человечества, поделённая на каменный век, бронзовый век и железный век. Первобытно-общинный стро
Человек разумный, или кроманьонец
Человек разумный, или кроманьонец

В истории человеческой цивилизации государство существовало не всегда, его появлению предшествовал длительный этап первобытного общества.

И что интересно об этом этапе достоверно можно говорить лишь о последних 10 – 12 тысячах.

Первобытное общество не было однообразным, каким-то монотонно функционирующим организмом. Это общество, как и любое другое, более позднее всегда находилось в состоянии развития, проходило различные этапы. В настоящее время принято выделять несколько таких этапов периодизации – общеисторическую, археологическую, антропологическую. Необходимо отметить, что попытки периодизации предпринимались ещё в 18 веке, когда шотландец А. Фергюсон, а в 19 веке и Льюисом Морганом была предложена периодизация человеческого общества, включавшая три этапа: дикость, варварство и цивилизация. Позже предлагались и другие периодизации, но более привычна археологическая периодизация истории человечества, поделённая на каменный век, бронзовый век и железный век.

Первобытно-общинный строй занимает самый большой отрезок истории человечества. Его начальная дата определяется временем появления человека на Земле, около 3 миллионов лет тому назад.

Наиболее значимым в истории человечества выступает неолит или новый каменный век. Он существенно изменил всю материальную основу первобытного общества, её социальную и духовную организацию – это, пожалуй, основной и первый этап перехода от присваивающей экономики к производящей.

Очень длительное время наш предок – кроманьонский человек (появился в период от 60 до 45 тысяч лет назад) пользовался дарами природы, присваивая их себе и при этом сам ничего не производил. Он занимался охотой, рыболовством, собирательством плодов и корней растений. И для этого он начал использовать подручные средства природных материалов – кремневые, костяные и ряд других, из того же дерева, из которых изготавливал орудия не только охоты, но и труда – палки-копалки, мотыги для выкапывания растений и т.д.

Социальная организация кроманьонцев строилась на основе семейной общины – малой локальной группы людей родственных между собой и объединявшей несколько поколений. В поисках пропитания и вслед за миграцией диких животных, объектов охоты, эти группы постоянно находились в движении, вели кочевой образ жизни. Иногда, в периоды массового рыболовства или охоты, реже для защиты от нападений и организации военных походов, несколько родственных семейных общин, объединялись между собой. В их обществе существовала строгая система разделения труда, основанная на половозрастной основе. Семейную общину возглавлял самый старейший её член, а родовую (объединение нескольких семейных общин) совет старейшин, выбиравший и отстранявший выбранных ими военных вождей. Хозяйственной деятельностью, как правило, ведал совет старейшин, а вожди являлись ответственными за организацию массовых охот и вообще за добычу пропитания, в их обязанность также входила организация защиты от нападений и организация военных походов. Такая власть называлась – потестарной (от латинского «potestas» - власть, мощь). Существовали также и способы разрешения споров – суды родственников, совета старейшин, слово вождя.

Такая социальная структура общества существовала многие тысячелетия и, несмотря на свою консервативность, обеспечивала гармоничное взаимодействие природы и человека, и была первым способом существования человеческого общества.

Однако в десятом тысячелетии до н.э. началось интенсивное таяние ледника, уровень мирового океана поднялся минимум на 120 – 130 метров. «После 10 тыс. до н.э. культуры человечества стали концентрироваться на значительном удалении от береговой линии. Местом их обитания стали горные районы и значительные возвышенности». Само существование человека находилось под угрозой. Изменился климат, биологическая среда существования также претерпела большие изменения. Присваивающая экономика больше не была эффективным способом выживания человека. Постепенно человек начал переход к производящим способам хозяйствования, начинает развиваться земледелие и скотоводство, именно они и сыграли в будущем основную роль в появлении первых государств.

Земледелие, так же как и охота сыграло одно из решающих умений человека в переходе на новый этап развития социального общества в древности
Земледелие, так же как и охота сыграло одно из решающих умений человека в переходе на новый этап развития социального общества в древности

Производящее хозяйство позволило создавать продовольственные запасы и беспроблемно переживать тяжёлые времена года. Был создан мощный импульс к появлению имущественного неравенства, а также подготовил условия для появления и становления протогородских и городских культур, к появлению первых государственных цивилизаций. Именно там где появились древнейшие очаги производящего хозяйства – Малая Азия (10 – 8 тыс. до н.э.), Передняя Азия (8 – 7тыс. до н.э.), Юго-Восточная Азия (5 – нач. 3 тыс. до н.э.), Восточноазиатский регион (7 – пер. пол. 5 тыс. до н.э.), Южный Египет (8 тыс. до н.э.), возможно Центральная и Юго-Восточная Сахара (10 тыс. до н.э.), Западная Африка (3 – 2 тыс. до н.э.), Мезоамерика (с 10 – 9 до второй половины 4 – 2 тыс. до н.э.) и в Южной Америке с 7 до 3 тыс. до н.э.1

Одомашнивание растений и животных продлилось на долгие и долгие столетия, но знания полученные человеком в результате проб и ошибок в конечном итоге привели к появлению современной цивилизации. Выйдя из глобального демографического и хозяйственного кризиса, полностью перестроив свою социальную структуру, человечество перешло на новый этап своего существования: образованию первых государственных объединений. Появление, которых последовало вслед за катастрофическим таянием ледника. Именно тогда семейная и родовая община оказались перед фактом своей неэффективности и необходимостью переформатирования.

Рост торговых отношений, успехи производящего хозяйства, показали пути выхода из тупика – объединения населения по территориальному признаку.

Чатал - Гююк
Чатал - Гююк

Уже в 10 тыс. до н.э. появляется первое известное поселение – Иерихон, однако о начале истинно городской культуры можно говорить лишь с появлением в 8 тыс. до н.э. (возможно – 7) поселения Чатал-Гююк.

«Регулятивная система раннеклассовых обществ получает новую структуру, отличающуюся и по содержанию, и по способам регулирования, и по форме выражения, и по процедурам, и, наконец, по средствам обеспечения – санкциям – от предшествующей регулятивной системы. Возникает специальный и весьма мощный пласт норм, которые по всем характеристикам отличаются от социальных норм присваивающих обществ. Иными словами, появляется право».

Крупные поселения стали основой для образования первых городов – государств, в которых возникает частная собственность, в том числе и на землю.

«Историки хорошо знают, как нелегко раскрыть политический смысл термина «Месопотамия», который обладает приводящей в замешательство способность «дематериализоваться», поскольку Месопотамия, подобно многоклеточному организму, преимущественно состояла из городов-государств, редко действующих в политическом единении. Вместе с тем наличие общих идеалов политического единства, существование перечней богов, в которых городские божества-покровители сводились в единый пантеон, и, главное, сознательное сохранение, передача и редактирование письменного и устного «потока традиции» свидетельствуют об особом культурном содержании термина «Месопотамия»» (Йоффи Н. «Чужеземцы» в Месопотамии. С. 98 – 99 //ВДИ. 1989. № 2. С. 95 – 100).

Если говорить точнее, то все действия жителей Месопотамии были регламентированы более древними, закреплёнными нормативными указаниями единых правил. В данном случае говорится о чётком фиксировании в письменных источниках всех норм, в первую очередь хозяйственных, регулирующих жизнь поселенцев этой территории. Становление собственно права и начинается именно с агрокалендарей Месопотамии и Египта, и других регионах примерно в 4 – 3 тыс. до н.э.

Несколько позже возникают и иные правила регулирующие систему запретов, дозволений, позитивного обязывания. Появляются и собственно законы, кодексы, своды законов – самый древний свод царя Ур-Наму, жившего в Шумере в 3 тыс. до н.э., в городе Лагаше в нач. 2 тыс. до н.э. появляется правовая судебная структура.

В целом появление рынка является закономерным историческим процессом, так как для этого были созданы все предпосылки ещё в первобытно-общинном обществе и раннеклассовых государствах. Среди этих предпосылок: разделение труда; обособленность производителей; независимое от других ведение своей деятельности, свобода предпринимательства.

Использованная литература:

1. Бейджент М. Запретная археология. М.: Эксмо, 2004. С. 210.

2. Кудряшов Н. Кутии – народ воин. Часть 1. 3. Эпоха бронзового века. /Проза.ру

3. Бейджент М. Указ., соч. С. 177.

4 . Шнирельман В.А. Основные очаги древнейшего производящего хозяйства в свете достижений современной науки //ВДИ. 1989. № 1. С. 101 – 105.

5 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2000. С. 35.

6 Йоффи Н. «Чужеземцы» в Месопотамии. С. 98 – 99 //ВДИ. 1989. № 2. С. 95 – 100.