В предыдущей статье (ссылка будет в конце) мы поговорили о направлениях ортодоксального иудаизма и о тех течениях, близких к иудейской вере, которые в его состав не включаются. Так или иначе, их последователи в полной степени соблюдают все божьи заповеди, только почитают (в случае ортодоксов) или отвергают (в случае караимов, самаритян и Бета Исраэль) Талмуд. Но сегодняшний разговор пойдет о более современных евреях, которые значительно переработали традиционные религиозные доктрины.
После разрушения римлянами Второго Иерусалимского храма евреи покинули свои родные места. В первые столетия нашей эры был составлен Иерусалимский (на самом деле его создали в городе Тверия) и Вавилонский Талмуд, которым мировое еврейство руководствовалось следующие полтора тысячелетия. Но в 19-м веке европейские евреи оказались в цивилизационном кризисе.
С одной стороны, у них все больше портились отношения со своими христианскими соседями. С другой – мир изменился, и оттого люди начали испытывать кризис веры. Многие из евреев стали думать, что 613 заповедей Торы, каждая из которых обязательна для исполнения, слишком обременительны для простого верующего. Каждую из этих проблем решил устранить реформистский иудаизм.
Наполеон, когда он захватил половину Европы, уравнял евреев со всеми другими категориями населения. Но после падения Бонапарта, те или иные государства и княжества стали отменять его либеральные законы. Многие из евреев Германии уже не могли жить без равного правового статуса, и стали массово оставлять иудаизм. Крестилась семья композитора Мендельсона, крестились близкие «сына юриста» Карла Маркса.
Поэтому самые современные раввины решили модифицировать иудейскую веру, во-первых, чтобы ее положения было легче соблюдать, во-вторых, чтобы она стала ближе к христианству и более современной. Они надеялись, что европейцы станут лучше относиться к их соплеменникам, если евреи откажутся от странных, с их точки зрения, обычаев. Так в Германии в 19-м веке появился реформистский иудаизм. В некоторых странах его также именуют прогрессивным или либеральным.
Эти евреи стремятся к осмыслению иудейской обрядовости в условиях современного мира. Они перестали разделять синагогу на мужскую и женскую половины; предоставили женщинам право становиться раввинами; начали признавать евреями тех, кто к этому народу относится только по отцу; разрешили молится на любом понятном для верующих языке; очень упростили или отменили соблюдение субботы. Они даже разрешили своим адептам употреблять свинину!
Больше всего реформистский иудаизм распространен в США. Также он есть в самом Израиле, Германии, Англии, Франции. Русские евреи, хоть они де-факто не соблюдают многие положения иудаизма, реформистами себя не считают и доверяют ортодоксальным раввинам в духовном смысле.
Консервативный иудаизм обычно считается тем ответвлением реформистского, которое со временем стало отдельным. Консерваторы не исполняют 613 иудейских заповедей во всех их полноте, но и не добавляют собственные нововведения, которые характерны для реформистов. По сравнению с ортодоксами, у них много послаблений: женщине можно стать раввином, можно пользоваться машиной в субботу etc…
Есть вышедший из консервативного реконструктивистский иудаизм. В неи традиционная иудейская вера считается основой для построения «еврейской цивилизации». Вместе с тем, созданный ей кодекс поведения считается архаичным и несовременным, а потому – неприемлемым для большинства евреев. Предполагается создать новый список правил, который может подойти всем.
У реформистов и иже с ними есть множество союзов и объединений, каждое из которых может соблюдать или отвергать те или иные требования ортодоксального иудаизма. Там, где много евреев, ведущих светскую жизнь, они в достаточной степени распространены. Это дает их сторонникам чувство своей принадлежности к еврейству, хотя ортодоксальные раввины своими таких не считают.