Продолжая тему самолетов МиГ РВВС Кубы, медленно, но верно мы дошли до последнего. Это фронтовой истребитель четвертого поколения МиГ-29. В наших предыдущих статьях мы уже обсудили 15-й, 17-й, 19-й, 21-й и 23-й. Ссылки на все эти материалы вы найдете в этой статье.
Особое положение Кубы в Холодной войне придавало ей значение, непропорциональное ее размерам. Одним из аспектов этой диспропорции был большой парк истребителей МиГ. В некотором смысле их история и отражает ход кубино-советских отношений. Как говорится - от расцвета и до заката.
Первоначальные планы Фиделя Кастро включали в себя приобретение порядка сорока пяти истребителей, чего было бы достаточно для формирования полка. Однако экономические проблемы Кубы сократили закупку всего до двенадцати МиГ–29 и двух двухместных МиГ-29УБ. Их получили в октябре 1989 года. После сборки и отладки 19 апреля 1990 года был проведен первый испытательный полет.
Однако есть еще одна версия того, почему Куба не смогла получить больше "двадцатьдевятых". Во время одной из своих поездок в СССР Фидель Кастро впервые увидел МиГ-29 и выразил Горбачеву своё желание приобрести некоторое количество истребителей, скорее всего, по специальной цене и на приемлемых для Кубы условиях. Однако последний генсек уже был "устремлен" на дружбу западом и не ответил на запрос.
Через несколько месяцев молчания полномочный посол на Кубе Капто Александр Семёнович передал Кастро, что эти самолеты больше не производятся. Через день Капто встречался с команданте, который спросил у него, видел ли он американские ТВ-программы, в которых рассказывали о производстве МиГ-29 и их экспорте в другие страны. Александр Семёнович понял, на что намекал генерал, и передал это в Москву. Поставки все таки начались, однако до распада Союза вся интересующая Кубу партия изготовлена так и не была.
14 кубинских МиГ-29 составляли 231-ю эскадрилью 23-го истребительного авиаполка "Regimiento deCaza", базирующегося на аэродроме Сан-Антонио-де-лос-Баньос. Летчики совершали полный объем полетов, имея от 100 до 200 часов налета в год. К слову, летчики? пилотировавшие другие типы МиГов, к тому времени значительно сократили время налета на истребителях и добирали их, летая на транспортных самолетах.
"Двадцатьдевятым" МиГам кубинских РВВС не довелось повоевать так же, как его предшественникам. Однако в одной громкой операции они поучаствовали. В предыдущей статье мы немного затрагивали тему организации "Братья идут на помощь". Она состояли из кубинских мигрантов, проживавших в США, и пытавшихся противостоять действующей на острове власти. Они регулярно летали на остров на легких пассажирских самолетах, устраивали теракты, похищали людей, в общем, занимались подрывной деятельностью. Но вот чего они точно не знали - что о каждом их полете было известно на Кубе.
Для выполнения задания было решено использовать МиГ-23 и МиГ-29. Может возникнуть резонный вопрос. Зачем отправлять на операцию самолеты разных типов? Но этому своеобразному дуэту есть рациональное объяснение. Ранее, в 1982 году, Куба уже имела неприятный инцидент, когда во время перехвата легкого и медленного самолета был потерян скоростной МиГ-21. Немного об этой истории мы упоминали в прошлой статье:
"Братаны" передвигались на самолетах Cessna 337 Skymaster и были очень сложной целью для быстрого реактивного истребителя, такого как МиГ-21 или МиГ-23. А вот МиГ-29 достаточно маневренный даже на низких скоростях.
Немного о Cessna 337, которую использовали "братья". По сообщениям кубинской стороны, это были военные версии Cessna O-2 Skymaster, которые США снимали с вооружения в конце 1980-х годов. Группа использовала самолеты, которые ранее использовались во время войны во Вьетнаме и Сальвадоре и были предоставлены ВВС США (скорее через ЦРУ). Кубинские летчики сообщали, что на них даже полностью не стерли опознавательные знаки ВВС США "USAF".
Для проведения операции были отобраны самые опытные летчики прошедшие войну в Анголе. Во время подготовки роль цели отвели польскому легкому учебно-спортивному самолёту PZL-104 Wilga. В течении двух недель летчики отработали несколько сценариев и были полностью готовы к выполнению задания. 24 февраля 1996 года истребитель МиГ-29УБ подполковника Альберто Переса Переса ракетами Р-60M сбил два самолета Cessna, одному удалось уйти.
"Patria o muerte, cojones!" - прозвучало в рации.
Как позже сообщала американская сторона, атака произошла за пределами территориального воздушного пространства Кубы. Однако позже полковник ВВС США Бюхнер заявил, что все три самолета "братьев" находились всего в 8 километрах от побережья Острова Свободы. Хотя проведенное американской стороной расследование доказало обратное. Дело было сделано, враги Кубы были повержены.
МиГ-29 стал последним боевым самолетом, который получала Куба, и многие эксперты считают его лучшим истребителем в Латинской Америке в ближнем бою. Сегодня все кубинские МиГ-29 списаны из-за износа двигателей и деталей, а также коррозии конструкций.
Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.